Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Экономическая реформа, осуществляемая в нашей стране, требует кардинального пересмотра не только хозяйственного механизма, но и выработки новых взглядов на построение товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики предприятий.
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Инсан»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Инсан»
2.2 Анализ внешней среды
2.3 Анализ основных конкурентов ООО «Инсан»
2.4 SWOT-анализ внешних и внутренних факторов ООО «Инсан»
3 Практические рекомендации по изучению фирм-конкурентов
ООО «Инсан»
3.1 Анализ как способ изучения фирм-конкурентов
3.2 Опросы как способ изучения конкурентов
Заключение
В зависимости от масштаба
конкурентоспособности фирмы
Таблица 1.3 - Классификация уровня конкурентоспособности фирмы (по критерию масштаба)
Способность конкурировать | Уровень конкурентоспособности | |
Способность конкурировать на мировом рынке | Мировой уровень | |
Способность конкурировать на уровне отдельной страны | Крупномасштабный уровень | |
Способность конкурировать на уровне региона отдельной страны | Региональный уровень | |
Способность конкурировать на уровне отдельной отрасли народного хозяйства | Отраслевой уровень | |
Способность конкурировать на уровне города | Городской уровень | |
Способность конкурировать на уровне района | Локальный уровень | |
Таким образом, в условиях
рыночных отношений
1.2 Методы изучения фирм-конкурентов
Исследование фирм-конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка [4, c. 114].
Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:
- первый связан
с оценкой потребностей, удовлетворяемых
на рынке основными
- второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.
Подход с точки
зрения потребительского спроса имеет
целью сгруппировать
В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:
- стратегия в области экспансии на рынке;
- стратегия в области ценовой политики;
- стратегия в области технологии и др.
При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов. Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:
- фирмы, склонные
к рыночной экспансии, которые
действуют на географически
- фирмы, следующие
стратегии диверсификации
- крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;
- крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;
- мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.
При наличии различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.
Все перечисленные факторы ставят конкурирующие фирмы в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии фирм. От условий конкуренции, сложившихся на рынке, будут зависеть предпринимаемые меры и, соответственно, ответная реакция конкурентов на эти меры, осуществляемые фирмами для достижения собственного конкурентного преимущества. Таким образом, при разработке предприятиями собственных конкурентных стратегий важно учитывать возможную реакцию внешней среды на эти акции. Применительно к промышленным рынкам можно выделить два типа возможной реакции по инструментам ответной реакции и два типа - по ее характеру.
По инструментам реакции выделяют, уже упомянутые, ценовые и неценовые методы.
По типу реакции условно можно выделить положительную эластичность реакции и отрицательную эластичность реакции в зависимости от того, ответная реакция конкурента противоположна акции фирмы или аналогична ей. Как показывают исследования, в основном преобладает положительная эластичность.
Так, при увеличении цены основным конкурентом 274 фирмы тоже повышают свои цены, и лишь 2 снижают; при снижении цены основным конкурентом 40 фирм снижали ее, а 8 повышали, действия остальных не носили столь выраженной зависимости. Аналогичная ситуация складывается и при снижении или увеличении основным конкурентом расходов на продвижение товара[12, c.22].
Конкуренция в области способов продвижения товаров на рынок наиболее вероятна при следующих характеристиках рынка:
- большая дифференциация
в издержках конкурирующих
- сильная рыночная концентрация;
- рыночная дифференциация;
- быстрый рост рынка.
Ценовые методы конкуренции более приоритетны при высокой стандартизации продукта.
Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента, являющегося необходимым элементом банка данных маркетинговой. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
- численность персонала;
- структура прямых и накладных расходов;
- сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий;
- капиталовложения в основной капитал и запасы;
- объем продаж.
Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.
