Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности компании «Волгобалт Медиа» в области управления и выявление на его основе проблемной области. Для этого я рассмотрю ключевые моменты работы предприятия, на основе полученных за время прохождения практики знаний описать процесс управления, принятия управленческих решений на всех уровнях, оценить эффективность и рациональность работы отдельных сотрудников и отделов в целом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………….…..3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..….…4
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….….…..7
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………...…11
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ………..….17
ОСНОВНОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………….…22
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………....26
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ……...…30
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ…31
ВЫВОД……………………………………………………………………..…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...……....34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………….………
В последние годы работники уходят в другие организации (несколько превышающую естественную текучесть кадров, приблизительно 7-9% в год). В связи с этим коммерческие и производственные отделы испытывают трудности. Анализ документов уволившихся специалистов показал, что 95% сотрудников уволились по собственному желанию, а 5 % уволились в связи с переездом в другой город или иными причинами. Вследствие поиска и подбора новых сотрудников, их вхождения в организацию проходит время, в течение которого организация несет экономические убытки (связанные с подбором и обучением нового персонала). В этой ситуации особенно остро стоит вопрос не только подбора сотрудников, но и их удержания.
При приеме на работу происходит только общий инструктаж по основной деятельности предприятия и не более, после чего сотрудник приступает к своим должностным обязанностям, прописанным в должностных обязанностях. Полностью отсутствуют такие локальные нормативные акты, регулирующие процесс адаптации, как положение об адаптации нового сотрудника, положение о наставничестве, адаптационный лист.
Так же для выявления
проблемы было решено провести
анкетирование сотрудников
Результаты анкетирования по полноте предоставленной информации для нового сотрудника можно посмотреть на полученной после исследования диаграмме №1.
Диаграмма 1. Результаты анкетирования по полноте предоставленной информации.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что предоставление информации в организации присутствует. Большинство рассматриваемых критериев имеют средние оценки.
Явно выражен недостаток информации об отделе, о коллегах и руководстве. Требуется необходимость повышения данных показателей для улучшения адаптации персонала.
При адаптации нового персонала эффективной помощью является:
- помощь коллег
-консультации с отделом персонала
-руководитель отдела или генеральный директор
Результаты анкетирования по эффективной помощи при адаптации представлены на диаграмме №2.
Диаграмма 2: Результаты анкетирования по эффективной помощи при адаптации
Как мы видим, 43 человека ответило что основным источником помощи являются коллеги, 2 человека – консультации с отделом персонала, 2 человека - руководитель отдела или генеральный директор, 3 человека - никто не помогал.
Анализ ситуации на предприятии показал, что основными проблемами при адаптации персонала являются отсутствие полной информации о технологии работы, полноценной информации о руководстве, коллегах и отделе. Также существует некая сложность при вхождении в коллектив.
Это обусловлено тем, что, в организации отсутствует технология адаптации, документация по процессу адаптации, нет специалиста, в должностные обязанности которого входили бы функции по адаптации новых работников. Не развит институт наставничества.
Таким образом, можно сделать вывод что, необходимо уделять больше внимание на адаптацию персонала для безболезненного и постепенного вовлечение сотрудника в коллектив, что приведет к повышению эффективности работоспособности.
На основе проведенного исследования целесообразно принять следующие предложения по внесению изменений в деятельности обучения и работе с персоналом, а именно:
Должностные обязанности заместителя директора по обучению и работе с персоналом:
-проводит специальные курсы подготовки наставников;
- проводит индивидуальные беседы руководителя, наставника с новым сотрудником;
- проводит интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
- управляет проектами по разработке адаптационных процедур и инструментов
-проводит периодический мониторинг системы адаптации, оценка эффективности адаптационных инструментов и системы в целом;
- оказывает различную психологическую помощь
- принимает участие
в решении конфликтных
Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее место заместитель директора по обучению выполняет следующие процедуры:
-подготавливает должностную инструкцию работника;
-подготавливает все информационные материалы, которые будут выданы работнику в первый день работы;
- информирует заранее будущих коллег о приходе нового работник;
-проверяет готовность рабочего места;
-связывается с работником, для того чтобы убедиться, что все в порядке.
Эти действия направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.
Проводится общее ознакомление предусматривает ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной (организационной) культуры предприятия. На данном этапе новый работник получает общее представление об организации; ознакамливается с основной политикой и стратегией, с порядком и сроком выплаты заработной платы, с дополнительными льготами, с правилами охраной труда и техникой безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка, с профсоюзом, со службой сбыта.
