Изучение покупательских предпочтений на рынке товаров/услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Компания может обеспечить себе значительные конкурентные преимущества, если будет творчески использовать маркетинговую информацию. Таким образом, маркетинговые исследования - это источник информации, необходимой непосредственно для принятия решений, а не только для оценки результатов решений, принятых ранее. Однако сами по себе маркетинговые исследования не могут гарантировать успех; ключ к успеху в бизнесе - разумное использование маркетинговых исследований. Конкурентное преимущество является результатом того, как используется информация, а не самого факта ее наличия или отсутствия.
Целью данного курсового проекта является изучение вышеназванных категорий, а также анализ состояния исследуемого рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………….……………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Виды, цели и задачи проведения маркетинговых исследований.......5
Процесс проведения маркетинговых исследований…...….…….......6
Исследование покупательского поведения………….………….........8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ МОБИЛЬНЫХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рынок мобильных услуг и его особенности…...……...….……..….16
2.2 Исследование покупательских предпочтений на рынке мобильных услуг ……………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….….32

Работа содержит 1 файл

Изучение покупательских предпочтений на рынке товаров услуг.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

«Мобайл Телеком-Сервис» впервые на казахстанском рынке сотовой связи предлагает услуги мобильной IP-телефонии, которая позволяет существенно экономить на международных звонках. С приходом нашей компании IP-телефония доступна не только при наличии фиксированного телефона. Теперь можно воспользоваться услугами Интернет-телефонии в любой точке Казахстана, где есть покрытие сети "Мобайл Телеком-Сервис".    Также нашим абонентам доступна и обычная международная связь, предлагаемая АО "Казактелеком".

 

 

Абонентская база

Среди действующих операторов сотовой связи наиболее весомую  базу по абонентам имеет компания «GSM Казахстан», на втором месте по количеству абонентов «КаР-Тел», на третьем «Мобайл Телеком-Сервис» и на четвертом компания «Алтел». В таблице 2 показана динамика увеличения количества абонентов у сотовых операторов.

 

Таблица 2* – Количество абонентов сотовой связи

Год

Количество абонентов сотовой связи

«GSM Кзахстан»

«КаР-Тел»

«Мобайл Телеком-Сервис»

«Алтел»

Всего в Казахстане

2004

1 800 000

900 000

-

25 000

2 725 000

2005

3 000 000

1 800 000

-

120 000

4 920 000

2006

4 500 000

2 400 000

-

200 000

7 100 000

2007

5 600 000

3 800 000

350 000

370 000

10 120 000

2008

6 500 000

5 800 000

650 000

600 000

13 010 000

2009

7 200 000

6 900 000

740 000

710 000

15 555 000

*По данным сайта www.stat.kz


 

 

Количество абонентов самого крупного сотового оператора, компании «GSM Казахстан», к концу 2009 года составляет примерно 7,10 млн. человек. На начало сентября 2009 года абонентская база «GSM Казахстан», по официальным данным, составляет 6,7 млн. человек. Количество абонентов «КаР-Тел» на июнь 2009 года составляет более 6,6 млн. человек. До конца 2009 года эта цифра может вырасти до 7 млн. человек. «Мобайл Телеком-Сервис» идет следом, по данным за май 2009 года количество абонентов составляет примерно 680 тыс. человек. До конца года прогнозируется рост до 740 тыс. человек. Компания «Алтел» на август 2009 года имеет четвертую по объему абонентскую базу: порядка 640 тыс. человек, и к концу 2009 года может увеличить количество абонентов до 710 тыс. человек. Таким образом, общее число абонентов сотовой связи к концу 2009 года может составить 15,6 млн. человек.

 

Инвестиции

По официальным данным представителей компании «Алтел», в период с 1994 по 1998 годы в госбюджет было перечислено в общей сложности около 40 млн. долларов. В 2009 году инвестиции достигли отметки в 348 млн. долларов.

Компания «КаР-Тел» в 2003 году инвестировала и освоила более 60 млн. долларов в развитие сети, что позволило расширить коммутационную емкость с 200 тыс. номеров до более 800 тыс. номеров и удвоить количество базовых станций. На сегодняшний день общее количество инвестиции составило около 556 млн. долларов.        За 11 лет общая сумма инвестиций компании «GSM Казахстан» в экономику страны, включая лицензию GSM, составила примерно 630 млн. долларов. В республиканский бюджет было перечислено 90 млн. долларов в виде налогов и других платежей. По данным официальных источников компания намерена с 2008 по 2010 годы инвестировать в казахстанскую экономику более 350 млн. долларов.

