Классификация товарных рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг - это система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий по наилучшей разработке, изготовлению, продаже продукции фирмы в соответствии с требованиями рынка.
Современный маркетинг как философия направляет развитие организации, а инструменты маркетинга позволяют это успешно реализовать. Но наибольший эффект достигается, если маркетинг работает как целостная управленческая концепция и система управления организацией

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты темы исследования
1.1. Понятие рынка
1.2. Классификация рынков
1.3. Характеристики товарного рынка
2. Сущность и значение товарной политики

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

маркетинг.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Ф. Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый  рынок к тому или иному классу:

  1. Что покупается на рынке, т.е. предмет покупки?
  2. Почему покупается, т.е. цель?
  3. Кто покупает, т.е. субъект покупки?
  4. Как это покупается?

     А. Хоскинг считает, что эти вопросы  можно дополнить еще двумя:

  1. Каковы объемы закупок?
  2. Где осуществляется закупка?

     Классификация рынков

 

     Критерии

     Классификация рынков
     по  использованию товаров      Потребительский рынок (рынок предприятий, отраслевой рынок)
     по  поведению покупателей      Удобный (активный), специальный (с особенностями) рынок, рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высокой степенью затруднительного положения.
     по  физическим свойствам товара      Рынок скоропортящихся товаров, рынок  товаров длительного пользования
     по  общественному положению      Рынок предметов роскоши, рынок предметов  первой необходимости
     по  демографическому признаку      Рынок по возрасту (полу), размерам семьи, образованию, профессии, социальным класса, религии
     по  географическому признаку      Региональный, национальный, рынок развитых стран, рынок развивающихся стран и  т.п.
     по  видам сырья      товарно-сырьевые рынки
 

     Потребительский рынок это рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.

     Рынок предприятий подразделяется на три разновидности:

     — рынок товаров промышленного  назначения, или производственный рынок;

     — рынок промежуточных продавцов;

     — рынок правительственных учреждений.

     Потребительский рынок может быть классифицирован  либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.

     Классификация по характеристике покупателя допускает  различные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д.

     Классификация по типу продукции проводится в зависимости  от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных  товаров и одежды, хозяйственных  товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.

     Рассмотрим  подробнее рынок товаров промышленного  назначения. Рынок товаров промышленного  назначения — совокупность лиц и  организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

     Основными отраслями деятельности, составляющими  рынок товаров промышленного  назначения, являются:

     1) сельское, лесное и рыбное хозяйство,

     2) горнодобывающая промышленность,

     3) обрабатывающая промышленность,

     4) строительство, 

     5) транспорт,

     6) связь, 

     7) коммунальное хозяйство, 

     8) банковское, финансовое и страховое дело,

     9) сфера услуг.

     По  размерам товарной номенклатуры и денежного  оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.

     Рынок товаров промышленного назначения обладает определенными характеристиками, которые резко отличают его от рынков товаров широкого потребления:

     - на нем меньше покупателей. Продавец товаров промышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления.

     -  эти немногочисленные покупатели  крупнее. 

     - эти покупатели сконцентрированы географически. Географическая концентрация производителей способствует снижению издержек. Продавцам товаров промышленного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географической концентрации.

     - спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления. Спрос на товары промышленного назначения в конечном счете проистекает из спроса на товары широкого потребления.

     - спрос на товары промышленного  назначения неэластичен. Для общего спроса на многие товары и услуги , промышленного назначения (в отличие от спроса со стороны отдельной фирмы) характерна низкая ценовая эластичность. Это означает, что изменение цен не влечет за собой сильных колебаний общего спроса.

     - спрос на товары промышленного назначения резко меняется. Спрос на товары и услуги промышленного назначения обычно меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления.

     - покупатели товаров промышленного  назначения-профессионалы.

     Отличия, существующие между потребительским рынком и рынком предприятий, характеризуются в нижеследующей таблице.

 
     Потребительский рынок      Рынок предприятий
     1. Первородный (естественный) спрос  

     2. Значительный масштаб гибкости

     3.Знания  о продукции весьма варьируются

     4.Значительное  число партнеров (отдельные лица, группы и т. д.)

     5.Определенная  региональная концентрация отдельных сегментов рынка (но не всегда явная)

     
     Производный спрос (например, за счет роста доходов)

     Спрос сравнительно жесткий 

     Рынок в основном известен

 

     Несколько хозяйствующих субъектов

     Региональная  концентрация отдельных отраслей

 

     Первородный/производный  спрос. Первопричиной любого спроса является покупатель. Поэтому спрос  на продукцию рынка предприятий (в частности, товаров промышленного  назначения) — лишь производный от потребительского спроса на продукцию в целом, частью которой являются промышленные товары. Например, покупателям необходимы автомобили, автомобилестроению — сталь, следовательно, спрос на сталь со стороны автоиндустрии произведен от потребительского спроса на автомобили.

     Гибкость  характеризует степень изменения спроса в зависимости от колебаний цены.

     В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок  продавца и рынок покупателя.

     Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых усилий: в условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. И ему, следовательно, абсолютно нецелесообразно заниматься какими-либо исследованиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.

     Совершенно  другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга.

     С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

     местный (локальный);

     региональный  (внутри страны);

     национальный;

     региональный  по группе стран  (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);

     мировой.

     Проблема  территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния или особенностей предлагаемого товара. Немаловажное значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.

 

     1.3. Характеристики товарного рынка

 

     Субъекты  и объекты рынка.

     Субъектами  товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).

     Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые и мелкооптовые и розничные торговые посредники, ХС, приобретающие товары для производственного потребления.

     Наряду  с термином "товар" применяется  термин "товарная группа", под  которым подразумеваются разновидности  товара, обладающие близкими к нему потребительскими свойствами (товары - заменители). По своему содержанию используемое понятие "товарная группа" (товар плюс товары - заменители) идентично термину "товар", определенному Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон).

     Параметры товарного рынка.

     Для определения товарного рынка необходимо установить следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей на исследуемом товарном рынке, географические границы рынка, объем товарных ресурсов рынка.

     В каждом конкретном случае она может  варьироваться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.

     Информационная  база для определения  параметров товарных рынков.

     В качестве источников исходной информации о рынках необходимо использовать:

     - данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

     - сведения о результатах хозяйственной  деятельности, полученные Государственным  комитетом по антимонопольной  политике и поддержке новых  экономических структур Российской  Федерации (далее Антимонопольный комитет) и его территориальными управлениями непосредственно от хозяйствующих субъектов;

     - данные выборочных опросов покупателей,  характеризующие:

     - покупательские предпочтения;

     - критерии и барьеры взаимозаменяемости  товаров, критерии определения географических границ товарного рынка (приложение 3);

     - данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие  взаимозаменяемость товаров при  формировании товарных групп;

     - данные ведомственных и независимых  информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

Информация о работе Классификация товарных рынков