Концепция маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется тем, что в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market» и в буквальном смысле слова означает рыночную деятельность. Этот термин появился в США на рубеже XIX-XX веков, что было обусловлено необходимостью совершенствования сложившейся системы управления рыночной деятельностью. [1, С.5].
Нужно отметить, что маркетинг - сложная социально-экономическая категория, которая имеет много аспектов:
• организационно-технический;
• управленческий;
• экономический;
• социальный;
• идеологический;
• политический.
В силу этого в экономической литературе не существует единого определения маркетинга.[11,С.5].
Лучшему пониманию маркетинга поможет знание его основных понятий (ключевых концепций).
Существует несколько основных концепций, руководствуясь которыми компании ведут маркетинговую деятельность: концепции совершенствования товара и производства, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция чистого маркетинга, социально-этичный маркетинг, а также концепции международного маркетинга.
Концепция маркетинга включает в себя комплекс следующих понятий: что надо продавать, то есть производить то, что можно продать; где продавать, иными словами, определение рынка сбыта продукции; каким путем продавать - непосредственно потребителю или через оптовую и розничную торговлю (в последнем случае - поставлять всем магазинам или в зависимости от их уровня, то есть выборочно в отличие от интенсивного способа сбыта) ; определение потенциальных покупателей, иначе говоря, не нацеленный сбыт, когда продукция адресована всем потенциальным покупателям, или нацеленный сбыт, то есть ограничение круга покупателей в зависимости от их индивидуальных запросов или платежеспособного спроса (косметические товары для женщин или для мужчин, для молодежи или для людей среднего возраста, на каждый день или для торжественных случаев и так далее).
Объект исследования: современная концепция маркетинга.
Предмет исследования: содержание и условия формирования современной концепции маркетинга.
Цель работы: изучение современной концепции маркетинга.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить основные элементы маркетинга;
2. Раскрыть сущность, принципы и функции маркетинга;
3. Определить понятие концепции маркетинга;
4. Изучить и проанализировать концепции маркетинга.

ГЛАВА 1 . ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные элементы маркетинга. 5
1.1. Сущность и принципы маркетинга 5
1.2. Цели и принципы маркетинга 9
ГЛАВА 2. Концепция маркетинга. 15
2.1. Сущность концепции маркетинга 15
2.2. Концепция совершенствования производства 17
2.3. Концепция совершенствования товара 18
2.4. Концепция интенсификации коммерческих усилий 19
2.5. Концепция чистого маркетинга 21
2.6. Концепция социально-этичного маркетинга 27
2.7. Концепция международного маркетинга 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.docx

— 95.67 Кб (Скачать)

       Помимо  этих усилий, каждый ресторан McDonald's принимает  участие в различных общественных мероприятиях.

       В 2700 ресторанах компании, находящихся  за пределами США, руководство McDonald's старается приспособить свое меню и  стиль обслуживания к местным  вкусам и обычаям. Например, в Индии  вся продукция изготавливается  с учетом местных особенностей. Они  используют только баранину, курицу, рыбу и овощи, а не говядину или свинину. Биг-Мак там называют Махараджа  Мак! В Японии, например, в стандартное  меню McDonald's включены кукурузный суп  и фишбургеры, в Риме - макароны, в  Париже - вино и фортепьянная музыка в “живом” исполнении.

       Однако  на этом новом рынке компании пришлось преодолевать чудовищные препятствия, чтобы выдержать свои высокие  стандарты обслуживания клиентов. Поставщиков, служащих и даже посетителей надо было приучить к стилю ведения  дел McDonald's, проверенному временем. Для  обучения русских земледельцев выращиванию  специальных сортов картофеля, из которого готовиться фирменный жаренный картофель McDonald's, были приглашены канадские техники - эксперты со специальными сортами  устойчивых к заболеваниям семян; кроме  того, компания построила собственный  завод по пастеризации молока, чтобы  постоянно иметь этот продукт  в достаточном количестве. Русские  менеджеры прошли обучение в “гамбургеровом”  университете; кроме того, каждый из 630 новых служащих в течении 16 - 20 часов постигал такие премудрости, как приготовление пирожков с мясом и бутербродов Filet-O-Fish; особое внимание было уделено культуре обслуживания.

       Обучать пришлось даже посетителей, поскольку  большинство москвичей никогда  не видело ресторанов быстрого обслуживания. Пока посетители стояли в очереди, им показывали видеосюжеты о том, как  делать заказ, расплачиваться и как  правильно есть Биг-Мак. Верный своим  традициям, McDonald's немедленно включился  в общественную жизнь нового для  себя города. В день открытия заведения  был организован бесплатный прием  для 700 сирот, а все вырученные в  этот день деньги были переданы в Московский филиал детского фонда. Естественно, московский ресторан McDonald's с самого начала был  обречен на успех. В первый же день его посетило более 50 тысяч человек.

       Не  останавливаясь на московском успехе, McDonald's продолжает изыскивать все новые  возможности для роста, устремляясь  в самые разные уголки мира.

