Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:36, курсовая работа
Актуальность данной темы объясняется тем, что в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market» и в буквальном смысле слова означает рыночную деятельность. Этот термин появился в США на рубеже XIX-XX веков, что было обусловлено необходимостью совершенствования сложившейся системы управления рыночной деятельностью. [1, С.5].
Нужно отметить, что маркетинг - сложная социально-экономическая категория, которая имеет много аспектов:
• организационно-технический;
• управленческий;
• экономический;
• социальный;
• идеологический;
• политический.
В силу этого в экономической литературе не существует единого определения маркетинга.[11,С.5].
Лучшему пониманию маркетинга поможет знание его основных понятий (ключевых концепций).
Существует несколько основных концепций, руководствуясь которыми компании ведут маркетинговую деятельность: концепции совершенствования товара и производства, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция чистого маркетинга, социально-этичный маркетинг, а также концепции международного маркетинга.
Концепция маркетинга включает в себя комплекс следующих понятий: что надо продавать, то есть производить то, что можно продать; где продавать, иными словами, определение рынка сбыта продукции; каким путем продавать - непосредственно потребителю или через оптовую и розничную торговлю (в последнем случае - поставлять всем магазинам или в зависимости от их уровня, то есть выборочно в отличие от интенсивного способа сбыта) ; определение потенциальных покупателей, иначе говоря, не нацеленный сбыт, когда продукция адресована всем потенциальным покупателям, или нацеленный сбыт, то есть ограничение круга покупателей в зависимости от их индивидуальных запросов или платежеспособного спроса (косметические товары для женщин или для мужчин, для молодежи или для людей среднего возраста, на каждый день или для торжественных случаев и так далее).
Объект исследования: современная концепция маркетинга.
Предмет исследования: содержание и условия формирования современной концепции маркетинга.
Цель работы: изучение современной концепции маркетинга.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить основные элементы маркетинга;
2. Раскрыть сущность, принципы и функции маркетинга;
3. Определить понятие концепции маркетинга;
4. Изучить и проанализировать концепции маркетинга.
ГЛАВА 1 . ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные элементы маркетинга. 5
1.1. Сущность и принципы маркетинга 5
1.2. Цели и принципы маркетинга 9
ГЛАВА 2. Концепция маркетинга. 15
2.1. Сущность концепции маркетинга 15
2.2. Концепция совершенствования производства 17
2.3. Концепция совершенствования товара 18
2.4. Концепция интенсификации коммерческих усилий 19
2.5. Концепция чистого маркетинга 21
2.6. Концепция социально-этичного маркетинга 27
2.7. Концепция международного маркетинга 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
1.2 Цели и функции маркетинга
1.2.1 Цели маркетинга
Маркетинг
затрагивает множество людей
такими разнообразными способами, что
неизбежно порождает
Вероятное
и уже происходящее регулирование
маркетинга во всемирном масштабе наводит
на самый существенный вопрос: какова
же истинная цель системы маркетинга?
Предлагается четыре альтернативных варианта
ответа: Достижение максимально возможного
высокого потребления; достижение максимальной
потребительской
1)
Достижение максимально
Многие
руководители делового мира считают, что
цель маркетинга - облегчать и стимулировать
максимально высокое
За всем этим кроется утверждение, что, чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. "Чем больше - тем лучше" - так звучит этот боевой клич. Однако некоторые сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Их кредо: "Чем меньше - тем больше" и "немного - это здорово". [8, с. 57].
2)
Достижение максимальной
Согласно
этой точке зрения, цель системы
маркетинга - достижение максимальной
потребительской
К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.
3)
Предоставление максимально
Некоторые
деятели рынка считают, что основная
цель системы маркетинга - обеспечить
максимально возможное
К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора требует затрат. Во-первых, товары и услуги станут дороже, поскольку большое разнообразие вызовет рост издержек по их производству и поддержанию запасов. Повышенные цены повлекут за собой снижение реальных доходов потребителей и масштабов потребления. Во-вторых, увеличение разнообразия товаров потребует от потребителя больше времени и усилий на знакомство с различными товарами и их оценку. В-третьих, увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширение возможности реального выбора. В США существует множество марок пива и большинство из них имеет одинаковый вкус. Когда в рамках товарной категории насчитывается множество марочных товаров с незначительными отличиями друг от друга, ситуация эта называется марочным изобилием и потребителю предоставляется мнимый выбор. И наконец, сами потребители не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, встречая в определенных товарных категориях избыток товара, испытывают чувство растерянности и беспокойства.
