Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 10:44, дипломная работа
Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность экспортной товарной политики предприятия;
- проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;
- определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность экспортной товарной политики на внешних рынках 7
1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы
ее определяющие
7
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность
экспортного товара
13
1.3. Основные тенденции развития экспортной политики
Республики Беларусь
19
2. Изучение и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»
27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках
39
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на
предприятии
42
2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики
на предприятии
46
3. Предложения по совершенствованию экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»
56
Заключение 66
Список использованных источников 68
№ | Наименование мероприятия | Предполагаемый доход | |
В % от дохода за предыдущий период | тыс.
руб. | ||
1. | Разработка IT-технологии | 8 | 6747 |
2. | Выпуск каталога продукции | 3 | 11 |
3. | Распространение буклета | 2 | 4 |
Итого: | 6762 |
Примечание.
Источник: собственная разработка
Сопоставим расходы и полученный дополнительный доход и рассчитаем экономический эффект и рентабельность данных мероприятий.
Экономический эффект от предложенных мероприятий: 6762-3315= 3447 тыс. руб. Рентабельность: 36/3315·100=1,1%.
В результате внедрения описанных мероприятий повышается производительность труда, существенно снижается трудоемкость расчетов и повышается их точность.
Принимая минимальные из приведенных выше значений, получаем рост производительности на 45% по отношению к 2009 г. или на 25,2·0,45 = 11,34 млн.руб./чел.
При этом увеличение товарооборота при численности персонала 17 чел. (занятых в этой системе) составит:
ΔТО= 11,34·17= 192,78 млн. руб.
В результате подобной динамики производительности труда ожидаемый рост прибыли от реализации при рентабельности товарооборота в размере 3,5% составит:
ΔПр= 192780·3,5/100= 6747 тыс. руб.
Прирост чистой прибыли:
ΔПч=6747·(1-0,24)=5802,42 тыс. руб.
Внедрение на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» системы IТ-технологий приведет к увеличению рентабельности товарооборота на 0,56 процентных пункта, а чистой рентабельности – на 0,46 процентных пункта. Подобная динамика финансовых показателей от внедрения мероприятий по росту прибыли позволит окупить проекты с учетом дисконтирования за 1,8 года, что свидетельствует о положительном экономическом эффекте.
Выделяя наиболее приоритетные сферы деятельности для РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова», следует назвать производство тяжелых токарных станков и станков для обработки осей и сформированных колесных пар железнодорожного транспорта. Что касается производства деревообрабатывающего оборудования, оборудования для сельского хозяйства и некоторых других товаров, то эти производства являются убыточными. Отчисления в эти направления необходимо сократить и направить на более перспективные.
Для
решения подобных задач в мировой
практике используется матрица «Мак-Кинси».
Она позволяет предприятию классифицировать
каждое направление производственной
деятельности по ее доле в прибыли предприятия
относительно других, ее конкурентоспособности,
уровню экономического роста, интереса
к ним предприятия. Используя эту матрицу
предприятие может наметить стратегические
направления производственной деятельности,
т.е. определить направления развития
СХП. Критерии привлекательности товарного
портфеля предприятия представлены в
табл. 3.4.
Таблица 3.4.
Критерии
привлекательности товарного
Критерий привлекательности | Вес критерия | Диапазон оценки, баллы | |||
Низкий | Средний | Высокий | |||
1 | 2 | 3 | |||
1.Глубина ассортимента | 0,11 | До 5 позиций | 5-10 позиций | Больше 10 позиций | |
2.Наличие новых товаров | 0,10 | До 10 % | 10-20 % | Выше 20 % | |
3.Наличие товаров-заменителей | 0,10 | До 10 % | 10-20 % | Выше 20 % | |
4.Качество
товаров с точки зрения |
0,15 | Низкое |
Среднее |
Высокое | |
5.Темп роста доли продаж | 0,13 | Уменьшается | Без изменений | Увеличивается | |
6.Стадия жизненного цикла товара | 0,08 | Насыщение |
Зрелость |
Рост | |
7.Степень удовлетворенности покупателей ассортиментом | 0,14 | Не удовлетворены |
Удовлетворены частично |
Полностью удовлетворены | |
8.Выгода покупки | 0,07 | Наличие очередей, трудности в поиске нужного товара | Незначительные очереди, необходимый товар не всегда есть в наличии | Отсутствие очередей, легко найти нужный товар | |
9.Учет
пожеланий потребителей при |
0,12 | Не выполняются |
Выполняются не всегда |
Всегда выполняются | |
Всего | 3 |
Примечание.
Источник: собственная разработка
Сумма произведений весов критериев и полученных оценок равна 3. Таким образом, на основе проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что оптимальной стратегией для РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» является стратегия выборочного развития, для которой характерен средний уровень конкурентоспособности и привлекательности товарного портфеля. Рекомендуемая стратегия предполагает поиск путей для одержания конкурентных преимуществ, вложение средств в товары с высокой прибыльностью и меньшим риском, специализация на перспективных товарах и товарных группах, т. е. концентрирование инвестиций в сегментах, где существует хорошая прибыльность и относительно низкий уровень риска. Расширение активности «через границу», на первом этапе выход на рынки стран СНГ, а на втором на рынки Западной Европы, Азии и Америки. Количественный рост производства новой и наиболее конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом потребителей и дающей прибыль.