       Именно  ориентация на потребителя сделала McDonald's крупнейшей в мире организацией общественного питания. Огромный успех  компании нашел отражение в возросшей  цене на её акции: в 1965 году 250 акций McDonald's можно было приобрести за 6000 тысяч  долларов, а теперь их стоимость  более миллиона!

       Другим  примером компании, исповедующей маркетинговый  подход, может быть Toyota - преуспевающий  производитель автомобилей в  Японии. Toyota открыто заявила о  намерении завладеть сердцами и  умами своих потребителей. Компания задалась целью точно определить желания клиентов и найти способы  их удовлетворения. Для привлечения  клиентов в Японии Toyota построила Amlux, 14-этажное здание, похожее на черно-голубую  ракету. Посетителями могут быть как  потенциальные клиенты, так и  люди, которые имеют свои собственные  идеи о том, как фирма должна реагировать  на требования автолюбителей. Посетители могут моделировать свой собственный  автомобиль в специальной компьютерной мастерской, при этом они не ограниченны во времени. Мастерская по проектированию автомобилей - это двухсторонний информационный центр, где потребители получают специальную информацию о компании, её дилерах и товарах. Посетители могут открыто высказывать свое отношение к Toyota. Персонал компании внимательно следит за действиями посетителей и все аккуратно фиксирует. Комплекс Amlux, был построен для привлечения клиентов, благодаря которым компания получает возможность иметь новейшую информацию о путях усовершенствования своего автомобиля.

       В ведущих компаниях, использующих маркетинговый  подход, все сотрудники должны постоянно  беспокоиться о потребителях.

       Главной ставиться задача удержать клиентов компании, и весь персонал оказывается втянутым в формирование долгосрочных отношений с клиентами. Для успешного воплощения в жизнь концепции маркетинга организация должна сосредоточить внимание на получение и правильном использовании информации, на отношениях внутри коллектива, его мотивации с целью наилучшего удовлетворения ожидания и потребностей клиента.

       В то же время, существует множество компаний, которые, на словах приняв концепцию  маркетингового подхода, на самом деле ей не следуют. Они создают видимость  маркетинга - назначают вице-президента по маркетингу и менеджеров по товарам, составляют планы реализации и проводят маркетинговые исследования; однако все это не означает, что они  ориентируются на рынок и потребителя. Главное, чтобы компания оперативно реагировала на изменения в запросах потребителя и в стратегии  конкурентов. Процветающие в прошлом  компании - General Motors, IBM, Philips, General Electric Company - потеряли значительные доли рынка, потому что оказались неспособными перестроить  маркетинговую стратегию в соответствии с изменившимся рынком.

       Чтобы превратить компанию, ориентированную  на продажу, в компанию, ориентированную  на маркетинговый подход, требуются  годы напряженной работы. Цель такого превращения - сделать удовлетворение потребителя самой сутью всех видов деятельности компании. Один из маркетологов как-то заметил: “В корпоративной Америке работа по удовлетворению потребителя уже стала стилем жизни, ...она внедрена в корпоративную культуру так же, как информационные технологии и стратегическое планирование”. [8, С.70].

       Однако  концепция маркетингового подхода  не означает, что компания должна стремиться дать потребителям все, чего они хотят. Задача маркетологов - уравновесить создание высокой потребительской ценности с прибыльностью компании. Цель маркетинга - вовсе не возведение в абсолют  удовлетворение потребителя.

       Как сказал один из маркетологов, “самое короткое из всех известных мне определений  маркетинга - удовлетворение запросов с выгодой для себя”. Цель маркетинга заключается в создании потребительской ценности (с прибылью для компании). Суть в том, что при исчезновении потребительской ценности отношения с потребителем будут прерваны. Задача маркетолога - создавать для клиентов все более высокую потребительскую ценность, но не отдавать ему последнюю рубашку. Это очень тонкое дело. 

2.6. Концепция социально-этичного  маркетинга

       Суть  концепции социально-этичного маркетинга можно выразить следующим образом: сначала кампания выявляет нужды, и  интересы целевых рынков, а затем  обеспечивает потребителям высшую потребительскую  ценность способами, которые поддерживают (или даже улучшают) благополучие клиента  и общества. Концепция социально-этичного маркетинга - самая передовая из всех пяти.

       Авторы  концепции социально-этичного маркетинга спрашивают: «Можно ли считать концепцию маркетинга удовлетворительной в эпоху экологических проблем, истощения природных ресурсов, быстрого роста населения, глобальных экономических проблем и низкого уровня развития социальных служб?» Концепция социально-этичного маркетинга помогает ответить на вопрос: всегда ли фирма, которая выявляет и удовлетворяет индивидуальные потребности клиентов, делает все возможное для потребителей и общества, если оценивать её работу на протяжении десятилетий? Познакомившись с концепцией социально-этичного маркетинга, можно придти к выводу, что концепция маркетинга не в состоянии предусмотреть возможных конфликтов между сиюминутными потребностями и длительным благополучием клиента.

