Коньюктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.

Содержание

Введение
1. Конъюнктура и ёмкость рынка
§ 1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее
§ 2. Объекты конъюнктурных исследований
§ 3. Прогнозирование рынка
§ 4. Емкость рынка
2. Факторы, влияющие на емкость рынка
3. Методология изучения емкости рынка
4. Модель развития рынка
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 47.61 Кб (Скачать)

Оценка  этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих  показателей, определяющих динамику и  уровень цен различных товаров. После того как получено представление  о направлении развития экономики  в целом, следует переходить к  исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В  результате исследований изменений  в объёме и структуре потребления  составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления  и производства позволяет сделать  вывод об изменении в соотношении  между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка  и будущий уровень цен.

Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли  разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении  направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При  этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать  показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли.4

Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей :

– Измеряется объём и динамика производства в  целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о  заказах. Это так называемые показатели сферы производства.

– Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров  в кредит, данные о розничной и  оптовой торговле –Перечисленное относится к показателям внутрирегиональной торговли.

– Объёмы, динамика, географическое распределение  межрегиональных связей, объёмы импорта  и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа показателей относится  к группе межрегиональных и внешнеэкономических  связей.

– Кредитно-денежное обращение. К этой группе оценки относятся  курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.

Основной  характеристикой конъюнктуры рынка  является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется  в поведении цен, скорости оборачиваемости  товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры  различают на благоприятный или неблагоприятный.

При благоприятной  конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту  товарных запасов, замедлению оборачиваемости  товаров, наблюдаются затруднение  в сбыте товаров.

Успех конъюнктурных исследований зависит  от скорости получения объективной  и полной информации о причинах, характере и размере колебаний  соответствия спроса и предложения  на различных рынках.

Главные требования к информации – оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:

– Определение  круга показателей;

– разработка схемы передачи информации во времени  и пространстве;

– Объём  и форма представления информации.

При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические  наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых  показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины  этих изменений. После переработки  информации составляется аналитический  документ, который называется конъюнктурный  обзор. 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3. Прогнозирование  рынка 

Общая цель рыночных исследований состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного  вида и создаются предпосылки  для эффективного сбыта произведенной  продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка  является анализ текущего соотношения  спроса и предложения, т.е. конъюнктуры  рынка.5

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает:

– использование  различных, взаимодополняющих источников информации;

– сочетание  ретроспективного анализа с прогнозом  покупателей, характеризующих конъюнктуру  рынка;

– применение совокупности различных методов  анализа и прогнозирования.

Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного  производства. Источниками ее получения  являются данные государственной и  отраслевой статистики, официальные  формы учета и отчетности.

Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся:

– заявки и заказы торговых организаций;

– материалы  служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров  в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения  по текущей замене ассортимента и  т.п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий  по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и  промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также  материалы научно-исследовательских  организаций.

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые  нельзя получить другим путем. Поэтому  при изучении конъюнктуры рынка  особое внимание надо уделять получению  обширной специальной информации.

При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния  рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера  дальнейшего его развития по крайней мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.6

Прогноз рынка – это научное предвидение  перспектив развития спроса, товарного  предложения и цен, выполненное  в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с  оценкой его возможной ошибки.

Прогноз рынка базируется на учете закономерностей  и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности  и научной добросовестности при  оценке данных и результатов прогнозирования.

В общем  виде разработка прогноза рынка имеет  четыре этапа:

– установление объекта прогнозирования;

– выбор  метода прогнозирования;

– процесс  разработки прогноза;

– оценка точности прогноза;

Установление  объекта прогнозирования – важнейший  этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия  продажи и спроса, поставок и товарного  предложения, рыночных цен и цен  реализации.7

В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и  последующей корректировкой результатов  прогнозных расчетов.

Выбор метода прогнозирования зависит  от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия  исходной (базисной) информации. Если прогноз  возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут  применяться более грубые, оценочные  методы прогнозирования. Если же он выполняется  для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.

Процесс разработки прогноза заключается в  проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.

Оценка  точности прогноза выполняется путем  расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически  всегда приводятся в интервальном виде.8

Прогнозы  рынка классифицируются по нескольким признакам.

По времени  упреждения выделяются: краткосрочные  прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем  детализации и применяемыми методами прогнозирования.

По товарному  признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.

По региональному  признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира.

По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой которых являются:

Экстраполяция ряда динамики (Емкость рынка)

Интерполяция  ряда динамики – нахождение недостающих  членов динамического ряда внутри его;

Коэффициенты  эластичности спроса;

Структурное моделирование – представляет собой  статистическую таблицу, содержащую группировку  потребителей по наиболее существенному  признаку, где для каждой группы приведена структура потребления  товаров. При изменении структуры  потребителей изменяется и среднее  потребление (а следовательно, и спрос) этих товаров. На этой основе построен один из методов прогнозирования.

Экспертная  оценка. Этот метод используется на рынках новых товаров, когда базисная информация не успела сформироваться, или на рынках традиционных товаров, которые долгое время не исследовались. Он основан на опросе экспертов –  достаточно компетентных специалистов.

Экономико-математическое моделирование;

Результаты  анализа прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка в сочетании  с отчетными и плановыми данными  дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся  и предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в  виде различных аналитических документов.

Сводный обзор, или доклад. Основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. Анализируется динамика общеэкономических  и отраслевых показателей, особые условия  конъюнктуры. Проводится ретроспектива  и дается прогноз показателей  конъюнктуры, освещается наиболее характерные  тенденции, выявляются взаимосвязи  конъюнктуры отдельных рынков.

Тематический (проблемный или товарный) обзор  конъюнктуры. Документы, отражающие специфику  конкретной ситуации или отдельно какого-либо рынка. Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема конкретного товарного  рынка.

Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. Документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода “сигналом”, об отдельных процессах конъюнктуры  рынка. Основными источниками оперативной  информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коньюктура рынка