Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Экономическая реформа, осуществляемая в нашей стране, требует кардинального пересмотра не только хозяйственного механизма, но и выработки новых взглядов на построение товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятий.
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Инсан»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Инсан»
2.2 Анализ внешней среды
2.3 Анализ основных конкурентов ООО «Инсан»
2.4 SWOT-анализ внешних и внутренних факторов ООО «Инсан»
3 Практические рекомендации по изучению фирм-конкурентов
ООО «Инсан»
3.1 Анализ как способ изучения фирм-конкурентов
3.2 Опросы как способ изучения конкурентов
Заключение
Естественный рост фирмы в ходе цикла жизни часто сопряжен с последовательной сменой стратегий. Простое увеличение в размерах без смены стратегии маркетинга обречено на неудачу, чтобы продолжать развитие фирма должна менять конкурентные стратегии.
Необходимость анализа особенностей и характера маркетинговой стратегии конкурентов связана с тем, что это дает возможность оценить их вероятные действия при продвижении на рынок своих товаров и/или услуг.
Прогноз поведения конкурентов обычно опирается на учет следующих факторов [15, c.21]:
- размера и темпов
увеличения прибыльности
- мотивов и целей
производственно-сбытовой
- текущей и предшествующей стратегии сбыта;
- структуры затрат на производство;
- системы организации производства и сбыта;
- уровня управленческой культуры.
Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке.
Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы. Для выявления слабых и сильных сторон предприятий-конкурентов можно воспользоваться методикой анализа закрепления, которая учитывает представление потребителей о продукции компании и её конкурентов. Обычно эта методика используется для проведения анализа на рынках потребительских товаров. На основе анализа закрепления целесообразно проводить внутренний анализ, нацеленный на выявление несоответствия сложившихся представлений в компании о внешней действительности, с тем, чтобы заставить персонал внутри организации понять и принять необходимость изменений.
В результате оценки сильных и слабых сторон каждого конкурента (их стратегий и целей) конкуренты ранжируются по «ключевым факторам успеха» (КФУ), под которыми подразумеваются наиболее существенные характеристики рынка, фирмы, конкурентов. Для этого необходимо уточнить список «ключевых факторов» (например, по методике закрепления). Позиции конкурентов и фирмы ранжируются по каждому из факторов и сводятся в следующую таблицу:
Таблица 1.5- Ключевые факторы успеха фирмы
Ключевые факторы успеха (примерные) | Продукция | Х4 | Х3 | Х1 | Х2 | |
Технология | Х3 | Х4 | Х2 | Х1 | ||
Финансовые возможности | Х3 | Х4Х1 | Х2 | |||
Система сбыта | Х4 | Х3 | Х2Х1 | |||
Имидж | Х4 | Х2 | Х1 | Х3 | ||
слабость - сила Х1Х2Х3Х4 - конкуренты
1.4 Недобросовестные методы изучения фирм-конкурентов
Шпионаж является недобросовестным методом ведения конкурентной борьбы, однако иногда очень эффективным.
С развитием промышленного
шпионажа промышленные монополии тщательно
охраняют содержание патентов, результаты
научно-технических
Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.
Существуют различные
способы получения
Конкурирующие фирмы осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:
- различного рода
вопросы, задаваемые
- приглашение на
работу специалистов
- ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу.
Также могут быть реализованы следующие способы:
- тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории;
- использование
- подкуп сотрудников
из основных отделов
- внедрение «нужных»
лиц в структуру фирмы-
- подслушивание разговоров и т.д.;
- похищение чертежей, образцов, документов;
- шантаж и другие способы давления;
- получение информации от источников в государственных структурах;
- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.
Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение «своего человека» в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.
Частное собственность на изобретения устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента.
В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.
Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.
Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.
Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.
Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Инсан»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Инсан»
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Инсан» организовано 20 ноября 1997 г., зарегистрировано постановлением главы администрации г.Тольятти (№ 205/190). Местонахождения ООО «Инсан»: г. Тольятти, ул. Окраинная 2.
Основная деятельность предприятия на данный момент - изготовлением предметов мебели и интерьера из древесной плиты по предварительным заказам потребителей.
ООО «Инсан» представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс взаимосвязанных производственных единиц. Производственная структура представлена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1- Производственная структура ООО «Инсан»
Производственная структура во многом определяет принципы организации производства на основных производственных участках. Организация производства в основных цехах построена по технологическому принципу, где каждый из участков специализируется на выполнении части общего технологического процесса. Для рассматриваемого предприятия характерна линейно-функциональная система управления (рисунок 2.2.).
45
Рисунок 2.2 - Организационная структура управления ООО «Инсан»
Система управления ООО «Инсан» включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей системы входят руководители функциональных подразделений и специалисты, возглавляемые директором предприятия. В качестве управляемой системы выступают основные и вспомогательные подразделения, обеспечивающие производственные процессы. Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Инсан» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Показатели
финансово-хозяйственной
ООО «Инсан» за период 2006-2008гг.
Показатели | Ед. измере-
ния |
2006 | 2007 | 2008 | Темпы роста (динамики), % | ||
Базис-
ные |
Цепные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Товарооборот в действующих ценах | тыс. руб. | 115800,0 | 141000,0 | 233400,0 | 201,6 | 165,5 | |
в сопоставимых ценах | тыс.руб. | 138690,0 | 187920,0 | 233400,0 | 168,3 | 124,2 | |
в покупных ценах | тыс.руб. | 100800,0 | 132708,0 | 175200,0 | 173,8 | 132,0 | |
Среднесписочная численность работающих | чел. | 36 | 42 | 45 | 125,0 | 107,1 | |
в том числе служащих | чел. | 8 | 9 | 10 | 125,0 | 107,1 | |
в том числе продавцов и рабочих | чел. | 28 | 33 | 35 | 125,0 | 100,0 | |
Товарооборот на одного работающего | тыс. руб. | 3852,5 | 4474,3 | 5186,7 | 134,6 | 115,9 | |
Фонд оплаты труда всего | тыс. руб. | 3542,4 | 4939,2 | 5832,0 | 164,6 | 118,1 | |
Среднегодовая заработная плата одного работающего | тыс. руб. | 98,4 | 117,6 | 129,6 | 131,7 | 110,2 | |
Издержки обращения | тыс. руб. | 30606,0 | 43702,2 | 37053,6 | 121,1 | 84,8 | |
в том числе условно-переменные | тыс.руб | 24726,0 | 36672,6 | 31326,6 | 126,7 | 85,4 | |
в том числе условно-постояные | тыс.руб. | 5880,0 | 7029,6 | 5727,0 | 97,4 | 81,5 | |
Валовой доход | тыс. руб. | 37890,0 | 55212,0 | 58200,0 | 153,6 | 105,4 | |
Прибыль от продаж/ финансовый результат | тыс. руб. | 7284,0 | 11509,8 | 21146,4 | 290,3 | 183,7 | |
Рентабельность продаж | % | 5,3 | 6,1 | 9,1 | 172,5 | 147,9 | |
Уровень издержек обращения | 0,22 | 0,23 | 0,16 | 71,9 | 68,3 | ||
Фондоотдача | 1,7 | 2,0 | 2,1 | 123,5 | 105,0 | ||
Оборачиваемость оборотных средств | 6,9 | 7,2 | 7,7 | 111,6 | 106,9 | ||
Коэффициент опережения темпов роста производительности труда и выработки над темпами роста заработной платы | 0,82 | 0,98 | |||||