1.3 Анализ конкурентных стратегий фирм - конкурентов на рынке
В связи с тем, что потребности человека очень разнообразны, не менее разнообразны и способы их удовлетворения. Это является и основной причиной разнообразия товаров, представленных на рынке, и фирм, эти товары на рынок поставляющих. Каждый производитель стремится произвести товар с наилучшими характеристиками, потому что именно такой товар будет наверняка куплен на рынке, а значит, производитель получит прибыль. Однако здесь действует принцип компенсации. Он состоит в том, что стремление добиться наилучших характеристик товара в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться другими достоинствами. Причины этого носят отчасти объективный, а отчасти субъективный характер. Многие характеристики товара находятся в объективном противоречии (например, скоростные и топливосберегающие). С другой стороны, многое зависит и от потребителя, от того, что он субъективно ищет в данном товаре. Успех фирмы на рынке зависит, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшать свою продукцию, но и от обоснованности выбора тех свойств, которые подлежат совершенствованию, а также (что не менее важно) от определения того, чем за это можно пожертвовать.
Действие принципа компенсации, однако, этим не ограничивается. Он распространяется глубже: не только на товары, но и на сами компании, которые их производят. Применительно к фирмам он состоит в том что, развивая в себе одни черты, фирма утрачивает другие, за увеличение эффективности в одной области расплачивается ее снижением в другой. Иными словами, приспособление маркетинговой стратегии фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других сегментов рынка или сокращения возможности добиваться успеха на них.
Прямым следствием принципа компенсации является множественность путей достижения успеха в конкурентной борьбе, т. е. множественность маркетинговых конкурентных стратегий фирм. Маркетинговая конкурентная стратегия, как уже отмечалось, определяется исходя из [ 6, c.97]:
- внешних факторов (анализа условий среды);
- внутренних факторов (имеющиеся ресурсы фирмы).
Несмотря на то, что поведение фирмы на рынке характеризуется некоторой только ей одной свойственной комбинацией стратегических, выбор маркетинговой стратегии диктуется определенными правилами.
В первую очередь, он
зависит от того, в рамках стандартного
или специализированного
Во втором случае фирма
сосредотачивается на производстве
редко встречающихся (или вообще
отсутствующих на рынке) товаров
и/или услуг (продуктовая дифференциация).
При этом она может либо придерживаться
маркетинговой стратегии
Таким образом, существует, по меньшей мере, четыре основных типа маркетинговой стратегии конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия маркетинговой среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия: виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты (происхождение этой терминологии восходит к трудам русско-советского теоретика конкуренции Л. Г. Раменского). Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка, и все они нужны для нормального функционирования экономики.
Таким образом, на рынке происходит сосуществование и взаимное дополнение компаний разных типов, и конкурентная борьба, соответственно, ведется разными методами на основе разных конкурентных стратегий. При этом полное вытеснение одного из типов фирм невозможно, так как невозможна полная унификация человеческих потребностей.
Конкурентная борьба строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они сильнее конкурентов [1, c. 37].
По терминологии Портера, фирмы ориентирующиеся на одну нишу, называются стратегической группой. Дифференциация ниш ослабляет конкурентную борьбу между различными стратегическими группами и усиливает её внутри таких групп.
Общая характеристика компаний, придерживающихся различных маркетинговых стратегий, представлена в таблице.
Таблица 1.4 - Общие характеристики компаний, придерживающихся различных типов маркетинговых стратегий.
Наименование | Коммутанты | Патиенты | Виоленты | Эксплеренты | |
Профиль производства | универсальный | специализированный | массовое | экспериментальное | |
Размер компании | крупные | крупные | |||
средние | средние | ||||
мелкие | мелкие | мелкие | |||
Устойчивость компании | высокая | высокая | |||
низкая | низкая | ||||
Расходы на НЧОКР | высокие | высокие | |||
средние | |||||
низкие | |||||
Факторы силы в конкурентной борьбе | гибкость, многочисленность | приспособляемость к особому рынку (узкая специализация) | высокая производительность | опережение в нововведениях | |