Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Располагая гораздо большей информацией о потребляемых продуктах, чем прежде, современный потребитель имеет чрезвычайно широкие возможности при выборе товара. Комбинация усилившейся конкуренции и массированной бомбардировки коммерческой информацией, исходящей от множества конкурирующих сторон, заставляет игроков рынка в создавшейся на данный момент обстановке вкладывать все больше и больше труда в попытки оказать влияние на поведение целевого рынка.
При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Преимущество такого опроса состоит в возможности исключить трактовки опрашиваемым вопросов, не соответствующие целям исследования. Основным недостатком является стремление опрашиваемого в ряде случаев избежать откровенного ответа и прежде всего на вопросы личного характера.
Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в ответах в связи с неправильной трактовкой опрашиваемым заданного вопроса.
В зависимости от формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые.
Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа (например, "Укажите важные для Вас характеристики компьютера").
Закрытые вопросы
Открытые вопросы
Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям:
- Вопрос должен быть ясным и понятным опрашиваемому и не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса были понятны опрашиваемому.
- Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует ...").
- Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20; 21-30; 31-40 и т.д.).
- Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.
Состав и последовательность вопросов анкеты также не должны носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:
следует избегать вопросов, носящих праздный характер;
в целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах;
последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип "от общего — к частному";
вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу;
первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью;
следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием "вилки";
количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.
Организация и проведение сбора информации представляет собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос. Ответственность обусловлена прежде всего опасностью получения в результате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:
— труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой категории опрашиваемых;
— отказы опрашиваемых участвовать в опросе;
— неискренность или пристрастность опрашиваемых;
—неискренность или пристрастность интервьюера.
Степень негативного влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от организации сбора информации и контроля за ними.
Организация сбора информации включает:
определение требований к персоналу, привлекаемому к сбору первичной информации, его подбор, обучение или инструктаж. При проведении инструктажа следует обратить внимание на степень активности интервьюеров и, следовательно, воздействия их на опрашиваемых лиц;
четкое определение мест и времени сбора информации;
ориентацию системы стимулирования труда персонала, привлеченного к сбору информации, на квалифицированное и добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей;
создание организационных предпосылок для контроля работы осуществляющего сбор информации персонала и для последующего анализа собранной информации. Для этого каждая из анкет должна иметь название и номер, а в случае личного опроса или опроса по телефону, в анкете следует предусмотреть указание даты и времени опроса, места опроса или номера телефона, номера интервьюера и его подпись.
В процессе непосредственного сбора данных важное значение приобретает текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимости оперативные поправки в организацию этой работы.
После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления производится их систематизация и анализ. Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форме (чаще всего в табличной).
Анализ информации заключается в оценке уже систематизированной информации, как правило, с использованием статистических методов. Окончательные результаты анализа нередко выступают в форме рекомендаций, представляющих собой основанные на оценке собранных данных предложения о действиях фирмы в будущем.
Завершающим этапом исследования является представление отчета о его результатах, который нередко сопровождается выступлением исполнителя с докладом перед представителями заказчика.
Как правило, отчет о результатах исследования готовится в двух вариантах: подробном и сокращенном. Подробный вариант представляет собой полностью документированный отчет технического характера, предназначенный для специалистов отдела маркетинга фирмы. Сокращенный вариант отчета предназначен для руководителей фирмы и содержит подробное изложение основных результатов исследования, выводов и выработанных рекомендаций. При этом он не отягощен информацией технического и методического характера, первичными документами и т.п.
2 Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке пива.
2.1 Диагностика состояния и
Пивоваренная отрасль в последние годы внесла значительный вклад в развитие экономики страны и её регионов и является в настоящее время определяющим фактором для становления ряда смежных отраслей промышленности и профильных секторов сельского хозяйства. К тому же пивоваренная продукция является устойчивой альтернативой крепким алкогольным напиткам и суррогатам и характеризуется как основополагающий фактор для формирования сбалансированной структуры потребления алкоголя в России.
Вместе с тем у отрасли существует комплекс проблем, которые имеют значительное влияние на перспективы её развития. К ним относятся в первую очередь недостатки в законодательной сфере, регулирующей производство и оборот пивоваренной продукции, а также достаточно низкая культура потребления пива в России. В совокупности эти недостатки влияют на формирование у определенной части населения негативного отношения к пиву и его производителям, что зачастую используется в целях проведения законодательных инициатив, направленных на принятие в отношении отрасли жесткого государственного регулирования.
В 2009-2010 годах в пивоваренной отрасли России впервые за последнее десятилетие наблюдалось замедление темпов роста, обусловленное введением законодательных ограничений в области рекламы и распространения напитка, а также опережающим уровень инфляции ростом налоговой ставки по акцизу. По итогам года производители пива преодолели тормозящую тенденцию – отрасли пока удаётся сохранять высокую экономическую результативность и по-прежнему вносить заметный вклад в экономику страны.