Стратегия
развития рынка применяется при
выходе на новые рынки, сегменты. Эта
стратегия предусматривает
Стратегия диверсификации используется для того, чтобы повысить эффективность и увеличить размер целевой прибыли.
В международной практике существует три стратегии охвата рынка: интенсивная, избирательная и эксклюзивная. Применимо к РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» можно выделить интенсивную и избирательную.
При интенсивном сбыте предприятие ищет максимально возможное число каналов сбыта, чтобы обеспечить максимальный охват рынка и большой объем продаж. Достоинство активного сбыта наибольшая доступность товара и высокая доля рынка благодаря широкой демонстрации товара. Рост объема продаж, достигаемый благодаря высокому уровню охвата рынка, имеет, тем не менее, и недостатки, которыми не стоит пренебрегать. Во-первых, объемы продаж по различным каналам далеко не одинаковы, хотя издержки на контакт с любым посредником одни и те же. Таким образом, возрастание сбытовых издержек может снизить рентабельность системы в целом. Во-вторых, когда товар распределяется по большому числу разнообразных торговых точек, предприятие рискует утратить контроль за уровнем скидок, качеством обслуживания. В избирательной системе сбыта изготовитель использует не всех посредников, которых он мог бы привлечь. Такая сбытовая стратегия предпочтительна для товаров предварительного выбора, когда покупатель производит сравнение цен и свойств товаров. Выбирая избирательную систему сбыта, производитель сознательно ограничивает доступность товара, чтобы снизить издержки распределения и добиться от посредников более эффективного сотрудничества.
Таким образом, разработанная маркетинговая стратегия поможет устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости среды функционирования предприятия и подготовиться к необходимым внутренним переменам в производстве.
По результатам 3-й главы можно сделать вывод о том, что выделяя наиболее приоритетные сферы деятельности для РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова», следует назвать производство тяжелых токарных станков и станков для обработки осей и сформированных колесных пар железнодорожного транспорта. Что касается производства деревообрабатывающего оборудования, оборудования для сельского хозяйства и некоторых других товаров, то эти производства являются убыточными. Отчисления в эти направления необходимо сократить и направить на более перспективные.
Наиболее оптимальным в этой связи предоставляется создание сервера, доступного для e-mail;
Маркетинг-сервер должен в максимальной степени предоставлять клиентам возможность осуществлять информационный поиск посредством «дружественного интерфейса». Система помощи должна быть доступна на всех этапах поиска. Основная цель сервера – превратить посетителей в клиентов, а разовых клиентов – в постоянных; обязательно предоставлять набор бесплатных услуг, не связывая это с предшествующей покупкой; желательно предоставить клиентам предприятия возможность работы в режиме диалога.
Внедрение
на РУП «Станкостроительный завод им.
С.М. Кирова» системы IТ-технологий
приведет к увеличению рентабельности
товарооборота на 0,56 процентных пункта,
а чистой рентабельности – на 0,46 процентных
пункта. Подобная динамика финансовых
показателей от внедрения мероприятий
по росту прибыли позволит окупить проекты
с учетом дисконтирования за 1,8 года, что
свидетельствует о положительном экономическом
эффекте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выходя на рынок, предприятие готово предложить потребителям, некий продукт или услугу, которые будут удовлетворять их потребности. Предприятие точно должно знать, для удовлетворения какой именно потребности данный продукт предназначен. Чтобы потребитель принял данный продукт, он должен иметь соответствующий уровень качества, эффективную упаковку, а так же марочное название. Для того чтобы данный товар или услуга были конкурентоспособными, предпринимателю необходимо решать задачи в нескольких направлениях, а именно – разработать ценовую, товарную, сбытовую политики.
Республиканское
унитарное предприятие «
Фондоотдача основных промышленно-производственных фондов увеличилась за 2008-2010гг. на 0,04 руб. (10,8%). Это объясняется тем, что прирост стоимости основных производственных фондов за этот период (4,1%) не превысил прирост товарной продукции (13,8%). За анализируемый период повысилась фондоотдача активной части фондов на 0,34 руб. (28,3%). Это вызвано тем, что за 2007-2009 гг. увеличилась стоимость активной части фондов.
Фондовооруженность одного рабочего за 2008-2010 гг. выросла на 12,5 млн.руб. (17,7%). Это вызвано тем, что прирост стоимости основных производственных фондов за данный период (4,1%) был выше прироста численности рабочих (-11,6%).
Техническая вооруженность одного рабочего за анализируемый период выросла на 0,5 млн.руб., или 2,3%. Это вызвано увеличением в составе производственных фондов активной части. Снижение фондорентабельности за 2008-2010 гг. вызвано снижением балансовой и чистой прибыли за этот же период на 915 млн. руб.
По результатам анализа видно, что на РУП «Станкостроительный завод им. С.М.Кирова» основным видом промышленной продукции являются: станки, узлы и детали к тракторам, полувагоны цельнометаллические. В динамике за 3 года падает выручка от реализации станков на (1617-3287)= 1670 млн. руб., зато растет выручка от реализации узлов и деталей к тракторам на (12226-7346)= 4880 млн. руб. или на 166,4%, так же растет выручка от реализации полувагонов на (3256-2533)= 723 млн. руб. или на 128,5%.
Доля продукции в общем объеме производства по группе станки снизилась на (9,1-21,4)= -12,3% , доля узлов и деталей к тракторам повысилась в динамике за 2007-2009гг. на (68,7-47)= 21,7%, доля полувагонов цельнометаллических так же выросла на (18,3-16,2)= 2,1%.