Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:06, курсовая работа
Объектом исследования является процесс производства и потребления услуги как одновременный процесс удовлетворения потребностей конкретного потребителя.
Предмет настоящей курсовой работы – услуга как сочетание процесса производства и потребления услуги и обслуживания конкретного клиента.
Цели работы - изучить особенности процесса производства и потребления услуг, доказать, что ориентированность на конкретного клиента является важнейшей составляющей сферы услуг.
Методы, применяемые в работе:
• Аналитический
• Сравнительный
• Изучение монографических публикаций и статей
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………................................................2
ГЛАВА 1. УСЛУГИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ УСЛУГ……….............................. 3
1.1. Услуги и их классификация……………………………………………………………………...3
1.2. Отличительные характеристики услуг…………………………………………………….4
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ ……………………….6
2.1. Специфика потребления услуги………………………………………………………………6
2.2. Ориентация на клиента……………………………………………………………………………8
2.3. Соблюдение культуры обслуживания…………………………………………………….9
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ……………………………………………………………………………………….………………11
3.1. Классы обслуживания клиентов фирмы……………………………………………….11
3.2.Технология обслуживания клиентов турфирмы……………………………………11
3.2.1.Содержание процесса обслуживания и продажи туристского продукта................................................................................................................12
3.2.2 Организация приема и обслуживания посетителей…………………………..14
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- программа «клиент привлекает клиента»;
-
дополнительные услуги, предоставляемые
клиентам, (журналы, радио, телевидение,
чай, кофе).
2.3 Соблюдение культуры обслуживания
Круг качеств, которые клиенты ценят, давно не ограничивается просто хорошим профессиональным обслуживанием.
Клиенты, прежде всего, хотят, чтобы на них обратили внимание, как к личности со своими особыми желаниями и ожиданиями.
Многие клиенты в салоне ожидают получить полный набор впечатлений, интенсивные консультации, найти здесь комфортную обстановку, отвечающий самым высоким требованиям сервис и всю полноту внимания.
Например, клиенту – холерику всегда надо давать время, чтобы он разрядил свои эмоции, меланхолику помочь – сделать выбор услуги, сангвинику – сконцентрировать внимание, флегматику – поточнее и побыстрее выразить свои пожелания.
Поведение
в той или иной ситуации будет
определяться чертами характера
клиента. Это можно представить в виде
следующей таблицы.
Характер клиента | Поведение работника | ||
Спокойный. (Малоконтактен, медлителен, очень выдержан. Услугу выбирает долго, нуждается во времени на обдумывание). | необходимо быть терпеливым и не торопить клиента. | ||
Нервный. (Обычно волнуется
и нервничает, не терпит возражений,
реагирует на мимику и интонации.
При конфликте требует |
нужно быть осторожным в выражениях. Во избежание конфликта предостеречь клиента от выбора неправильной услуги. | ||
Придирчивый. (Клиент своего рода испытывает самообладание, высказывая в очень резкой и нередко в грубой форме свои замечания). | ни в коем случае нельзя отвечать на нападки и грубость клиента, нужно проявлять максимум самообладания. | ||
Нерешительный. (Клиент долго не может выбрать услугу и обязательно должен с кем – то посоветоваться, часто приводит с собой друзей, чтобы не принимать решение самому). | должны взять инициативу в свои руки и предложить более не боле двух вариантов услуги на выбор, назвав при этом первым наиболее подходящий. | ||
Решительный. (Всегда знает, чего хочет, не терпит возражений и в консультации не нуждается). |
Лучше передать инициативу в руки клиента. | ||
Недоверчивый. (Всегда ищет подвох). | Должны постараться завоевать доверие клиента, не слишком расхваливать качество предложенной услуги. |
При работе надо учитывать и психологическую характеристику клиентов по полу и возрасту.
Мужчина реагирует на внешность и возраст работника, легче общается с женщинами, может простить оплошность за улыбку, легко принимает решение, часто нетерпелив.
Женщина не всегда доверяет работнику, чаще выражает претензии.
Пожилые люди обращают внимание на практичность, простоту, цену. Они обычно либо замкнуты, либо очень разговорчивы. Это малоконфликтная группа клиентов, которая полагается на мнение мастера. Им необходимо сообщить, что все будет недорого и практично.
Люди среднего возраста составляют самую активную часть общества, представители которой уже имеют определенный статус. Это сама сложная группа клиентов. На цены они реагируют неоднозначно, выбирая чаще из дорогих, но должны все обдумать.
Молодые
– часто требовательны и
3.1.Классы обслуживания
клиентов турфирмы
Нормативных стандартов по установлению классности туров и программ обслуживания не существует как у нас в стране, так и за рубежом, однако общепринято, что более высокий класс обслуживания отличается более высоким качеством предоставленных туристских услуг. Разделение на классы обслуживания возможно благодаря тому, что туристский продукт является комплексным, состоящим из набора разнообразных услуг, имеющих свои собственные внутренние градации. Например, услуги размещения – мотель или пятизвездочный отель, услуги питания – кафе или престижный ресторан с национальной кухней и так далее. Все это вызывает необходимость введения определенной градации предоставляемых услуг.