По данным Росстата отечественные пивовары произвели в 2009г. пива на 9,8% больше, чем в 2010, когда было произведено 909,9 млн. дал. Уровень потребления пива в России сегодня примерно в 1,5 раза ниже, чем в странах - членах ВТО. Он приближается к 60 литрам на душу населения в год. По Европе эта цифра - не менее 80 литров, при этом жители Германии выпивают 123 литра, Чехии - 159 литров, Ирландии - 152 литра пива в год. В России данный показатель по состоянию на 01.01.2010 составил 55 литров.
В 2010 году в России произведено 18,5 млн. дал пива, что составляет 77,1% к уровню 2009 года, солода пивоваренного 74 тыс. тонн – 107% к 2009 году, на общую сумму 3,3 млрд. рублей, что на 28,8% меньше, чем в 2009 году. Объемы продаж пива на территории республики увеличились на 19,4% по сравнению с 2009 годом и составили 20,8 млн. дал. В абсолютном алкоголе доля пива также увеличилась на 3,3%, тогда как доля водки и ликероводочных изделий снизилась на 1,7%. Необходимо отметить, что объёмы производства пива в России всегда превосходили объемы реализации. Только в текущем году эти показатели почти идентичны.
Таблица 1 Экономические показатели пивоваренной отрасли России в 2010г.
Показатели |
Пивоваренная отрасль |
Пищевая промышленность |
В % от пищевой промышленности |
В % к 2009 году |
Объём выпуска продукции в |
18,5 |
- |
- |
77,9 |
Объём выпуска в денежном выражении, млн. руб. |
3300,0 |
35065,1 |
9,4 |
71,2 |
Объём инвестиций, млн. руб. |
20,5 |
2010,8 |
1 |
9,7 |
Численность работников, тыс. чел. |
1,1 |
33,0 |
3,3 |
97,3 |
В России доля пивоваренной отрасли в общем объеме пищевого производства по итогам 2010 года составила 16,1%, в общем объеме промышленного производства – 0,5%.
Во-первых, в России существует значительный потенциал рынка. Так, в 2009 г. объем потребления составил 47 л пива на душу населения. Во многих странах Европы этот показатель составляет более 100 л (в Германии - 124 л в год, в Чехии - 160 л).
Во-вторых, в отрасль привлечены значительные инвестиции. За последние несколько лет их общий объем составил более 2,5 млрд долларов. И этот процесс продолжается. Более 60% пива в России производят предприятия, входящие в состав транснациональных корпораций.
И, в-третьих, пивоваренная промышленность - одна из немногих отраслей российской экономики, производящих продукцию, по качеству вполне соответствующую международным стандартам. На рынке появилось много качественного пива, и эта тенденция с каждым годом укрепляется.
Кроме того,
население стало лучше
Таким образом, доходы от пивоваренной отрасли в бюджеты разных уровней в 2009 году существенно превысили средства, выделенные государством, например, на такое важное для всей страны направление, как поддержка и развитие здравоохранения и физической культуры - 25 млрд рублей.
Изменение динамики в пивоваренной отрасли в сторону снижения темпов прироста произошло в 2005 году. Существуют несколько вариантов объяснения причин этих изменений. Часто высказывается мнение о насыщении рынка. Его следует отнести к разряду спорных. По мнению Союза пивоваров, речь необходимо вести о социальном положении в стране и об уровне покупательной способности населения, а также об усилении конкуренции между производителями. Огромное влияние на развитие отрасли оказывает акцизная политика государства, которая, по крайней мере, не может считаться предсказуемой. Помимо этого существуют и чисто российские факторы влияния. В первую очередь к ним следует отнести «водочные» традиции. Данный фактор обусловлен многовековым пристрастием россиян к крепким спиртным напиткам, наиболее популярным из которых является водка. Социологические исследования показывают, что люди старшего поколения и сегодня, скорее, отдают предпочтение водке, нежили пиву. Молодое поколение, наоборот, водку потребляет в весьма ограниченных масштабах, склоняясь, если иметь в виду алкогольсодержащие напитки, к пиву. В итоге в обществе возникает социальное напряжение, а это весьма благодатная почва для появления законодательных инициатив ограничительно-запретительного характера в отношении пивоваренной отрасли. «Водочные» традиции также сформировали стабильный контингент потребителей крепкого алкоголя. И хотя за экономическое будущее производства водки никто в России не беспокоится, тем не менее, именно пиво эксперты называют главным конкурентом и главной альтернативой крепкому алкоголю в ближайшее десятилетие.