Исследование проблем управления организацией Проблемная область - адаптация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ деятельности компании «Волгобалт Медиа» в области управления и выявление на его основе проблемной области. Для этого я рассмотрю ключевые моменты работы предприятия, на основе полученных за время прохождения практики знаний описать процесс управления, принятия управленческих решений на всех уровнях, оценить эффективность и рациональность работы отдельных сотрудников и отделов в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………….…..3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..….…4
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….….…..7
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………...…11
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ………..….17
ОСНОВНОЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………….…22
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………....26
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ……...…30
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ…31
ВЫВОД……………………………………………………………………..…33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………...……....34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………….………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая Саня(2)33.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

    В последние годы работники уходят в другие организации (несколько превышающую естественную текучесть кадров, приблизительно 7-9% в год). В связи с этим коммерческие и производственные отделы испытывают трудности. Анализ документов уволившихся специалистов показал, что 95% сотрудников уволились по собственному желанию, а 5 % уволились в связи с переездом в другой город или иными причинами. Вследствие поиска и подбора новых сотрудников, их вхождения в организацию проходит время, в течение которого организация несет экономические убытки (связанные с подбором и обучением нового персонала). В этой ситуации особенно остро стоит вопрос не только подбора сотрудников, но и их удержания.

    При приеме  на работу происходит только общий инструктаж по основной деятельности предприятия и не более, после чего сотрудник приступает к своим должностным обязанностям, прописанным в должностных обязанностях. Полностью отсутствуют такие локальные нормативные акты, регулирующие процесс адаптации, как положение об адаптации нового сотрудника,  положение о наставничестве, адаптационный лист.

  Так же для выявления  проблемы было решено провести  анкетирование сотрудников всех  отделов для оценки процесса адаптации работников на предприятии ЗАО «НПФ «ПЕТРОТЕХ». Пример анкеты представлен в Приложении №1 . В анкетировании участвовали сотрудники организации в возрасте от 18 до 55 лет, проработавшие в организации не более двух лет. Всего в анкетировании приняло участие 40 человек (23 мужчин и 17 женщин).

Результаты анкетирования по полноте предоставленной информации для нового сотрудника можно посмотреть на полученной после исследования диаграмме  №1.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования по полноте предоставленной информации.

 

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что предоставление информации в организации присутствует. Большинство рассматриваемых критериев имеют средние оценки.

Явно выражен недостаток информации  об отделе, о коллегах и руководстве. Требуется необходимость  повышения данных показателей для улучшения адаптации персонала.

 

При адаптации нового персонала эффективной помощью  является:

- помощь коллег

-консультации с отделом персонала

-руководитель отдела или генеральный директор

Результаты анкетирования по эффективной помощи при адаптации представлены на диаграмме №2.

Диаграмма 2: Результаты анкетирования по эффективной помощи при адаптации

Как мы видим, 43 человека ответило что основным источником помощи являются коллеги, 2 человека – консультации с отделом персонала, 2 человека - руководитель отдела или генеральный директор, 3 человека - никто не помогал.

 

  Анализ ситуации на предприятии показал, что основными проблемами при адаптации  персонала являются отсутствие полной информации о технологии работы, полноценной информации о руководстве, коллегах и отделе. Также существует некая сложность при вхождении в коллектив.

Это обусловлено тем, что, в организации отсутствует  технология адаптации, документация по процессу адаптации, нет специалиста, в должностные обязанности которого входили бы функции по адаптации новых работников. Не развит институт наставничества.

Таким образом, можно  сделать вывод что, необходимо уделять  больше внимание на адаптацию персонала для безболезненного и постепенного вовлечение сотрудника в коллектив, что приведет к повышению эффективности работоспособности.

 

 

  1. Разработка предложений по совершенствованию системы управления.

 

 

На основе проведенного исследования целесообразно принять  следующие предложения по внесению изменений в деятельности обучения и работе с персоналом, а именно:

  1. Введение нового сотрудника в структуру управления – заместителя директора по обучению и работе с персоналом (с психологическим образованием).
  2. Создание института наставничества
  3. Создание адаптационного листа как инструмент адаптации (Приложение 2)
  4. Создание положения об адаптации нового сотрудника

 

Должностные обязанности  заместителя директора по обучению и работе с персоналом:

-проводит специальные курсы подготовки наставников;

- проводит индивидуальные беседы руководителя, наставника с новым сотрудником;

- проводит интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;

- управляет проектами по разработке адаптационных процедур и инструментов

-проводит периодический мониторинг системы адаптации, оценка эффективности адаптационных инструментов и системы в целом;

- оказывает различную  психологическую помощь 

- принимает участие  в решении конфликтных ситуаций  в организации.