Рекордсменом по объему инвестированных средств с момента образования, является компания «Мобайл Телеком-Сервис». За два с половиной года в период с 2007 по 2009 годы, компания инвестировала  около 450 млн. долларов, т. е. 225 млн. в год. Такой суммой не могут похвастаться даже лидеры рынка.

Технические характеристики

Качество связи в  первую очередь складывается из технического оснащения и дополнительных услуг, которые предоставляют сотовые  операторы. В таблице 3 показаны основные характеристики трех ведущих казахстанских сотовых операторов.

 

Таблица 3* - Технические характеристики операторов сотовой связи в Казахстане

 

Стандарты

Количество  стран в роуминге

Характеристика  сети

Контент услуги

«GSM Казахстан»

GSM, EDGE, 3G

170

2 HLR, 13 коммутаторов (MSC), 19 контроллеров базовых станций (BSC)

SMS, MMS, Internet, WAP

«Кар-Тел»

GSM, EDGE, 3G

150

6 коммутаторов, более  470 базовых станций

SMS, MMS, Internet, WAP

«Мобайл Телеком-Сервис»

GSM, EDGE

140

5 коммутаторов, 270 базовых  танций

SMS, MMS, Internet, WAP

«Алтел»

AMPS,CDMA и

CDMA 2000 1X

130

нет информации

SMS, MMS, Internet, WAP

*Источник  - официальные сайты компаний


 

 

С 1994 по 1999 годы, единственным стандартом сотовой связи, используемом в Казахстане, был стандарт AMPS (аналоговая связь). С 1999, с приходом новых игроков, на рынке Казахстана появился цифровой стандарт связи GSM. На 2005 год все операторы сотовой связи практически полностью перешли на цифровой стандарт. Сейчас абоненты сотовой связи в Казахстане могут пользоваться услугами стандартов CDMA, CDMA 2000 1X,  GSM,  EDGE и 3G. С 2004 года казахстанские абоненты пользуются услугами, на основе новейших технологий GRPS, MMS, WAP и мобильным Internet. Стандарт GSM используется более 95% абонентов, стандарт CDMA – используется примерно тремя процентами абонентов и около двух процентов используют остальные стандарты.      По мнению специалистов, внедрение новых стандартов, в частности EDGE и 3G, вывело Казахстан в десятку первых стран Евразийского континента, осуществивших коммерческий запуск стандарта передачи данных на высоких скоростях. Эксперты утверждают, что рынок мобильных устройств, в частности сотовых телефонов, переживает эволюцию. Таким образом, внедрение высокоскоростных услуг (3G-телефония), открывает новые возможности перед нашими потребителями и задает новые стандарты в качестве предоставляемых услуг.        Так же, как и в России, казахстанские операторы сотовой связи распространяют услуги подключения к сотовой сети через собственные сети магазинов сотовой связи и через сети дилеров. По данным с официальных сайтов сотовых операторов, на середину 2009 года количество дилеров компании «Алтел» составляло 110 в 20 городах Казахстана. «GSM Казахстан» работает с 925 дилерами в 45 городах (в Алматы насчитывается 215 дилеров), у «КаР-Тел» – 845 дилеров в 42 городах Казахстана и 2700 точек продаж.           В отличие от России, в Казахстане действует более демократичная система подключений к услугам сотовых операторов. SIM карту, счет которой пополняется по карточке, может купить не только казахстанец, но и представитель другой страны. Для подключения необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность. Процедура регистрации покупателей SIM карт (карточные тарифы) началась с 2005 года, тогда как раньше под регистрацию попадали только корпоративные абоненты. Однако не приходится ожидать, что в скором времени будет существовать единая база данных по клиентам, отражающая реальную картину по количеству абонентов.

2.2 Исследование покупательских предпочтений на рынке мобильных услуг

Для изучения рынка мобильных услуг, было проведено исследование методом анкетирования (приложение 1.).

 

Характеристика  исследования потребительских предпочтений на рынке мобильных услуг

1. Характеристика рынка: рынок мобильных операторов достаточно сложен и ограничен для хода, что обуславливает его крайнюю концентрированность. Более 80% рынка принадлежит 2-м крупным операторам, которые диктуют условия для вхождения на рынок.  Лидером рынка является Компания «GSM Казахстан», образованная в 1998 году, имеет долю рынка около 45%. Компании принадлежат торговые марки  «Kcell» и «Activ».Основным конкурентом «GSM Казахстан» практически с самого основания является компания «КаР-Тел», созданная в 1999 году, доля рынка 40%, торговая марка «Beeline». Совсем новым, но крайне активным и даже агрессивным участником рынка является компания «Мобайл Телеком-Сервис», созданная в 2007 году, доля рынка 7%, торговая марка «Neo». Компания «Алтел» , образованая в 1994 году, имеет доля рынка 6%, торговые марки – «Dalacom» и «PAThWORD».

