Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа
Развитие новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках промышленно развитых стран усложняет функции сферы закупок сырья и материалов.
Введение 4
Глава 1 Исследование рынка закупок шин 5
Глава 2 Критерии выбора поставщиков, выбор форм закупок и поставщиков. 10
Глава 3 Порядок установления хозяйственных связей и заключение договоров поставки при закупках материальных ресурсов промышленным предприятием 15
Глава 4 Проблемы организации закупок на рынке 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложение 1 26
Федеральное
агентство по образованию и науке
РФ Самарский Государственный
Кафедра
Маркетинга
Курсовая
работа
По дисциплине «Маркетинг закупок»
Тема:
«Исследование рынка закупок и выбор поставщиков
шин»
Оценка:
Дата:
Самара
2010
Рецензия
Оглавление:
Развитие новых областей экономики и расширение предложения товаров на рынках промышленно развитых стран усложняет функции сферы закупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются.
Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка проблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображения относительно размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта, использования результатов технического прогресса, повышения доли фирмы на рынке, конкуренции, ненадежности поставщиков, неясности размеров предложения в будущем и др.
Изучение рынка с целью закупок сырья и комплектующих изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новой продукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадии конструирования изделий. Органы снабжения обеспечивают конструкторов необходимыми каталогами, описаниями. Но каталоги и описания обычно не содержат информации о ценах, а без этого трудно добиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущих изделий. Поэтому прямой задачей органов снабжения является сбор информации не только об ассортименте товаров на рынке закупок, но и о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.
В данной курсовой работе будет изучен рынок шин и закупки данного вида товара на автомобилестроительном заводе ОАО «Феникс» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. А так же будут рассмотрены критерии выбора поставщиков, заключение договоров поставки при закупках материальных ресурсов промышленным предприятием.
За 9 месяцев 2009 года емкость рынка шин в РФ составила более 24 млн штук с учетом всех типов шин. За третий квартал 2009 года разрыв рыночных показателей с докризисными, по сравнению со вторым, сократился на 4%.
К концу третьего квартала 2009 года окончательно стала заметна положительная динамика основных показателей, как в мировой, так и в российской экономике. В августе-сентябре ощутимо выросло мировое потребление нефти, что благоприятно сказалось на курсе рубля, укрепившегося по отношению к доллару. Возросшая покупательная способность национальной валюты в свою очередь позитивно повлияла на Индекс предпринимательской уверенности российских предприятий, возобновивший свой рост после нескольких месяцев стабилизации.
Рост
деловой активности в экономике
соответствующим образом
Существенным сдерживающим фактором для российского шинного рынка остаются низкие показатели производства автомобилей, связанные с крайне слабым спросом на рынке.
Несмотря на то, что показатели российского автопрома и российского рынка автомобилей все еще находятся на крайне низком уровне, рост реального сектора экономики вызвал увеличение транспортной активности – основного фактора, влияющего на состояние российского шинного рынка.
Рост
потребности экономики в
За 9 месяцев 2009 года объем производства всех видов шин составил 19,7 млн штук, что на 37% меньше, чем в аналогичный период 2008 года. В целом объем потребления шин в Российской Федерации в январе-сентябре 2009 года составил немногим более 24 млн штук шин, что также на 43% меньше, чем в тот же период прошедшего года.
После провальных показателей российского рынка шин в первом полугодии 2009 года, когда падение объемов продаж по отдельным рыночным сегментам могло достигать более 60% процентов, показатели рынка второго полугодия демонстрируют очевидную тенденцию к восстановлению.
Если
в апреле-июне 2009 года разрыв рыночных
показателей с аналогичным
Более детальный анализ рынка по месяцам показывает некоторое снижение объемов потребления легковых шин в сентябре 2009 года по отношению к предыдущему месяцу. Тем не менее, говорить о смене тенденций рано, поскольку сентябрьское снижение может объясняться исключительно потребительским поведением в условиях приближения зимнего сезона, когда закупки летней резины прекратились, а покупка зимних шин была отложена на конец октября - ноябрь текущего года, в том числе и ввиду погодных условий.
Рынок автошин условно разделяют на три сегмента: А, В, С.
Шины сегмента А представляют премиальный сегмент рынка, состоящий из наиболее высококачественных шин ведущих мировых производителей: Michelin, Goodyear, Bridgestone, Nokian, Pirelli, Continental и Vredestein. Шины сегмента А позиционируются на российском рынке в ценовом диапазоне порядка 2850-3150 руб. за шину 14 диаметра в рознице и представляют собой наиболее рентабельный сегмент рынка.
Сегмент В представляет средний ценовой сегмент (1900-2500 руб. за шину 14 диаметра в рознице) – это шины брендов второго эшелона TOP5 (Gislaved, Kleber, Barum, Fulda и др.), корейские бренды (Hankook, Kumho) и бренды среднего ценового сегмента российских игроков (Amtel, Cordiant, Kama Euro).
