Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель работы: провести маркетинговое исследование рынка санаторно-курортных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Основные задачи работы:
применить знания и навыки, полученные при изучении дисциплин «Сервисная деятельность», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Информатика»;
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ..........................................................5
Структура рынка..........................................................................................5
Описание санаторно-курортных продуктов и услуг............................5
Предприятия, оказывающие санаторно-курортные услуги................6
Разновидности санаторно-курортных предприятий.............................7
Особенности спроса санаторно-курортных услуг...............................9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.....................................................................................................................11
2.1 Общая характеристика и масштаб рынка.............................................11
2.2 Уровень цен.................................................................................................11
2.3 Государственное регулирование............................................................12
2.4 Состояние конкуренции...........................................................................13
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.................15
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД..................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................24
Приложение 1...................................................................................................26
1.5 Особенности спроса на санаторно-курортные услуги
В
санаторно-курортной сфере
друга географически и размещены в разных экономических, правовых, социальных, культурных и других средах.
_______________________
1 Азар В. Структурная перестройка туристского рынка России// Туризм: практика, проблемы, перспективы. Выпуск №9.-М:Изд-во «Дрозды», 2009.-С.33
При этом курортный спрос представляет собой платежеспособную потребность потенциальных отдыхающих в курортных услугах и товарах
материально-вещественной
формы, проявляемую в конкретном месте
и вконкретное время. Он характеризуется
большой чувствительностью к воздействию
демографических, социально-экономических,
политико-правовых и др. внешних факторов,
определяется мотивационными и личностными
факторами. Кроме того, к его особенностям
относятся выраженная временная (сезонная)
и потребительская дифференциация, многообразие
и комплексность, переменная эластичность,
зависимость от медико-биологических
параметров.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА
САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
2.1 Общая характеристика и масштаб рынка
Кавказские Минеральные Воды – курортный регион в Ставропольском крае. Ядром региона является Кавказско-Минераловодская агломерация, объединяющая Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Минеральные воды.
Федеральный курорт Кавказские Минеральные Воды занимает значительное место в общегосударственной системе санаторно-курортного лечения Российской Федерации. В 2010 году в него входило 4 города-курорта федерального значения (Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск), 134 санатория и пансионата («Заря», «Пятигорский нарзан», «Горный воздух» и т.д.) на 35, 6 тыс. человек, 42 гостиницы и туристских комплексов («Аль Градо», «Венеция», «Гранд Отель») на 3,1 тыс. мест. Действует более 90 туристических фирм («Туризм и отдых», «Путешествие со вкусом», «Гулливер»), поставленных на налоговый учет.
В сезон загрузка санаторно-курортных учреждений во всех городах-курортах КМВ очень высокая. По данным отдела курортов и туризма администрации Кавказских Минеральных Вод, в сентябре 2010 г. средняя загрузка в КМВ составила 110,2%: в Ессентуках – 119,4%, в Пятигорске - 119,4%, в Железноводске – 120%, в Кисловодске - 121%. Высокий уровень загрузки свидетельствует о том, что спрос на отдых и лечение в регионе превышает предложение, и что для региона характерен дефицит мест в санаториях.
2.2 Уровень цен
В 2010 г. средняя стоимость размещения в санаториях КМВ с учетом
питания и базовых программ лечения варьируется от 1 640 до 4 200 руб./сутки за человека. Стоимость зависит от качества услуг и размещения,
сезона, объема дополнительных услуг и качества медицинского обслуживания.
Стоимость путевок в санатории Кавказских Минеральных Вод подвержена сезонности. Высоким сезоном на курортах региона считается период с мая по октябрь. Именно на это время приходится период отпусков и летних каникул у детей. Низкий сезон начинается в ноябре и заканчивается в апреле. Средняя разница в цене в сезон и не сезон составляет около 10-15%.
2.3 Государственное регулирование
Важную роль в развитии курортно-рекреационного комплекса Кавказских Минеральных Вод сыграли поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, данные по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 23 июля 2004 года в городе Геленджике. Администрацией региона, совместно с федеральными органами, была разработана «Система мер государственной поддержки развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод».
Выполнен первый этап этой работы: 17 января 2006 года Правительство Российской Федерации приняло постановление «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах». Этим документом установлены правовые основы ежегодной финансовой поддержки развития региона из средств федерального бюджета как расходных обязательств Российской Федерации. Вся последующая деятельность администрации строилась в русле выполнения задач, определенных данным постановлением.
