Исследование рынка закупок и выбор поставщиков шин

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Развитие новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках промышленно развитых стран усложняет функции сферы закупок сырья и материалов.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Исследование рынка закупок шин 5
Глава 2 Критерии выбора поставщиков, выбор форм закупок и поставщиков. 10
Глава 3 Порядок установления хозяйственных связей и заключение договоров поставки при закупках материальных ресурсов промышленным предприятием 15
Глава 4 Проблемы организации закупок на рынке 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложение 1 26

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

     Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам. Один из возможных наборов таких факторов приведен ниже:

1. Надежность  доставки.

2. Гарантии  качества.

3. Производственные  мощности.

4. Цены.

5. Местоположение.

6. Технический  потенциал. 

7. Финансовое  положение. 

8. Возможность  компромиссов.

9. Наличие  информационной системы связи  и отработки заказов. 

10. Послепродажный  сервис.

11. Репутации  и роль в своей отрасли. 

12. Деловая  инициативность.

13. Управление  и организация. 

14. Контроль  процессов. 

15. Отношение  к покупателю.

16. Имидж. 

17. Оформление  товара (паковка).

18. Трудовые  отношения. 

19. Деловой  опыт и история взаимоотношений. 

20. Вспомогательная  литература и инструкции.

21. Взаимность выгод и интересов.

     Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке  приоритета):

• качество продукции;

• своевременность  доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);

• цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);

• обслуживание (качество технической помощи, отношение  поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);

• повторные  предложения по разработке продукции  или услуги, по снижению цены;

• техническая  инженерная и производственная мощность;

• оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);

• детальная  оценка финансов и управления.

     Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм – производителей продукции при выборе (или предварительном  отборе) поставщиков материальных ресурсов. Некоторые специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях, включая до – и послепродажный сервис, доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т. д. Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из–за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться, прежде всего, ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.

     При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечетный бизнес, существовать «фирмам – однодневкам» и т.п. На основании изложенных соображений можно сформулировать следующие главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

1. В  современных условиях в качестве  основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

2. Надежность  поставщика – достаточно емкий  критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии JIT невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.

4. Качество  обслуживания. Оценка по данному  критерию требует сбора информации  у достаточно широкого круга  лиц из различных подразделений  компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о  качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п. Желательно наличие у поставщика сертификата ISO9000 на систему управления качеством его продукции/услуг.

5. Условия  платежа и возможность внеплановых  поставок. Нехватка оборотных средств  существенно ограничивает возможности  выбора поставщиков. В бизнесе  случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок  или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.  

     Как показывает практика, системе установленных  критериев может соответствовать  несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

     Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Глава 3 Порядок установления хозяйственных связей и заключение договоров поставки при закупках материальных ресурсов промышленным предприятием

 

     Хозяйственные связи – это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок товаров. Сюда входят следующие отношения: экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и др.

     Со  стороны торговли в хозяйственных  связях участвуют торговые предприятия, оптовые и крупные розничные. От промышленности выступают производственные предприятия, объединения, комбинаты.

     Система хозяйственных связей включает:

  • участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством предоставления заявок и заказов;
  • хозяйственные договоры;
  • контроль соблюдения договорных обязательств;
  • применение экономических санкций;
  • участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
  • проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
  • установление оптимальных финансовых взаимоотношений;
  • применение административно-правовых норм и др.

     Организация хозяйственных связей с поставщиками – одна из функций службы материально-технического обеспечения, коммерческая деятельность которой при закупке материальных ресурсов на предприятии складывается из следующих этапов:

  • исследование рынка сырья и материалов;
  • составление плана закупок материальных ресурсов;
  • организация закупок материальных ресурсов;
  • ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
  • стоимостной анализ заготовительной сферы.

     Материально-техническое обеспечение является важным аспектом коммерческой деятельности предприятия. В последние годы при переходе к рыночным отношениям содержание материального обеспечения предприятия существенно изменилось: вместо так называемой «реализации выделенных фондов», являющейся составной частью централизованного распределения материальных ресурсов, предприятия свободно закупают их у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях при закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимая во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывая конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.

     Хозяйственные  связи  между   поставщиками   и   покупателями   могут устанавливаться:

  1. На основе прямых договоров между ними;
  2. Путем  централизованных  закупок  продукции,   товаров   организациями
  3. материально-технического обеспечения;
  4. С помощью оптово-посреднических фирм.

     Таким образом, договорные связи могут  быть с участием промежуточных  звеньев и без участия промежуточных звеньев. В первом случае  –  простая  связь,  во втором – сложная.

     В зависимости  от  основания  возникновения  договорных  отношений  по поставкам различают:

      1.   поставки, основанные  только  на  соглашение  между поставщиком и

         покупателем;

      2. поставки, которые имеют своим основанием  совокупность  юридических фактов  в  виде  договора  и  заказа  товаров   на   поставку   для государственных нужд.

     Хозяйственные связи по закупкам материальных ресурсов представляют собой комплекс взаимоотношений, включают, в частности, финансовые отношения, то есть при закупке материальных ресурсов предприятия вступают со своими партнерами в рыночные отношения. Эти отношения базируются на обязательствах покупателей оплатить в установленные сроки стоимость получаемых материальных ресурсов, а также на праве поставщика требовать платеж от покупателя.

     Ведение расчетов с поставщиками за купленную  продукцию – одна из функций отдела МТО при установлении государственных связей по закупке материальных ресурсов.

     Форма и порядок расчетов предприятий  со своими контрагентами определяются законодательства РФ и обязательно  должны быть предусмотрены в договоре.

     Расчеты между предприятиями и организациями, как правило, осуществляются в безналичном порядке через банк путем перечисления денег со счета покупателя на счет поставщика. Кроме того, могут использоваться и наличные расчеты. При безналичных расчетах чаще всего используются платежные поручения, а также аккредитивы и чеки. По согласованию между поставщиком и покупателем производятся зачеты взаимных задолженностей, причем банки могут не принимать в этом участия.

  Порядок заключения договора поставки товаров

     Граждане  и юридические лица свободны в  заключении  договора.  Условия договора  определяются  по  усмотрению  сторон.  Если  условие  договора  не определяется сторонами или  диспозитивной  нормой,  соответствующие  условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

     Договор заключается посредством направления   оферты   (предложения заключить договор) одной из  сторон  и  ее  акцепта  (принятия  предложения) другой стороной.

Информация о работе Исследование рынка закупок и выбор поставщиков шин