Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель работы: провести маркетинговое исследование рынка санаторно-курортных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Основные задачи работы:
применить знания и навыки, полученные при изучении дисциплин «Сервисная деятельность», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Информатика»;
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ..........................................................5
Структура рынка..........................................................................................5
Описание санаторно-курортных продуктов и услуг............................5
Предприятия, оказывающие санаторно-курортные услуги................6
Разновидности санаторно-курортных предприятий.............................7
Особенности спроса санаторно-курортных услуг...............................9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.....................................................................................................................11
2.1 Общая характеристика и масштаб рынка.............................................11
2.2 Уровень цен.................................................................................................11
2.3 Государственное регулирование............................................................12
2.4 Состояние конкуренции...........................................................................13
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.................15
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД..................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................24
Приложение 1...................................................................................................26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И СТРУКТУРА РЫНКА
САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ
УСЛУГ.........................
ГЛАВА
2. ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ
РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ
УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД...........................
2.1
Общая характеристика
и масштаб рынка...............
2.2
Уровень цен...................
2.3
Государственное
регулирование.................
2.4
Состояние конкуренции.........
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.................15
ГЛАВА
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ
УСЛУГ ДЛЯ РЕГИОНА
КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ
ВОД...........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
Приложение
1.............................
ВВЕДЕНИЕ
Туристско-рекреационная
индустрия, являясь одним из наиболее
динамичных секторов мировой экономики,
оказывает стимулирующее
Отечественный
санаторно-курортный комплекс, который
является ключевой составляющей туристско-рекреационной
индустрии, выполнял важную социальную
роль в советский период. Проблемы
санаторно-курортной отрасли
Таким образом, проблемы функционирования и развития санаторно-курортных организаций в современных условиях являются очень важными для российской индустрии туризма.
Цель работы: провести маркетинговое исследование рынка санаторно-курортных услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Основные задачи работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
1.1 Структура рынка
Рынок санаторно-курортных услуг состоит из многочисленных и разнообразных по профилю санаторно-курортных учреждений, туристских фирм, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение необходимого лечения, организацию оздоровительного отдыха, экскурсионной деятельности и разнообразного лечебного питания отдыхающих. Санаторно-курортные и туристические учреждения – это сложные управленческие системы, нацеленные на осуществление лечебно-профилактического процесса, лечебно-восстановительного процесса с учетом воздействия курортных и физиотерапевтических факторов в сочетании с медикаментозными средствами.
1.2 Описание санаторно-курортных продуктов и услуг
Курорт – освоенная и используемая в лечебных, профилактических и оздоровительных целях природная территория, подлежащая специальной охране, располагающая природными лечебными ресурсами (необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры) и соответствующая экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами, пригодная для организации санаторно-курортного лечения, а также для оздоровления и отдыха населения.
Природные лечебные ресурсы – природные лечебные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным лечебным факторам относятся лечебные грязи, минеральные воды, спелеолечение и благоприятные свойства климата.
Санаторно-курортная
помощь – система организационных,
медицинских и социально-
Санаторно-курортное лечение – вид медицинской помощи, проводимой в санаторно-курортных организациях, основанный на применении преимущественно природных лечебных факторов.
Санаторно-курортные
услуги – услуги по оказанию санаторно-курортной
помощи, проживанию, питанию, проведению
досуга и другие сервисные услуги,
предоставляемые в санаторно-
Оздоровление – комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости к физическим, биологическим, психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья граждан.
Путевка – документ, удостоверяющий право граждан на получение комплекса услуг в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.
1.3 Предприятия, оказывающие санаторно-курортные услуги
Санаторно-курортные
организации – организации, предоставляющие
санаторно-курортные услуги и расположенные
на курортах или в лечебно-оздоровительных
местностях: санаторий (для взрослых,
взрослых и детей, детей); студенческий
санаторий-профилакторий; детский реабилитационно-
Санаторий – санаторно-курортная, обеспечивающая предоставление санаторно-курортных услуг в соответствии с установленным для нее профилем с применением природных лечебных факторов;
Студенческий
санаторий-профилакторий –
Детский
реабилитационно-
Оздоровительные организации – организации для взрослых; детей; взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения. Могут иметь вид профилактория, оздоровительного центра (комплекса), оздоровительного лагеря, дома (базы) отдыха, пансионата.
Профилакторий – оздоровительная организация для проведения оздоровления работающих (обучающихся) без отрыва от производственной деятельности (учебы).
Оздоровительный центр (комплекс) – оздоровительная организация для взрослых; детей; взрослых и детей круглогодичного функционирования, расположенная на курорте или в лечебно-оздоровительной местности.
Оздоровительный
лагерь – оздоровительная организация
(учреждение внешкольного воспитания
и обучения) для детей с обеспечением
учебно-воспитательного
Дом
(база) отдыха – оздоровительная
организация с
Пансионат – оздоровительная организация с нерегламентированным режимом пребывания отдыхающих.
1.4 Разновидности санаторно-курортных предприятий
Большинство исследователей, занимающихся проблемами санаторно-курортного комплекса страны, и специалисты практики отмечают уникальность и своеобразие этого комплекса, отсутствие прямых зарубежных аналогов, значимость его функционирования для социальной сферы.
На
разных этапах эволюции санаторно-курортного
комплекса страны наблюдался различный
подход к организации деятельности
здравниц. В период формирования курортов
преобладал коммерческий подход на основе
широкого развития разнообразных медицинских
и досуговых услуг на плановой
основе. В советский период, санаторные
системы являлись частью мероприятий
по охране здоровья населения, финансировали
государство и выполняли
Первую группу составляют бюджетные здравницы (примерно 38%), которые функционируют по прежней «госпитальной» схеме как лечебно-профилактические учреждения, состоящие из медицинских отделений и оказывающие ограниченное количество остальных услуг. Затраты на производство рекреационного продукта в основном компенсируются из бюджета. Коммерческая деятельность не приветствуется и прямо ограничивается законодательством (прибыль от коммерции должна перечисляться в бюджет).
Вторую группу (около 5 %) составляют структуры крупных промышленно-финансовых групп (ГАЗПРОМа, ЮКОСа и пр.), а также некоторые государственные здравницы последнего направления в виде оздоровительных центров, лечебно-оздоровительных комплексов и других образований. Эти структуры, как правило, отказываются от «госпитальной» системы организации своей деятельности и формируются как объекты размещения по типу гостиниц с мощной лечебно-диагностической базой на основе последних достижений восстановительной медицины и курортологии. Хорошо развита система других услуг (развлекательных, бытовых, питание). Коммерческий компонент приветствуется, но не является главным в деятельности, поскольку финансирование оздоровления работников данных отраслей входит в их социальные программы. Финансовые группы осуществляют вложение средств в расширенное воспроизводство своих оздоровительных организаций.
Остальные коммерческие здравницы (около 57%) разных организационно-правовых форм и разной собственности находятся в бескрайне сложном, неоднозначном и неопределенном положении. Часть из них все еще продолжают строить свою деятельность по прежней схеме, как медицинские учреждения, рассчитывая привлечь для санаторного лечения фонды промышленных предприятий и личные сбережения граждан, а так же относительно небольшое количество средств, оставшихся в распоряжении государственных внебюджетных фондов социального страхования и социальной защиты. Другая часть, претендуя на эти же источники финансирования, проводит постепенную реорганизацию своей структуры, значительно урезая собственную медицинскую базу и оставляя только пользующиеся спросом лечебные и лечебно-профилактические услуги и развивая дополнительные сервисные услуги1.
Информация о работе Исследование рынка санаторно-курортных услуг КМВ