Однако необходимо выделить проблему, связанную с отсутствием в настоящее время единой структуры комплекса курортов Кавказские минеральные воды. Он рассредоточен между различными государственными органами исполнительной власти, разнообразными общественными организациями, а также акционерными обществами. Это приводит к рассредоточенности государственного контроля и государственной политики в санаторно-курортной отрасли. Однако наличие множества форм собственности — это положительный момент. Основная же проблема заключается в отсутствии такой политики государства и такого законодательного уровня, которые могли бы одновременно создавать благоприятные условия для развития курортного дела на базе всех форм собственности и осуществлять контроль в данной области.
Рынок
санаторно-курортных услуг
2.4 Состояние конкуренции
Рынок
санаторно-курортных услуг –
конкурентный. Регион Кавказских Минеральных
Вод обладает рядом конкурентных
преимуществ, создающих условия
для его социально-
Прежде
всего, это комплексные
Однако развитие туристско-рекреационного потенциала региона требует решения ряда вопросов. В первую очередь, это касается недостаточности гостиничного бизнеса и слабой системы бытового обслуживания относительно европейских стандартов. Такие рынки, как гостиницы среднего класса, предприятия общественного питания, супермаркеты, предприятия стройиндустрии обладают в городе высоким неиспользованным экономическим потенциалом.
Среди
аналогичных можно выделить курорты Краснодарского
края и Крыма. Непосредственно аналогичные
бальнеологические курорты - Белокуриху
(республика Алтай) и Усть-Качку (Пермский
край). Помимо отдыха и лечения внутри
страны, существуют аналогичные курорты
за рубежом такие как Карловы Вары в Чехии
и Баден-Баден в Германии. Именно эти
курорты составляют основную конкуренцию
российским бальнеологическим курортам.
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
Потенциальных потребителей услуг рекреации в нашей стране около 70 млн. чел, т. е. почти 40 % населения страны стремятся отдохнуть тем или иным образом. Учитывая, что хроническими заболеваниями страдают почти 85 % взрослого населения, а отдых и лечение на курорте снижает рецидивы болезни в 2-3 раза, уменьшает количество дней нетрудоспособности, можно всех этих лиц считать потенциальными потребителями услуг санаторно-курортных учреждений. Проблема в том, что отдых на курорте из-за своей стоимости доступен далеко не каждому.
Если заняться выделением основных потенциальных клиентов курортов Кавказских Минеральных Вод, то понятно, что потенциальными покупателями услуг могут быть только те из групп населения, для которых привлекательность курортов региона превышает привлекательность других курортов. На настоящем этапе таковыми являются представители социальной группы, уровень дохода которых средний или ниже среднего, и чей возраст превышает тридцатилетний рубеж. Этот вывод можно объяснить следующим: для большинства таких представителей наиболее важным является фактор универсальности курорта и уверенность в том, что именно это место будет способствовать лечению их заболевания, а не общий уровень инфраструктуры. Кроме того, люди старше 30-35 лет являются более консервативными в выборе места лечения и скорее будут ориентироваться на сложившиеся приоритеты, а у курортов Кавказских Минеральных Вод имеется положительная репутация, связанная с традицией лечения в регионе населения бывшего Советского Союза.
Исходя
из всего этого, можно определить,
что потенциальные клиенты
Итак,
емкость потенциального сегмента потребителей,
из которого регион имеет возможность
привлекать к лечению в своих здравницах,
составляет 1 млн. человек. Это в основном
люди старшей возрастной группы (после
30 лет), испытывающие недостаток в финансовых
средствах и в то же время нуждающиеся
в нормальном (не элитном) лечении.
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
Кавказские Минеральные Воды претендуют на статус особой зоны. Создание особой экономической зоны на территории курортного региона, получившего статус курорта Федерального значения, позволит привлечь серьезные инвестиции на строительство курортных объектов, отвечающих мировым стандартам.
Значительным
для России и региона Кавказских
минеральных Вод явилось
Формулируя идеологию развития региона, в рамках стратегии определены четыре ее главных направления развития.
Первое: регион будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. В стратегии обоснована возможность увеличения санаторно-курортного комплекса к 2020 году не менее чем в 1,5-2 раза за счет реконструкции и модернизации существующих, строительства новых санаторно-курортных (детских, семейных, специализированных, элитных) и туристических объектов путем привлечения частного капитала, освоения новых строительных площадок.
Второе:
основу экономики региона будут
составлять четыре кластера. Первый из
них - санаторно-курортный и
И, конечно, в регионе имеются предпосылки для развития экологически чистого агропродовольственного комплекса, включающего в себя развитие сельского хозяйства и создание мощной пищевой промышленности, которая будет обеспечивать курортно-туристические объекты экологически чистыми продуктами с учетом соблюдения существующих природоохранных ограничений, что очень важно как для организации диетического питания в здравницах и тургостиницах, так и для чистоты зон формирования минеральных вод.
Информация о работе Исследование рынка санаторно-курортных услуг КМВ