4)
Максимальное повышение
Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни". Это понятие складывается из:
1) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;
2) качества физической среды;
3) качества культурной среды.
Сторонники
последнего взгляда склонны оценивать
систему маркетинга не только по степени
предоставляемой ею непосредственной
потребительской
1.2.2 Функции маркетинга
Функция
маркетинга - это определённый вид
деятельности в системе маркетинга,
связанный с процессом
Маркетинг как одно из направлений управленческой деятельности непосредственно отвечает за процесс удовлетворения сбыта, организацию обмена производимой продукции.
Следовательно, маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между коммерческим предприятием и покупателем.
Имеющиеся у покупателя потребности определяются и анализируются посредством маркетинговых исследований с тем, чтобы предоставить первичную информацию, необходимую для планирования деятельности предприятия. Производитель выступает с определённым предложением в виде продукции, её цены и соответствующего распределения.
На
стадии продвижения осуществляется
передача покупателю всей информации,
касающейся предложения производителя.
При этом покупатель затрачивает
определённые усилия, время, уплачивает
стоимость товара. Поведение покупателя
анализируется маркетинговым
Выше функция маркетинга была представлена как одна из функций предпринимательства и управленческой деятельности, занимающаяся вопросами сбыта и реализации. Эта функция распадается на целый ряд подфункций, содействующих процессу сбыта:
Введение
маркетинга в практику бизнеса не
означает, что функция маркетинга
стала более важной по сравнению
с другими функциями
Применение маркетинга в бизнесе привело к тому, что бизнесменам приходится сейчас пересматривать вопрос о своих конкурентах, включив в их число не только производителей аналогичной продукции, но и тех предпринимателей, которые претендует на свою долю в совокупном спросе потребителя. Например: кинопромышленность конкурирует с телевидением; Осознание значения этой проблемы ведёт к необходимости тщательного изучения маркетинговой среды фирмы. [13, С. 56] .
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА
2.1. Сущность концепции маркетинга
Очевидно,
что в основе маркетинга должна лежать
тщательно продуманная
Профессор маркетинга Северо-Западного университета США Филипп Котлер предложил свою классификацию теории "управления маркетингом". В ней под "концепцией маркетинга" понимается сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности, который утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. [8, С59].
Рассматривая
сущность поставленного вопроса ("какова
концепция маркетинга?"), ее возможно,
по Ф. Котлеру, "на уровне явления"
определить с помощью выражений:
"Отыщите потребности и
Другими словами, объектом основного внимания в "концепции маркетинга" Ф. Котлер объявляет изучение целевых клиентов фирмы с их нуждами, запросами и потребностями.
Фирма интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение максимальной удовлетворенности клиентов, получая соответствующую прибыль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.
Таким
образом, согласно Ф. Котлеру, по своей
глубинной сути концепция маркетинга
- это ориентация на нужды, запросы
и потребности клиентов, подкрепленная
комплексными усилиями организации
маркетинга, нацеленными на создание
потребительской
Таким образом, исходная "концепция маркетинга" отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя.
Однако, данную "концепцию маркетинга", предложенную Ф. Котлером, имеет смысл сравнить с другими концепциями, видами (или типами) маркетинга. Остановимся первоначально на концепциях маркетинга, взятых в историческом контексте.
Согласно классификации, данной опять - таки Филиппом Котлером, всего в истории (как и в теории и в самой "живой практике") маркетинга (как "стратегий сбыта") имеется пять глобальных, "фундаментально-исторических", концепций маркетинга, на основе которых коммерческие организации вели (и ведут) свою сбытовую деятельность, а именно - это концепции:
Филипп
Котлер утверждает, что концепции (1)
совершенствования производства и
(2) совершенствования товара - это
стратегии сбыта в период до начала
второй мировой войны; концепции (3)
интенсификации коммерческих усилий и
(4) собственно маркетинга (или целевого
маркетинга) - появились сразу после
второй мировой войны; концепция (5)
социально-этического маркетинга - наиболее
современная и прогрессивная, поскольку
она наиболее эффективно для фирмы "направляет
усилия персонала фирмы для достижения
желаемых уровней сбыта на разных рынках"
и, кроме того, представляет собой явление
самого последнего времени.