Сегмент С представляет самый низкий ценовой сегмент (950-1500 руб. за шину 14 диаметра в рознице) и включают шины российских производителей Сибур, Росава и Нижнекамскшина. Данный сегмент является самым массовым в настоящее время в России, составив по итогам 2007г. Порядка 53% общего объема продаж шин. Рентабельность производства и продаж шин сегмента С в России на сегодняшний день балансирует на грани точки безубыточности и зачастую является отрицательной.
Сохранявшаяся практически на всем протяжении третьего квартала 2009 года тенденция к укреплению рубля по отношению к бивалютной корзине создала предпосылки для роста привлекательности шинной продукции импортного производства, что сразу отразилось на объемах закупки импорта. В кризисных условиях произошли заметные изменения в структуре потребления шин. Покупатель, вынужденный все большее внимание уделять ценовой составляющей продукции, переориентировался на «бюджетный» сегмент «С», доля которого в результате выросла. В структуре импорта также произошло смещение потребительских предпочтений в сторону более дешевой продукции. Однако здесь следует говорить в большей степени о переходе с дорогой имиджевой продукции на менее престижные, но качественные и известные бренды. В структуре импорта это отразилось в значительном сокращении премиального сегмента («А») и росте значения сегмента «value for money» («В»).
В разрезе компаний это означает существенное падение поставок продукции Michelin и Continental и рост в структуре импорта доли менее дорогих брендов. Наиболее ярким примером этого является динамика поставок в Россию шин производства таких корейских компаний, как Hankook и Kumho. Из всех ведущих импортных брендов при сопоставлении данных об их поставках в Россию за 9 месяцев 2009 года к аналогичному периоду 2008 года положительный рост продемонстрировала только Yokohama. Продукция этой компании занимает большую долю, прежде всего в сегменте легковых шин большого диаметра, имея более привлекательную цену по сравнению с основными конкурентами.
Самое значительное сокращение поставок импортной продукции произошло у компании Pirelli – практически в 10 раз, до 79 тыс. штук.
Следует отметить, что рост объемов продукции среднего ценового сегмента на шинном рынке в последнем квартале частично был результатом временного возобновления производства компании «Амтел». Но этот факт не следует рассматривать как следствие определенной тенденции, так как финансовое состояние компании остается тяжелым, а перспективы неопределенными.
С другой стороны, смещение интереса потребителей в сторону более дешевой продукции, при уже сформировавшейся привычке ориентироваться на качественные брендированные шины, создает все предпосылки для укрепления рыночных позиций лидеров отечественной шиной промышленности - компаний «СИБУР-Русские шины» и «Нижнекамскшина». Обе компании имеют на российском рынке развитые узнаваемые бренды и способны предложить отечественному потребителю более привлекательные по сравнению с импортными брендированными шинами цены.
Стабилизация и некоторый рост экономики, наблюдавшийся в последнее время, наличие на рынке накопленного отложенного спроса и необходимость перехода на зимние шины совокупно позволяют говорить об объективных предпосылках для роста рынка в последнем квартале текущего года.
Тем не менее, давать перспективные оценки текущему росту следует очень осторожно, поскольку на фоне заметной положительной динамики в области опросных показателей, опережающих индексов и монетарных показателей, личное потребление в США, ЕС и России продолжает стагнировать, уровень безработицы остается высоким.
Как
показал опыт текущего кризиса, рынок
автомобилей и их компонентов
оказался очень чувствителен к изменениям
покупательной способности
Таким
образом, даже при сохранении благоприятных
тенденций, на российском шинном рынке
не следует ожидать быстрого восстановления
докризисного уровня активности.
Выбор
поставщиков — задача сложная и ответственная,
поскольку от них во многом зависит ритмичность
производства, а в конечном счете, — рентабельность
и репутация фирмы перед клиентами, потребителями
ее продукции. Проблема выбора является
наиболее острой для новых фирм или фирм,
меняющих номенклатуру продукции, сферу
деятельности либо стратегию. Действующие
фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают
иные трудности. Если такие фирмы успешно
сотрудничают с поставщиком, то целесообразно
сохранить эти связи, подкорректировав
их в соответствии с новыми требованиями.
Опыт показывает, что менять поставщика
— процедура болезненная с непредсказуемыми
последствиями. Если все же связи нарушаются
или поставщик оказывается несостоятельным,
то следует обратиться к выбору нового
поставщика. Однако этот шаг должен быть
тщательно взвешенным. К новому поставщику
следует сразу предъявлять повышенные
требования. Считается, что лишиться поставщика
легко, труднее найти нового.
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:
В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев. Как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегии конкретной фирмы. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации).
Информация о работе Исследование рынка закупок и выбор поставщиков шин