Исследование рынка санаторно-курортных услуг КМВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести маркетинговое исследование рынка санаторно-курортных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Основные задачи работы:
применить знания и навыки, полученные при изучении дисциплин «Сервисная деятельность», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Информатика»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ..........................................................5
Структура рынка..........................................................................................5
Описание санаторно-курортных продуктов и услуг............................5
Предприятия, оказывающие санаторно-курортные услуги................6
Разновидности санаторно-курортных предприятий.............................7
Особенности спроса санаторно-курортных услуг...............................9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.....................................................................................................................11
2.1 Общая характеристика и масштаб рынка.............................................11
2.2 Уровень цен.................................................................................................11
2.3 Государственное регулирование............................................................12
2.4 Состояние конкуренции...........................................................................13
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.................15
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД..................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................24
Приложение 1...................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

Курсач маркетинг.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

     Третье  направление идеологии развития состоит в том, что благоприятный  инвестиционный климат будет инициировать развитие малого бизнеса и приток частных инвестиций в развитие пока еще низкорентабельных, но крайне необходимых  для курортного региона обслуживающих  предприятий, увеличивая доходы в бюджеты  всех уровней.

     И четвертое: многие перспективные направления  устойчивого развития курортно-рекреационного и туристического комплекса, рационального  использования и охраны природных  лечебных ресурсов нуждаются в значительных капитальных вложениях и весомой  государственной поддержке. Только за счет собственных средств регион развиваться не сможет.

     Далее приведен SWOT-анализ для региона Кавказские Минеральные Воды (Табл.1).

     Таблица 1.

     SWOT-анализ для региона Кавказские Минеральные Воды

     
Сильные стороны
  • выгодное географическое положение
  • крупный транспортный узел
  • земля, пригодная для инвестиций
  • природные ресурсы
  • расположение в особо охраняемом эколого-курортном районе
  • эффективная система муниципального управления
Слабые  стороны
  • плохое состояние технической инфраструктуры, телекоммуникаций и муниципальных служб
Возможности
  • строительство автомобильных дорог
  • привлекательность для инвесторов
Угрозы
  • сокращение самостоятельности муниципального уровня
  • конкуренция со стороны других центров

     В ходе разработки стратегии в результате всесторонних обсуждений была сформулирована миссия региона Кавказских Минеральных Вод: «Уютный и благополучный мегаполис здоровья, образования, культуры и бизнес-коммуникаций в центре Юга России. Мировой лидер технологий всестороннего оздоровления на базе уникальных природных факторов». Для того чтобы воплотить в жизнь это представление о будущем региона, в рамках стратегии было сформулировано шесть направлений: сохранение и рациональное использование уникального природо-ресурсного комплекса:

  1. сохранение и рациональное использование уникального природно-ресурсного комплекса;
  2. развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса;
  3. развитие экономики и хозяйственного климата»;
  4. развитие личности и общества;
  5. инфраструктурное и пространственное планирование;
  6. совершенствование системы управления.

Согласованное выполнение всех этих задач сможет обеспечить стремительное возрождение  и устойчивое развитие региона. Исходя из запасов минеральных вод и медицинских норм потребления минеральной воды на курс лечения, был сделан расчет возможного увеличения емкости санаторно-курортного и туристического комплекса более чем в 3 раза по коечной емкости и возможного доведения потока лечащихся в перспективе до 2,2 миллиона человек в год.

     Однако  с учетом темпов развития инженерной и курортной инфраструктуры, кадровых возможностей, строительного потенциала, роста спроса на санаторно-курортные  услуги сделаны достаточно осторожные прогнозы: увеличить к 2020 году суммарный  поток пациентов санаторно-курортного и туристического комплекса в 2,5 раза. Коечная емкость санаторно-курортных  и туристических объектов к 2020 году увеличится до 50 тыс. мест. И хотя дополнительно  будут освоены новые перспективные  курортно-рекреационные территории, по расчетам уже к 2020 году курорты  Кавказских Минеральных Вод смогут принимать на отдых и лечение  более полутора миллионов человек  в год.

     Необходимо  не только постоянно повышать эффективность  курортного лечения, но и развивать  новые виды услуг, используя как  зарубежный опыт, так и богатый  опыт отечественных традиций санаторно-курортного лечения. В дальнейшем без повышения  качества всей социально-бытовой и  культурной сферы, без расширения анимационного  сервиса, создания современной индустрии  отдыха регион не сможет эффективно использовать свой потенциал, привлекать туристов, в том числе из дальнего зарубежья.

