Комплексная оценка качества выпускаемой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема повышения качества – одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции. Актуальность и значимость проблемы качества определили цель курсовой работы, которая заключается в изучении комплексных методов оценки качества.
Для достижения цели ставились задачи:
-охарактеризовать понятие качества продукции,
-изучить систему показателей, применяемых для оценки качества продукции,

Содержание

Введение.............................................................................................................
4
1 Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции..............
5
2 Маркетинговый подход к оценке качества продукции. Цель и общая схема оценки качества продукции...................................................................
8
2.1 Цель оценки уровня качества продукции. Маркетинговый подход к оценке качества продукции..............................................................................
8
2.2 Общая схема оценки качества продукции................................................
11
3 Показатели качества и методы их оценки....................................................
15
3.1 Методы определения значений показателей качества.............................
15
3.2 Методы оценки уровня качества продукции............................................
17
3.3 Оценка уровня качества разнородной продукции...................................
21
Заключение........................................................................................................
26
Список использованных источников..............................................................
27

Работа содержит 1 файл

Комплексная оценка качества выпускаемой продукции.docx

— 86.95 Кб (Скачать)

2. Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например, количества отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами и т.п.). Этим методом определяются показатели надежности, стандартизации и унификации, патентно-правовые и др.

3. Расчетный метод, при котором значения показателей качества вычисляются по значениям параметров продукции, найденным другими методами. Для этого необходимо иметь теоретические или эмпирические зависимости показателей качества от параметров продукции. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований.

4. Органолептический метод основан на анализе восприятия органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) без применения технических измерительных или регистрационных средств. Органы чувств человека выдают информацию о соответствующих ощущениях. На основе имеющегося опыта проводится анализ этих ощущений и находится значение показателя качества. Поэтому точность метода зависит от квалификации, опыта и способностей лиц, проводящих оценку. При органолептическом методе могут использоваться технические средства, повышающие разрешающие способности органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и т.п.).

Метод широко применяется для определения  показателей качества продукции, использование  которой связано с эмоциональными воздействиями на потребителя (напитки, кондитерские, парфюмерные, швейные  изделия и т. д.). Обычно органолептический  метод применяется совместно  с экспертным. При органолептическом методе используют балльные оценки показателей качества.

При балльной оценке вначале необходимо установить перечень признаков, наиболее полно характеризующих качество продукции (например, для пищевых  продуктов - вид, запах, цвет, вкус). Рекомендуется  использовать четыре оценки качества и соответствующее им количество баллов (2 варианта распределения баллов):

Оценка

Число баллов

Вариант 1

Вариант 2

отлично

5

3

хорошо

4

2

удовлетворительно

3

1

плохо

0

0


При необходимости допускаются  промежуточные оценки 4.5 и 3.5 - в первом варианте; 2.5 и 1.5 - во втором. Во втором варианте более резко выделяется удовлетворительная оценка: в первом варианте она отличается от хорошей  на 25%, во втором - на 50 %. Возможны и другие варианты распределения баллов.

5. Метод опросов, который можно применять в различных формах, получивших названия: социологический и экспертный.

Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции. Могут применяться устные опросы, специальные анкеты - опросники, проводиться сбор мнений на конференциях, совещаниях, аукционах, выставках и т.д. Для применения метода необходимо разработать систему опроса и обработки результатов. Социологический метод иногда применяют для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.

Экспертный метод основан на учете мнений группы специалистов - экспертов, в которую могут входить товароведы, дизайнеры, дегустаторы и т.п. Метод применяется в сочетании с органолептическим методом для принятия решения при аттестации качества продукции, при определении коэффициентов весомости показателей качества и в других случаях.

Для исключения необъективных оценок в состав экспертной комиссии не должны входить авторы изделия. Экспертов  должно быть не менее 7 человек. Экспертная комиссия может принимать решения, либо проставляя оценки, либо проводя  голосование. Решение принимается, если за него подано не менее 2/3 голосов  членов экспертной комиссии.

Чтобы уменьшить степень субъективности оценки, целесообразно провести несколько  туров опроса экспертов с публичным  обоснованием выставленных оценок. Считается, что достаточная точность получается за три тура.

3.2 Методы оценки уровня качества продукции

 

 

 

Согласно  ГОСТ 15467-79 уровнем качества продукции называется относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Базовые значения показателей качества продукции - это показатели качества эталонного или базового образца. Отсюда ясно, что выбор базовых образцов - важнейший элемент оценки уровня качества продукции. Согласно ГОСТ 2.116 - 84 базовым называется образец продукции, соответствующий передовым научно-техническим достижениям в установленном периоде как в нашей стране, так и в других промышленно развитых странах.

Установлению  базовых образцов предшествует определение  цели оценки, в зависимости от которой  применяются разные группы базовых  образцов.

