Комплексная оценка качества выпускаемой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема повышения качества – одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции. Актуальность и значимость проблемы качества определили цель курсовой работы, которая заключается в изучении комплексных методов оценки качества.
Для достижения цели ставились задачи:
-охарактеризовать понятие качества продукции,
-изучить систему показателей, применяемых для оценки качества продукции,

Содержание

Введение.............................................................................................................
4
1 Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции..............
5
2 Маркетинговый подход к оценке качества продукции. Цель и общая схема оценки качества продукции...................................................................
8
2.1 Цель оценки уровня качества продукции. Маркетинговый подход к оценке качества продукции..............................................................................
8
2.2 Общая схема оценки качества продукции................................................
11
3 Показатели качества и методы их оценки....................................................
15
3.1 Методы определения значений показателей качества.............................
15
3.2 Методы оценки уровня качества продукции............................................
17
3.3 Оценка уровня качества разнородной продукции...................................
21
Заключение........................................................................................................
26
Список использованных источников..............................................................
27

Работа содержит 1 файл

Комплексная оценка качества выпускаемой продукции.docx

— 86.95 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  экономический

университет»

 

Бобруйский филиал

 

 

Кафедра маркетинга и учетно-финансовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Маркетинг

на тему: Комплексная оценка качества выпускаемой продукции

 

 

 

 

 

Студент

                                                                                  

 

 

 

Руководитель

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

БОБРУЙСК 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение.............................................................................................................

4

1 Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции..............

5

2 Маркетинговый подход к оценке  качества продукции. Цель и  общая схема оценки качества  продукции...................................................................

8

2.1 Цель оценки уровня качества  продукции. Маркетинговый подход  к оценке качества продукции..............................................................................

8

2.2 Общая схема оценки качества  продукции................................................

11

3 Показатели качества и методы их оценки....................................................

15

3.1 Методы определения значений  показателей качества.............................

15

3.2 Методы оценки уровня качества  продукции............................................

17

3.3 Оценка уровня качества разнородной  продукции...................................

21

Заключение........................................................................................................

26

Список использованных источников..............................................................

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях перехода Республики Беларусь к открытой рыночной экономике борьба за потребителя  на внутреннем и внешнем рынках требует  создания и производства конкурентоспособных  товаров. Качество выступает как  главный фактор конкурентоспособности  товара, составляя его «стержень», основу.

Новые подходы  к проблеме качества требуют все  более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно  организационно-экономическим мерам  управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации. Это поможет  производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.

Проблема  повышения качества – одна из главных  задач развития экономики нашей  страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении  странах отмечается растущий интерес  к повышению качества продукции. Актуальность и значимость проблемы качества определили цель курсовой работы, которая заключается в изучении комплексных методов оценки качества.

Для достижения цели ставились задачи:

-охарактеризовать  понятие качества продукции,

-изучить  систему показателей, применяемых  для оценки качества продукции,

Методологической  основой выполнения курсовой работы послужили нормативные и законодательные  акты, статьи и монографии, научные  труды белорусских и российских ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции

 

 

 

Проблема  качества продукции носит в современном  мире универсальный характер.

От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся  темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при  совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность связана  с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно  выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижения издержек производства.

Качество  - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

Качество-это  совокупность свойств и характеристик  продукции, которые придают ей способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности. Являясь  продуктом труда, качество товара- категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.

Потребительная  стоимость характеризует способность  вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость  может в различной степени  удовлетворять потребность. Поэтому  качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности  и полезности.

Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.

Эволюция  понятий качества приведена в  таблице 1.

 

Таблица 1 - Историческая эволюция понятий качества.

Автор формулировки

  Формулировка определений качества.

Аристотель 

(3 в.до н.э.).

Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший -плохой».

Гегель 

(19 в. н.э.)

Качество есть в первую очередь  тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.

Китайская версия

Иероглиф, обозначающий качество, состоит  из двух элементов -«равновесие» и «деньги» (качество=равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».

ГОСТ 15467-79

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Международный стандарт

ИСО 8402-86

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Международный стандарт

ИСО 9000

Качество — это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям


 

Качество прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились  и множились общественные потребности  и возрастали возможности производства по их удовлетворению.

Особенно  динамично процесс развития и  изменения сущности качества, его  параметров происходил в последние  десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым лидером в  определении уровня качества по многим видам товаров. Динамику развития уровней качества в Японии в послевоенный период можно представить следующим образом.

Первый уровень - «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.д.). Этот уровень характерен для 50-х годов.

Второй уровень (1960г.) - «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень - «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. Данный уровень характерен для 70-х годов.

Четвертый уровень (1980г.) - «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнении с другими потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

Такой же путь, как Япония, но с некоторым отставанием  во времени, проходят и другие развитые страны с рыночной экономикой. В  условиях конкурентной среды производители  в своей деятельности не могут  не следовать этим требованиям повышения  уровня качества. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления  цивилизованного рынка белорусским производителям и потребителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Маркетинговый подход к оценке качества продукции. Цель и общая схема оценки качества продукции

 

 

2.1 Цель оценки уровня качества продукции. Маркетинговый подход к оценке качества продукции

 

 

 

Оценка уровня качества продукции необходима при  решении следующих задач:

  • прогнозирование потребностей в продукции, ее технического уровня и качества;
  • планирование повышения качества и объемов производства;
  • обоснование новых видов продукции;
  • выбор наилучших образцов;
  • обоснование целесообразности снятия с производства;
  • сертификация продукции;
  • оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов;
  • контроль качества;
  • стимулирование повышения качества и др.;

 

Оценка уровня качества представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей  качества оцениваемой продукции, определение  значений этих показателей и сравнение  их с базовыми значениями.

Оценка уровня качества продукции может производиться  на различных стадиях жизненного цикла.

На стадии разработки оценивается уровень качества разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования  
к будущей продукции, и производится нормирование показателей качества в нормативных документах.

На стадии производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции, и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На стадии эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам ее эксплуатации, или потребления принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив  их с базовыми показателями или с нормированными значениями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы:

 

  • качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;
  • качество продукции соответствует или не соответствует установленным требованиям (нормам).

 

Наука (научная область), занимающаяся количественной оценкой качества продукции (то есть измерением качества), называется квалиметрией.

 

В условиях рынка главное значение приобретает не оценка предприятием качества своего товара по сравнению  со стандартами или с товарами конкурентов, а общая потребительская  оценка свойств товара. Качество определяет покупатель и, следовательно, рассматривать  его необходимо с одной точки  зрения: готов ли за это платить  потребитель. А это предполагает рассмотрение качества как степени  соответствия продукции требованиям  потребителя. Экономический аспект качества является для нас решающим среди других, поскольку основывается на его потребительской оценке, а  с переходом к рынку удовлетворенность  потребителя становится определяющим фактором коммерческого успеха фирмы, ее основной задачей. В этом смысле товар (и, соответственно, его качество) "это не то, о чем подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует  от него потребитель" (Сэндидж Ч., англ.). Качество - это то, что рынок считает качеством.

Информация о работе Комплексная оценка качества выпускаемой продукции