     С расширением емкости курортов должна расширяться и совершенствоваться система подготовки кадров. Как показали исследования, в перспективе структурные сдвиги в экономике позволят обеспечить приток необходимого количества кадров в санаторно-курортную и туристическую отрасль.

     Решающим  фактором развития региона явится то, что на его территории будет создана и в течение 20 лет будет функционировать особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. В ее рамках на 14 инвестиционных площадках, общей площадью 1649 гектаров, в Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Пятигорске, Лермонтове, Минераловодском и Предгорном муниципальных образованиях будет реализовано 26 проектов, в том числе: Всероссийский детский оздоровительный центр у подножия горы Верблюд, Центр делового и оздоровительного туризма в Ессентуках, Центр экстремального туризма на горе Юца, Мега-парк развлечений в Железноводске, спортивно-оздоровительный центр на Новопятигорском озере и другие.

     Концепцией  создания особой экономической зоны определены объемы финансирования по каждому инвестиционному проекту  и в разрезе долевого участия  в строительстве бюджетов всех уровней  и бизнеса. Всего запланировано  привлечь в регион около 49 млрд. руб. инвестиций. Из них – 46,6 млрд. рублей будет направлено на строительство и модернизацию туристических объектов; 2,4 млрд. рублей – на создание инфраструктуры (реконструкция дорог, прокладка новых водопроводов, канализационных сетей, обеспечение строительных площадок энергетическими ресурсами). Таким образом, инфраструктура будет создана за счет средств бюджетов всех уровней.

     В результате создания Особой экономической  зоны и реализации инвестиционных проектов в регионе прогнозируется прямой прирост 11,2 тысячи новых рабочих мест. Кроме того, произойдет увеличение числа рабочих мест вследствие повышения эффективности работы других отраслей хозяйственного комплекса региона, работающих в связке с туристическими объектами (торговля, бытовое обслуживание, транспорт, сфера развлечений). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Кавказские  Минеральные Воды – санаторно-курортный  регион с богатой историей и большими возможностями для развития. Его  отличают выгодное географическое положение  и богатство природными ресурсами, транспортное развитие и заинтересованность местного управления в развитии туризма. Кроме того, регион принимает участие в различных государственных программах по развитию. Однако существует и целый ряд проблем, связанный с плохим состоянием инфраструктуры и сложностью перехода на рыночные отношения.

     Если  все внешние условия будут  благоприятными (стабильность экономического положения в России и в мире, успешное проведение государственных  программ по развитию туризма), то санаторно-курортный  район Кавказских Минеральных Вод  имеет все шансы в ближайшее  десятилетие стать самым выгодным и посещаемым в пределах нашей  страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
    2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 172 с.
    3. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие / 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2007. - 528 с.
    4. Власова Т.И. Состояние и проблемы повышения качества услуг туристической индустрии. – М.: Дело, 2001. – 248 с.
    5. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А. Д. Чудновского. – М.: Тандем, 2000. – 374 с.
    6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М.: Ноллиджи. – 1996. – 312 с.
    7. Долженко Г.П. Рекреационная география, туризм, экскурсионное дело. Вып. 2 Библ. Указатель. Ростов-на-Дону. Ростовский университет. 2005. - 190 с.
    8. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 406 с.
    9. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. – М.: Эксмо, 2000. – 225 с.
    10. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие.- 2-е издание -М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
    11. Сенин В.С. Введение в туризм. – М.: РИПРИКТ., 2005 – 352 с.
    12. Строгов М., Броше П.-К., Озиас Д. Путеводитель по Ставропольскому краю - М.: Авангард, 2005. – 127 с.
    13. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: 6ИНФРА-М. - 2000.-312 с.
    14. http://stavkray.ru/ - [Электронный ресурс]
    15. http://region.kmv.ru/ - [Электронный ресурс]
    16. http://kurortkmv.by.ru/ - [Электронный ресурс]
    17. http://www.pyat.ru/ - [Электронный ресурс]
    18. http://www.essentuki.ru/ - [Электронный ресурс]
    19. http://www.kislovodsk.ru/ - [Электронный ресурс]
    20. http://zheleznovodsk.narod.ru/ - [Электронный ресурс]
    21. http://www.russiatourism.ru/section_3/section_37/section_99/section_118/ - [Электронный ресурс]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1

     Количество  отдыхавших в Кавказских Минеральных Водах

     в 2004 – 2009 годах

     

Информация о работе Исследование рынка санаторно-курортных услуг КМВ