При оценке уровня качества разрабатываемой продукции за базовые принимают перспективные образцы, характеризующиеся прогнозируемой совокупностью реально достижимых показателей качества в будущем периоде. Это может быть гипотетическое изделие, в котором при его разработке получили бы техническое воплощение на современном этапе развития все известные достижения науки и техники. Таким образом, результат сравнения параметров гипотетического и разрабатываемого изделий характеризует степень реализованности параметров гипотетического образца в разрабатываемом изделии.

При оценке выпускаемой продукции за базовый образец принимают продукцию, показатели качества которой соответствуют мировому уровню или лучшим отечественным образцам.

Выбор базовых  образцов производится соответствующими отраслевыми НИИ, центральными и  головными КБ, головными и базовыми организациями по стандартизации.

Уровень качества продукции, оцениваемый по совокупности показателей, в которую не входят экономические, называется техническим  уровнем качества продукции. Когда учитываются и экономические показатели, то говорят о технико-экономическом уровне качества продукции.

Для оценки уровня качества продукции используются следующие методы: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный  метод оценки уровня качества состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:

                                                                                                  (3.1)

 

Или

 

                                                                                            (3.2)

 

где   Pi-значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

P- значение i-го показателя качества базового образца.

Формула (3.1) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).

Формула (3.2) используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая электрическая мощность, содержание вредных примесей, трудоемкость обслуживания и др.).

Если оцениваемая  продукция имеет все относительные  показатели качества Ki >=1, то ее уровень качества выше или равен базовому; если все Ki <1, то ниже.

Возможны  случаи, когда часть значений Ki >=1, часть Ki <1. При этом необходимо все показатели разделить на две группы. В первую группу должны войти показатели, отражающие наиболее существенные свойства продукции, во вторую - второстепенные показатели.

Если относительные  показатели первой группы и большая  часть относительных показателей  второй группы больше или равны единице, то уровень качества оцениваемой  продукции не ниже базового.

Если для  первой группы часть значений Ki ><1, то необходимо провести комплексную оценку уровня качества.

Ограничение для применения дифференциального  метода оценки уровня качества состоит  в трудности принятия решения  по значениям многих единичных показателей  качества.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества.

При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой  продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.  

                                                                                  (3.3)

 

Вся сложность  комплексной оценки заключается  в объективном нахождении обобщенного  показателя.

Существуют  различные варианты метода.

1. Когда можно  выделить главный показатель, характеризующий  основное назначение изделия  или продукта, и установить функциональную  зависимость этого главного показателя  от остальных единичных показателей:

 

                                                                        (3.4)

 

где  n-число единичных показателей;

Pi-i-й единичный показатель;

Yi-коэффициент при i-м единичном показателе.

 

Вид зависимости  может определяться любым из возможных  методов, в том числе и экспертным.

Главным показателем  может быть, например, производительность машин, ресурс, удельная себестоимость  и др.

В качестве обобщенного может использоваться интегральный показатель качества, показывающий величину полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции, приходящегося  на каждый рубль суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или  потребление.

2. В тех  случаях, когда невозможно построить  функциональную зависимость, исходя  из основного назначения продукции,  применяют взвешенные среднеарифметические  показатели. При этом обобщенный  показатель вычисляется по формуле:

 

                                                                                   (3.5)

 

где mi-коэффициент весомости i-го показателя.

 

 

 

 

 

При этом должно соблюдаться условие

 

                                                                                        (3.6)

 

Коэффициенты  весомости mi устанавливаются отраслевыми НИИ на определенный период времени экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которыми, исходя из условий эксплуатации изделия, назначаются баллы значимости каждого параметра Pi. На основании балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi.

Дифференциальный  и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной  продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью  дифференциального метода практически  невозможно сделать обобщающий вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой  продукции.

В этих случаях  оценку уровня качества производят смешанным методом, использующим единичные и комплексные показатели качества. При этом методе единичные показатели качества объединяются в группы (например, показатели назначения, эргономические, эстетические) и для каждой группы определяют комплексный показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Оценка уровня качества  разнородной продукции

 

 

 

Выше мы рассмотрели методы оценки уровня качества продукции одного вида, т.е. однородной. Чаще всего предприятие  выпускает продукцию многих видов - разнородную.

Для комплексной оценки уровня качества разнородной продукции применяют индексы качества продукции.

Индексом качества продукции называется комплексный показатель качества разнородной продукции, равный среднему взвешенному значению относительных показателей качества различных видов продукции за рассматриваемый период. Индексы качества используют при составлении планов повышения качества и проверке их выполнения, при сопоставлении качества продукции различных предприятий, при оценке стабильности производства и в других случаях.

Наиболее часто индекс качества вычисляют на основе главного показателя. Обычно это производительность или  долговечность изделий. Главный  показатель качества может быть комплексным.

Для нескольких s видов продукции индекс качества вычисляется по формуле:

 

                                                                          (3.7)

Информация о работе Комплексная оценка качества выпускаемой продукции