2. Целевая аудитория: самые активные потребители сотовых услуг по возрастному критерию: группы от 18 до 35 лет и от 35 до 45 лет, среднего достатка, активно пользующиеся услугами сотовой связи.

3. Цель: Изучить уровень спроса на те или иные виды мобильных услуг, затрачиваемые средства, периодичностью пользования услугами, отношение клиента к качеству услуг и поставщику в целом, мнение абонентов о поставщике услуг.

4. Задачи исследования, показатели и источники описаны в таблице 4.

 

Таблица 4 – Задачи исследования

Задачи исследования

Показатели

Источник/методология сбора

1. Выявить текущее знание  того или иного операторов

Приоритетное знание, спонтанное знание, полное знание

Первичные данные через анкетирование ЦА

2. Выявить частоту использования услуг сотовой связи

Несколько раз в день, 1 раз в день и т.д.

Первичные данные через анкетирование ЦА

3. Выявить знание рекламы  операторов

Знание за последний месяц

Первичные данные через анкетирование ЦА

4. Выявить основные используемые услуги сотовых операторов

Исходящие звонки ,SMS, MMS, Internet. В сутки

Первичные данные через анкетирование ЦА

5. Выявить отношение к маркам

Качество связи, цена, имидж марки, реклама, современность и прочие

Первичные данные через анкетирование ЦА

6. Выявить мнение о потребителях марки и ее конкурентов

 

Первичные данные через анкетирование ЦА

7. Выявить основные демографические  характеристики ЦА

Профессия, средний размер средств, тратящихся на услуги сотовой связи

Первичные данные через анкетирование ЦА


 

 

5. Вопросы, не решаемые в ходе исследования: отношение к логотипу, влекущее его изменение, расчет объема рынка, отношение нецелевой аудитории

6. Описание проекта

  • Аудитория: потребители сотовой связи – абоненты в возрасте 18-35 лет и 35-45 лет, среднего достатка, городские жители
  • Место проведения: г.Алматы
  • Количество респондентов: 20 человек (50% на 50% между возрастными целевыми группами)
  • Средство анкетирования и обработки данных: Интернет, MO Excel

Анкета состоит из 5 блоков:

  1. Потребление услуг
  2. Знание марок
  3. Знание рекламы
  4. Отношение к маркам
  5. Демография

Подобный порядок был  выбран неслучайно.

Время, затрачиваемое  на заполнение анкеты – 5 минут.

Способ получения информации: интернет-почта и живой опрос, поскольку аудитория была строго выборочной, учащиеся молодые студенты и работающие люди среднего возраста, имеющие доступ к информационным каналам.

Анализ исследования

Согласно проведенному исследованию, все выводы можно разбить на 4 блока:

1. Основные данные по потреблению услуг сотовой связи 

Частота  пользования: все потребители воспринимают сотовую связь как услугу первой необходимости и не могут представить без нее свою повседневную жизнь. По данным таблицы 5, можно определить уровень проникновения и пользования услугами связи.

 

Таблица 5 – Частота пользования

Частота пользования

Процент ЦА

Несколько раз в день

90%

1 раз в день

7%

4-5 раз в неделю

2%

2-3 раза в неделю

1%

Один раз в неделю

0%

2-3 раза в месяц

0%

Один раз в месяц  или реже

0%


 

 

Выбор оператора: По данным опроса большинство пользуется оператором Kcell (45%), затем следует Beeline (40%), почетное третье место досталось Neo (8%) и последний- Dalacom\Pathword (7%). Многие опрошенные пользуются услугами нескольких операторов.

Пользование услугами (исключая звонки): дает представление о том, какими услугами помимо звонков пользуются опрошенные респонденты (таблица 6).

 

 

 

 

Таблица 6 – Пользование услугами

Услуги

Процент ЦА

SMS

85%

MMS

10%

Internet

75%

Другие

5%


 

 

Большинство респондентов пользуются услугами SMS и Internet, что является потенциалом для дальнейшего развития для сотовых операторов.

Информация о работе Изучение покупательских предпочтений на рынке товаров/услуг