Исследование рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг – это деятельность, обеспечивающая рентабельную работу предприятия посредством обмена. Это система взглядов, специфическое мировоззрение или даже образ жизни, связанный с получением прибыли посредством удовлетворения потребностей людей. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство потребностей удовлетворяется через рынок, через куплю-продажу.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
I. Основная часть:

1. Основные направления и методы маркетинговых исследований………………………………………………………….4
2. Понятие, классификация и структура рынков………………11
3. Исследование рынка. Цели и задачи исследования…………15
3.1 Конъюнктура рынка……………………………………………16
3.2 Емкость рынка…………………………………………………..19
3.3 Сегментация рынка ……………………………………………23
3.4 Состояние конкуренции и барьеры рынка …………………28
3.5 Рыночные возможности и риски………………………….… 32
Выводы………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………………..39

Работа содержит 1 файл

Реферат по ми.docx

— 80.35 Кб (Скачать)

Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный. 

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает: 

- использование  различных, взаимодополняющих источников  информации; 

- сочетание  ретроспективного анализа с прогнозом  покупателей, характеризующих конъюнктуру  рынка; 

- применение  совокупности различных методов  анализа и прогнозирования. 

Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную. 

Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного  производства. Источниками ее получения  являются данные государственной и  отраслевой статистики, официальные  формы учета и отчетности. 

Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся: 

- заявки  и заказы торговых организаций; 

- материалы  служб изучения рынка предприятий,  организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров  в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения  по текущей замене ассортимента  и т.п.). 

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий  по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и  промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также  материалы научно-исследовательских  организаций. 

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые  нельзя получить другим путем. Поэтому  при изучении конъюнктуры рынка  особое внимание надо уделять получению  обширной специальной информации. 

При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния  рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера  дальнейшего его развития по крайней мере на один - два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование. 

Прогноз рынка – это научное предвидение  перспектив развития спроса, товарного  предложения и цен, выполненное  в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с  оценкой его возможной ошибки. 

Прогноз рынка базируется на учете закономерностей  и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности  и научной добросовестности при  оценке данных и результатов прогнозирования. 

В общем  виде разработка прогноза рынка имеет  четыре этапа: 

1) установление  объекта прогнозирования; 

2) выбор  метода прогнозирования; 

3) процесс  разработки прогноза; 

4) оценка  точности прогноза; 

Установление  объекта прогнозирования – важнейший  этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия  продажи и спроса, поставок и товарного  предложения, рыночных цен и цен  реализации. 

В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и  последующей корректировкой результатов  прогнозных расчетов. 

Выбор метода прогнозирования зависит  от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия  исходной (базисной) информации.

Если  прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования  закупки конкретных товаров на ближайший  месяц, то должны использоваться более  точные методы. 

Процесс разработки прогноза заключается в  проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне. 

Оценка  точности прогноза выполняется путем  расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически  всегда приводятся в интервальном виде. 

Прогнозы  рынка классифицируются по нескольким признакам. 

По времени  упреждения выделяются: краткосрочные  прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем  детализации и применяемыми методами прогнозирования. 

По товарному  признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров. 

По региональному  признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира. 

По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой которых являются: 

- Экстраполяция  ряда динамики (см. гл. Емкость рынка) 

- Интерполяция  ряда динамики – нахождение  недостающих членов динамического  ряда внутри его; 

- Коэффициенты  эластичности спроса; 

- Структурное  моделирование – представляет  собой статистическую таблицу,  содержащую группировку потребителей  по наиболее существенному признаку, где для каждой группы приведена  структура потребления товаров.  При изменении структуры потребителей изменяется и среднее потребление (а следовательно, и спрос) этих товаров. На этой основе построен один из методов прогнозирования; 

- Экспертная  оценка. Этот метод используется  на рынках новых товаров, когда  базисная информация не успела  сформироваться, или на рынках  традиционных товаров, которые  долгое время не исследовались.  Он основан на опросе экспертов  – достаточно компетентных специалистов. 

- Экономико-математическое  моделирование; 

Результаты  анализа прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка в сочетании  с отчетными и плановыми данными  дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся  и предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в  виде различных аналитических документов. 

1. Сводный  обзор, или доклад. Основной документ  с обобщающими показателями рынка,  товаров народного потребления.  Анализируется динамика общеэкономических  и отраслевых показателей, особые  условия конъюнктуры. Проводится  ретроспектива и дается прогноз  показателей конъюнктуры, освещается  наиболее характерные тенденции,  выявляются взаимосвязи конъюнктуры  отдельных рынков. 

2. Тематический (проблемный или товарный) обзор  конъюнктуры. Документы, отражающие  специфику конкретной ситуации  или отдельно какого-либо рынка.  Выявляются наиболее актуальные  проблемы, типичные для ряда товаров,  либо проблема конкретного товарного  рынка. 
 

3. Оперативная  (сигнальная) конъюнктурная информация. Документ, содержащий оперативную  информацию, которая является своего  рода 

«сигналом», об отдельных процессах конъюнктуры  рынка. Основными источниками оперативной  информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов. 

3.2 Емкость  рынка. 

Главной задачей рыночного исследования является определение емкости рынка. 

Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой  объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем  уровне цен. Емкость рынка зависит  от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от изменения  экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу. Емкость рынка характеризуется  размерами спроса населения и  величиной товарного предложения. В каждый данный момент времени рынок  имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных  показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров. 

Следует различать два уровня емкости  рынка: потенциальный и реальный.

Действительной  емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями  и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется также термин потенциал рынка. Реально  складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность. 

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых  может в определенных ситуациях  как стимулировать рынок, так  и сдерживать его развитие, ограничивая  его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы : общего и специфического характера. 

Общими  являются социально-экономические  факторы, определяющие емкость рынка  любого товара: 

- объем  и структуру товарного предложения,  в том числе по предприятиям- представителям; 

- ассортимент  и качество выпускаемых изделий; 

- размеры  импорта по данному товару  или группе; 

- достигнутый  уровень жизни и потребностей  населения; 

- покупательская  способность населения; 

- уровень  соотношения цен на товары; 

- численность  населения; 

- его  социальный и половозрастной  состав; 

- степень  насыщенности рынка; 

- состояние  сбытовой, торговой и сервисной  сети; 

- географическое расположения рынка. 

В настоящее  время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких  процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введения новых таможенных ограничений и т.д. 

Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок  может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару. 

Совокупность  факторов, определяющих развитие спроса и предложения, находятся в сложной  диалектической взаимосвязи. Изменение  действий одних факторов вызывает изменение  действия других. Особенностью одних  факторов является то, что они вызывают изменения, как общей емкости, так  и структуры рынка, а других –  то, что они, не изменяя общей емкости  рынка, вызывают его структурные  изменения. В процессе исследования рынка необходимо объяснить механизм действия системы факторов и измерить совокупные результаты их влияние на объем и структуру спроса и  предложения. 

Выявление причинно-следственных связей на исследуемом  рынке проводится на основе систематизации и анализа данных. Систематизация данных заключается в построении группированных и аналитических  таблиц, динамических рядов анализируемых  показателей, графиков, диаграмм и т.п. Это подготовительная стадия анализа  информации для ее количественной и  качественной оценки. 

Информация о работе Исследование рынка