В
настоящее время уровень
Класс «люкс». При организации тура по этой категории обычно привлекают услуги самого высокого класса. Это могут быть отели высшей категории и даже внекатегорийные, питание в роскошных ресторанах с обязательным индивидуальным обслуживанием, перелеты первым классом или самолетами бизнес-авиации, индивидуальный трансфер на машинах класса «лимузин», индивидуальный гид-переводчик и так далее.
Первый
класс. Достаточно высокий уровень обслуживания.
Предусматривает размещение в гостиницах
категорий «четыре – пять звезд», перелет
бизнес-классом, отличную кухню и широкий
выбор блюд, индивидуальный трансфер и
кураторство гида.
Туристский класс. Самый массовый вариант обслуживания. Предусматривает размещение в гостиницах категорий «две-три звезды», перелет экономическим классом регулярных авиарейсов, питание по типу шведского стола, трансфер на заказном автобусе в составе группы.
Экономический класс. Самый дешевый вариант обслуживания. Обычно этим классом пользуются студенты и малообеспеченные люди. Размещение в гостиницах «одна-две звезды», в хостелях, общежитиях, в малых частных гостиницах, предусматривающих сервис по типу самообслуживания, питание может не предоставляться или предоставляться завтрак по типу шведского стола; перелет, как правило, чартерными рейсами; встречи и проводы могут быть организованы на общественном транспорте.
Однако
следует иметь в виду, что все
эти градации очень условны и
зачастую имеют национальные варианты
и отличия. В любом случае при покупке
тура следует уточнять уровень каждой
услуги и ее конкретное содержание.
3.2.Технология обслуживания клиентов турфирмы
3.2.1.Содержание процесса обслуживания и продажи туристского продукта.
Гостеприимство признано важным свойством туристского продукта. Без этого любой самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности той или иной своей потребности. Гостеприимство же в сфере туристской индустрии – это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Слагаемыми гостеприимства являются достоинство, уважение, любезность персонала. Это понятие многогранно и складывается из множества составляющих факторов:
- качественная информация как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том, что туристов ждут и к встрече с ними готовятся;
-
создание положительного
-
нескрываемое стремление
-
внимательное отношение тех,
-
забота об облегчении
- благожелательное отношение к туристам, которые должно быть возведено в принцип обслуживания.
Также
немаловажным является соблюдение технологических
особенностей тура, связанных с местом
путешествия, спецификой обслуживания,
а также с
-
четкое соответствие
-
соответствие рекламируемого
-
целевая адресная
-
четкое и своевременное
-
оптимальность программы
- анимация обслуживания.
Стратегическими направлениями в обслуживании туристов являются и такие, как качество и культура обслуживания, информированность и насыщенность программ, ненавязчивость сервиса и тому подобное.
Все эти принципы должны быть заложены в технологию обслуживания. В технологии организации тура важны и сам климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом, и учет психологических аспектов восприятия туристом услуг и обслуживания. Это значит, что на первый план ставятся личностные интересы туриста, душевное к нему отношение. В связи с этим уже давно в международном туризме стало практикой оказывать туристам следующие знаки внимания:
-
приветственный сувенир
Для деловых туров это могут быть проспекты, сувенирные образцы интересующей продукции, вымпелы и тому подобное; для фольклорных – мелкие сувениры национального характера;
-
выдача туристам после
- рекламные листовки, буклеты, путеводители и справочники о месте отдыха должны быть доступны туристам;
-
в один из первых дней отдыха
(путешествия) необходимо
Все это выглядит очень гостеприимно, а значит, и привлекательно для туристов.
При организации обслуживания важно учесть принцип освобождения, то есть клиент должен быть освобожден от всех неприятных вещей (от обременительных организационных забот, заказа транспортных билетов и средств, ожидания всякого рода обслуживания и так далее).
Оптимальность обслуживания – также важное потребительское свойство, имеющее непосредственное отношение к гостеприимству. Она подразумевает:
-
соответствие всех видов услуг
одному уровню (классу) обслуживания;
- соответствие услуг тематике тура;
-
адресную направленность тура
на определенную целевую
- заблаговременное согласование программ обслуживания;
- гибкость программ (возможность замены тех или иных услуг);
-
рациональное содержание
- отсутствие тенденциозности в обслуживании (ненавязчивость услуг).
Все эти принципы важно учитывать еще на этапе разработки туристского продукта, помня о том, что неправильно подготовленный продукт не только не пользуется спросом, но и способен оттолкнуть от предприятия потенциальных, последующих клиентов. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся сегодня на туристском рынке, это – немаловажный фактор.