Исследование рынка санаторно-курортных услуг КМВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести маркетинговое исследование рынка санаторно-курортных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Основные задачи работы:
применить знания и навыки, полученные при изучении дисциплин «Сервисная деятельность», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Информатика»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ..........................................................5
Структура рынка..........................................................................................5
Описание санаторно-курортных продуктов и услуг............................5
Предприятия, оказывающие санаторно-курортные услуги................6
Разновидности санаторно-курортных предприятий.............................7
Особенности спроса санаторно-курортных услуг...............................9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.....................................................................................................................11
2.1 Общая характеристика и масштаб рынка.............................................11
2.2 Уровень цен.................................................................................................11
2.3 Государственное регулирование............................................................12
2.4 Состояние конкуренции...........................................................................13
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.................15
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД..................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................24
Приложение 1...................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

Курсач маркетинг.docx

— 64.32 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА  САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ  УСЛУГ..........................................................5

    1. Структура рынка..........................................................................................5
    2. Описание санаторно-курортных продуктов и услуг............................5
    3. Предприятия, оказывающие санаторно-курортные услуги................6
    4. Разновидности санаторно-курортных предприятий.............................7
    5. Особенности спроса санаторно-курортных услуг...............................9

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ  РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.....................................................................................................................11

2.1 Общая характеристика  и масштаб рынка.............................................11

2.2 Уровень цен.................................................................................................11

2.3 Государственное  регулирование............................................................12

2.4 Состояние конкуренции...........................................................................13

ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА  САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ  УСЛУГ РЕГИОНА  КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ  ВОД.................15

ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ  УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА  КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ  ВОД..................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................24

Приложение 1...................................................................................................26 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Туристско-рекреационная  индустрия, являясь одним из наиболее динамичных секторов мировой экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие ключевых отраслей (таких как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления), выступает катализатором социально-экономического развития, прямо и косвенно способствует повышению качества жизни населения.

     Отечественный санаторно-курортный комплекс, который  является ключевой составляющей туристско-рекреационной  индустрии, выполнял важную социальную роль в советский период. Проблемы санаторно-курортной отрасли наиболее остро проявились с переходом  всей экономики страны к рыночным отношениям. Резкое сокращение дотаций, рост цен и общая политическая и экономическая нестабильность в стране поставили перед рекреационными предприятиями новые задачи, направленные на стабилизацию функционирования в новых экономических условиях. Формирующийся новый спрос вызвал перестройку традиционных рекреационных технологий, а также изменил структуру курортного продукта. У санаторно-курортных организаций появилась необходимость изучать и прогнозировать формирующийся спрос для его своевременного и полного удовлетворения.

     Таким образом, проблемы функционирования и развития санаторно-курортных организаций в современных условиях являются очень важными для российской индустрии туризма.

     Цель  работы: провести маркетинговое исследование рынка санаторно-курортных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод.

     Основные  задачи работы:

  • применить знания и навыки, полученные при изучении дисциплин «Сервисная деятельность», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»,  «Информатика»;
  • закрепить и углубить теоретические знания в области маркетинга, сформировать навык практического применения этих знаний;
  • получение конкретных навыков проведения маркетинговых исследований;
  • научиться аналитическому и критическому анализу научной и статистической информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ  УСЛУГ

     1.1 Структура рынка

     Рынок санаторно-курортных услуг состоит из многочисленных и разнообразных по профилю санаторно-курортных учреждений, туристских фирм, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение необходимого лечения, организацию оздоровительного отдыха, экскурсионной деятельности и разнообразного лечебного питания отдыхающих. Санаторно-курортные и туристические учреждения – это сложные управленческие системы, нацеленные на осуществление лечебно-профилактического процесса, лечебно-восстановительного процесса с учетом воздействия курортных и физиотерапевтических факторов в сочетании с медикаментозными средствами.

1.2 Описание санаторно-курортных продуктов и услуг

     Курорт  – освоенная и используемая в  лечебных, профилактических и оздоровительных  целях природная территория, подлежащая специальной охране, располагающая  природными лечебными ресурсами (необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры) и соответствующая экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.

     Лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами, пригодная для организации санаторно-курортного лечения, а также для оздоровления и отдыха населения.

     Природные лечебные ресурсы – природные  лечебные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным лечебным факторам относятся  лечебные грязи, минеральные воды, спелеолечение и благоприятные свойства климата.

     Санаторно-курортная  помощь – система организационных, медицинских и социально-экономических  мероприятий, направленных на удовлетворение научно обоснованной потребности граждан в санаторно-курортном лечении и оздоровлении.

     Санаторно-курортное  лечение – вид медицинской помощи, проводимой в санаторно-курортных организациях, основанный на применении преимущественно природных лечебных факторов.

     Санаторно-курортные  услуги – услуги по оказанию санаторно-курортной  помощи, проживанию, питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги, предоставляемые в санаторно-курортных организациях.

     Оздоровление  – комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан.