Следующий этап адаптации заключается в введение в подразделение (организацию) нового работника. Он предусматривает ознакомление и получение представления о подразделении. На этом этапе работник: прикрепляется к наставнику; осматривает свое подразделение; представляется сотрудникам подразделения; знакомится с положением о подразделении; основами системы материального стимулирования и премирования работников; организацией питания на предприятии; процедурами, правилами, инструкциями, предписаниями; основными целями и задачами подразделения (отдела, цеха, участка); с порядком принятия пищи, курения, перерывов, отдыха; с порядком выноса вещей из отдела, предприятия; с порядком пользования телефонами и прочим. Эти первоначальные действия позволят новому сотруднику комфортнее чувствовать себя в организации и быстрее пройти процесс адаптации на предприятии.
Создание адаптационного листа (Приложение 2) позволит четко структурировать процесс адаптации нового сотрудника. В нем четко прописываются проводимые мероприятия и их длительность.
Структура Адаптационного листа нового сотрудника:
1. Задачи на испытательный срок
2. Мероприятия по адаптации
3. Перечень мероприятий к исполнению
4. Проверка выполнения
Задачи на испытательный срок.
Задачи определяются зам. Директора по обучению и работе с персоналом и разъясняются новичку при подписании Адаптационного листа. При постановке задач использовать методику SMART(конкретные, измеримые, достижимые, соответствующие деятельности, согласованные во времени), благодаря чему можно измерить результат их решения в любой контрольной точке, допустим, через месяц после начала работы (% выполнения запланированного).
Мероприятия по адаптации. Мероприятия по адаптации, разработанные в компании и адресованные новому сотруднику данного подразделения, должны включать:
- Вводный инструктаж о правилах компании
- «Добро пожаловать!» - тренинг
- Знакомство с сотрудниками
- Обучение в учебном центре
Перечень мероприятий к исполнению. Перечень мероприятии к исполнению – это список так называемых «контрольных точек», или обязательств нового сотрудника перед компанией, среди которых необходимо выделить следующие:
- Оформление документов в отделе персонала
- Проверка на знание характеристик продукции / услуг компании
-Беседа с руководителем
по прошествии первого и
Проверка выполнения.
Оценку выполнения поставленных перед
новым сотрудником задач
Таковы основные мероприятия, которые необходимо провести, для решения проблем связанных с адаптацией персонала.
Предложенные выше мероприятия позволят безболезненно и постепенно вовлечь сотрудника в новый коллектив, объяснить суть работы, правила поведения и т.д.
Имеющийся опыт зарубежных фирм, и опыт предприятий Советского Союза в которых применяются аналогичные методы адаптации персонала, позволяют судить об их эффективности.
При создании института
наставничества и введении новой
должности заместителя
Однако, благодаря быстрой и правильной адаптации персонала происходит максимальное сокращение начальных издержек до того, как новый сотрудник вникнет в работу, появляется положительный настрой на позитивное отношение к новым обязанностям. Эффективностью работы данного отдела можно считать увеличение будущей прибыль организации в среднем на 10% и сокращение издержек.
При качественном процессе
адаптации персонала будут оста
Практика показывает, что сотрудники отечественных предприятий не слишком восприимчивы к новациям, поэтому процесс проведения изменений на предприятии становится зачастую очень сложным. Как правило, люди боятся их из-за неопределенности, чему-то новому и на первый взгляд кажущимся совершенно ненужным. Проблемная область довольно распространена на предприятиях. На мой взгляд, разработанные предложения и их реализация на практике не вызовет со стороны персонала никакого негатива.
Рассмотрим необходимые мероприятия по внедрению вышеизложенных предложений в рабочий процесс ЗАО «НПФ «ПЕТРОТЕХ».
Осознание руководства компании о создании отдела адаптации
Назначение зам. Директора по обучению и работе с персоналом
Создание института наставничества
Разработка методических материалов
Начало процесса адаптации
Рисунок 8.Алгоритм последовательности действий для создания и функционирования отдела адаптации.
Программа адаптации включает себя:
- создание и проведение специальных курсов подготовки новых сотрудников;
- проведение индивидуальных бесед руководителя, с новым сотрудником;
- оказание различной психологической помощи
- создание семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
- проведение в коллективе специальных ролевых игры по сплочению сотрудников;
-проведение ознакомления стажера с производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры.
-Создание и ведение адаптационного листа.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрена проблема адаптации персонала компании «НПФ «ПЕТРОТЕХ». Процессы, происходящие в типичны и для других предприятий, независимо от масштабов и вида деятельности.
В результате проведенной работы были достигнуты основные, поставленные цели. Была выявлена проблемная область – адаптация персонала, проведен анализ факторов внешней среды, приведены требования к выбранной проблемной области, проведен основной этап исследования, произведены разработка по совершенствованию системы управления, проведена оценка эффективности внедрения предложения, а также разработаны мероприятия по внедрению предложений.
Адаптация персонала является ключевым фактором приспособления работником к условиям труда, повышением эффективности труда.
В заключение работы хотелось бы сделать следующие выводы:
-Процесс адаптации персонала является одним из важнейших условий эффективного функционирования и роста компании;
-Процесс адаптации должен быть последовательным;