       Рассмотрим  в качестве примера компанию Coca-Cola. Общее мнение о ней таково: это  корпорация, производящая безалкогольные напитки, которые нравятся потребителям, завоевала всеобщее доверие. Однако некоторые группы потребителей и  члены общества по защите окружающей среды озабочены тем, что напитки этой компании имеют низкую питательную ценность, могут повредить зубы, содержат кофеин, а жестяные банки и стеклянные бутылки, в которых эти напитки продаются, представляют экологическую проблему.

       Такого  рода нарекания привели к тому, что компания приняла концепцию  социально-этичного маркетинга. Как  показано на рис. 4, эта концепция  призывает маркетологов добиваться равновесия между тремя целями маркетинга: прибылью кампании, нуждами потребителей и интересами общества. Прежде большинство  компаний принимало решения в  области маркетинга, ориентируясь в  основном на сиюминутную прибыль  компании. Однако постепенно кампании начали осознавать значение долговременного  удовлетворения потребительских нужд и перешли, таким образом, к концепции  маркетинга. Сегодня все больше кампаний при принятии маркетинговых решений  задумывается об интересах общества.

       Одна  из таких кампаний Johnson & Johnson. По результатам  недавнего опроса, проведенного журналом Fortune, именно Johnson & Johnson оказалась  лучшей среди американских компаний в плане социальной и экологической  ответственности. Забота компании J&J об интересах общества выражена в документе, названном “Наше кредо”. В этом документе декларируется открытость, честность политики компании, а также то, что интересы людей для J&J важнее прибыли.

       Согласно  этому документу, Johnson & Johnson скорее будет нести убытки, чем допустит появление некачественного продукта. Кроме того, кампания поддерживает множество социальных программ, в  том числе обеспечения занятости  населения, которые приносят пользу клиентам, служащим Johnson & Johnson и стране в целом. Директор-распорядитель  компании выразил это в следующих  словах: ”Если мы стремимся делать добрые дела, то в конечном счете  рынок вознаградит нас за это”.

       Эти слова компания подкрепляет делами. Вспомним трагический случай, когда  восемь человек умерло, отравившись  таблетками Тайленола производства Johnson & Johnson, в которых оказался цианистый калий. Хотя руководство  компании ни минуты не сомневалось, что  препарат был подменен в магазинах, оно, тем не менее, сразу же отозвало всю продукцию этого наименования. Для компании это обернулось потерей 240 миллионов долларов. Но, с точки  зрения более отдаленной перспективы, немедленная реакция на описанный  инцидент показала, насколько важно  для Johnson & Johnson доверие потребителей: благодаря этому решительному шагу Тайленол продолжает оставаться самым  популярным в Америке болеутоляющим  средством. Этот и подобные случаи убедили  руководство Johnson & Johnson в том, что  честная политика выгодна и клиентам, и компании. [8, С.73]. 

       2.7 Концепция международного  маркетинга

       Мир постепенно становиться все более  интегрированной системой, причем политическая интеграция различных государственных  структур по своей интенсивности  отстает от экономической.

       Расширение  внешнеэкономических связей заключается  в экспорте и импорте, международных  аукционах и торгах, денежных инвестициях  в зарубежные предприятия и, наконец, в существовании мирового рынка  товаров и услуг, где особое место  занимают транснациональные корпорации, действующие во многих странах, использующие зарубежные производственные и сбытовые отделения, которые фактически работают на мировой рынок в целом. Все  это предполагает необходимость  международного маркетинга - особого  комплекса мероприятий по реализации товаров и услуг за пределами  своей страны. Речь здесь идет о  международных фирмах, сфера производительной и коммерческой деятельности которых  распространяется на зарубежные государства  и характеризуется наличием филиалов и дочерних компаний, технологическим  кооперированием и специализацией, общностью ресурсной базы, централизацией управления и подконтрольностью.

       Развитие  рыночных отношений в России и  связанные с этим изменения в  экономической деятельности многих предприятий все больше ориентирующихся  на экспорт своей продукции, а  также появление торговых организаций, специализирующихся на импорте товаров  из других стран, включение отечественных  хозяйственных структур в международное  распределение труда - все это  требует знания функций и методов  международного маркетинга и умелого  применения их, особенно в сфере  координации производственной, сбытовой и управленческой деятельности предприятий, коммерческих организаций, банков, страховых  компаний и т.д.

       Маркетинг на международной арене является весьма сложным, поскольку охватывает не только сбыт, но и другие сферы  деятельности предприятия, в том  числе производство, НИОКР, снабжение, финансы и т.д.

       Кроме того, здесь требуется глубокое понимание  социально-экономических и национально-культурных условий, сложившихся в той стране, где предприятие будет каким-либо образом осуществлять свою деятельность. Могут иметь место различия в каналах распространения, методах транспортировки и хранения, законодательном и юридическом обеспечении, таможенных правилах.

Информация о работе Концепция маркетинга