     Путевка – документ, удостоверяющий право  граждан на получение комплекса  услуг в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

     1.3 Предприятия, оказывающие санаторно-курортные услуги

     Санаторно-курортные  организации – организации, предоставляющие  санаторно-курортные услуги и расположенные  на курортах или в лечебно-оздоровительных  местностях: санаторий (для взрослых, взрослых и детей, детей); студенческий санаторий-профилакторий; детский реабилитационно-оздоровительный центр.

     Санаторий – санаторно-курортная, обеспечивающая предоставление санаторно-курортных услуг в соответствии с установленным для нее профилем с применением природных лечебных факторов;

     Студенческий  санаторий-профилакторий – санаторно-курортная  организация для оказания санаторно-курортных  услуг (в том числе без отрыва от учебы) лицам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего  образования;

     Детский реабилитационно-оздоровительный центр  – санаторно-курортная организация  для детей, пострадавших от техногенных катастроф и террактов, в которой предоставляются санаторно-курортные услуги с организацией учебно-воспитательного процесса;

     Оздоровительные организации – организации для взрослых; детей; взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения. Могут иметь вид профилактория, оздоровительного центра (комплекса), оздоровительного лагеря, дома (базы) отдыха, пансионата.

     Профилакторий – оздоровительная организация  для проведения оздоровления работающих (обучающихся) без отрыва от производственной деятельности (учебы).

     Оздоровительный центр (комплекс) – оздоровительная  организация для взрослых; детей; взрослых и детей круглогодичного функционирования, расположенная на курорте или в лечебно-оздоровительной местности.

     Оздоровительный лагерь – оздоровительная организация (учреждение внешкольного воспитания и обучения) для детей с обеспечением учебно-воспитательного процесса круглогодичного  или сезонного функционирования с дневным или круглосуточным пребыванием. Оздоровление детей в  период каникул организуется в оздоровительных  лагерях дневного и круглосуточного  пребывания, различных профилей –  экологического, туристского, краеведческого, спортивного и других, функционирующих  на стационарной или арендованной базе.

     Дом (база) отдыха – оздоровительная  организация с регламентированным режимом пребывания отдыхающих.

     Пансионат – оздоровительная организация  с нерегламентированным режимом  пребывания отдыхающих.

     1.4 Разновидности санаторно-курортных предприятий

     Большинство исследователей, занимающихся проблемами санаторно-курортного комплекса страны, и специалисты практики отмечают уникальность и своеобразие этого комплекса, отсутствие прямых зарубежных аналогов, значимость его функционирования для социальной сферы.

     На  разных этапах эволюции санаторно-курортного комплекса страны наблюдался различный  подход к организации деятельности здравниц. В период формирования курортов преобладал коммерческий подход на основе широкого развития разнообразных медицинских  и досуговых услуг на плановой основе. В советский период, санаторные системы являлись частью мероприятий  по охране здоровья населения, финансировали  государство и выполняли определенную социальную роль. В настоящее время  наблюдается дифференцированный подход к определению места здравниц в новых экономических условиях и принципах их управления. На основе этих подходов можно условно выделить несколько групп рекреационных  организаций.

     Первую  группу составляют бюджетные здравницы  (примерно 38%), которые функционируют по прежней «госпитальной» схеме как лечебно-профилактические учреждения, состоящие из медицинских отделений и оказывающие ограниченное количество остальных услуг. Затраты на производство рекреационного продукта в основном компенсируются из бюджета. Коммерческая деятельность не приветствуется и прямо ограничивается законодательством (прибыль от коммерции должна перечисляться в бюджет).

     Вторую  группу (около 5 %) составляют структуры  крупных промышленно-финансовых групп (ГАЗПРОМа, ЮКОСа и пр.), а также некоторые государственные здравницы последнего направления в виде оздоровительных центров, лечебно-оздоровительных комплексов и других образований. Эти структуры, как правило, отказываются от «госпитальной» системы организации своей деятельности и формируются как объекты размещения по типу гостиниц с мощной лечебно-диагностической базой на основе последних достижений восстановительной медицины и курортологии. Хорошо развита система других услуг (развлекательных, бытовых, питание). Коммерческий компонент приветствуется, но не является главным в деятельности, поскольку финансирование оздоровления работников данных отраслей входит в их социальные программы. Финансовые группы осуществляют вложение средств в расширенное воспроизводство своих оздоровительных организаций.

     Остальные коммерческие здравницы (около 57%) разных организационно-правовых форм и разной собственности находятся в бескрайне сложном, неоднозначном и неопределенном положении. Часть из них все еще продолжают строить свою деятельность по прежней схеме, как медицинские учреждения, рассчитывая привлечь для санаторного лечения фонды промышленных предприятий и личные сбережения граждан, а так же относительно небольшое количество средств, оставшихся в распоряжении государственных внебюджетных фондов социального страхования и социальной защиты. Другая часть, претендуя на эти же источники финансирования, проводит постепенную реорганизацию своей структуры, значительно урезая собственную медицинскую базу и оставляя только пользующиеся спросом лечебные и лечебно-профилактические услуги и развивая дополнительные сервисные услуги1.

Информация о работе Исследование рынка санаторно-курортных услуг КМВ