Накануне официального выхода принятого сотрудника на рабочее  место заместитель директора по обучению выполняет следующие процедуры:

-подготавливает должностную инструкцию работника;

-подготавливает все информационные материалы, которые будут выданы работнику в первый день работы;

- информирует заранее будущих коллег о приходе нового работник;

-проверяет готовность рабочего места;

-связывается с работником, для того чтобы убедиться, что все в порядке.

Эти действия направлены на снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником в первые дни работы.

Проводится общее ознакомление предусматривает ознакомление и получение общего представления об истории, миссии и корпоративной (организационной) культуры предприятия. На данном этапе новый работник получает общее представление об организации; ознакамливается с основной политикой и стратегией, с порядком и сроком выплаты заработной платы, с дополнительными льготами, с правилами охраной труда и техникой безопасности, с правилами внутреннего трудового распорядка, с профсоюзом, со службой сбыта.

Следующий этап адаптации  заключается в введение в подразделение (организацию) нового работника. Он предусматривает ознакомление и получение представления о подразделении. На этом этапе работник: прикрепляется к наставнику; осматривает свое подразделение; представляется сотрудникам подразделения; знакомится с положением о подразделении; основами системы материального стимулирования и премирования работников; организацией питания на предприятии; процедурами, правилами, инструкциями, предписаниями; основными целями и задачами подразделения (отдела, цеха, участка); с порядком принятия пищи, курения, перерывов, отдыха; с порядком выноса вещей из отдела, предприятия; с порядком пользования телефонами и прочим. Эти первоначальные действия позволят новому сотруднику комфортнее чувствовать себя в организации и быстрее пройти процесс адаптации на предприятии.

Создание адаптационного листа (Приложение 2) позволит четко структурировать процесс адаптации нового сотрудника. В нем четко прописываются проводимые мероприятия и их длительность.

Структура Адаптационного листа нового сотрудника:

1. Задачи на испытательный  срок 

2. Мероприятия по адаптации

3. Перечень мероприятий  к исполнению 

4. Проверка выполнения 

Задачи на испытательный  срок.

Задачи определяются зам. Директора по обучению и работе с персоналом и разъясняются новичку при подписании Адаптационного листа. При постановке задач использовать методику SMART(конкретные, измеримые, достижимые, соответствующие деятельности, согласованные во времени), благодаря чему можно измерить результат их решения в любой контрольной точке, допустим, через месяц после начала работы (% выполнения запланированного).

Мероприятия по адаптации. Мероприятия по адаптации, разработанные  в компании и адресованные новому сотруднику данного подразделения, должны включать:

- Вводный инструктаж  о правилах компании

- «Добро пожаловать!»  - тренинг

- Знакомство с сотрудниками

- Обучение в учебном  центре

Перечень мероприятий  к исполнению. Перечень мероприятии  к исполнению – это список так  называемых «контрольных точек», или  обязательств нового сотрудника перед компанией, среди которых необходимо выделить следующие:

- Оформление документов  в отделе персонала 

- Проверка на знание  характеристик продукции / услуг  компании

-Беседа с руководителем  по прошествии первого и второго  месяцев испытательного срока.

Проверка выполнения. Оценку выполнения поставленных перед  новым сотрудником задач необходимо осуществлять в ходе его встреч с  непосредственным руководителем один раз в две недели. По завершении испытательного срока предложить сотруднику заполнить отчет по индивидуальному плану работы.

Таковы основные мероприятия, которые необходимо провести, для  решения проблем связанных с адаптацией персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Оценка эффективности внедрения  предложений.

Предложенные выше мероприятия позволят безболезненно и постепенно вовлечь сотрудника в новый коллектив, объяснить суть работы, правила поведения и т.д.

Имеющийся опыт зарубежных фирм, и опыт предприятий Советского Союза в которых применяются  аналогичные методы адаптации персонала, позволяют судить об их эффективности.

При создании института  наставничества и введении новой  должности заместителя директора  по обучению и работе с персоналом потребуются дополнительные расходы  на заработную плату.

Однако, благодаря быстрой  и правильной адаптации персонала происходит максимальное сокращение начальных издержек до того, как новый сотрудник вникнет в работу, появляется положительный настрой на позитивное отношение к новым обязанностям. Эффективностью работы данного отдела можно считать увеличение будущей прибыль организации в среднем на 10% и сокращение издержек.

При качественном процессе адаптации персонала будут оставаться больше людей на постоянную работу, что приведет к уменьшению текучести кадров и к росту прибыли организации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Разработка мероприятий по  внедрению

предложений.

 

Практика показывает, что сотрудники отечественных предприятий  не слишком восприимчивы к новациям, поэтому процесс проведения изменений  на предприятии становится зачастую очень сложным. Как правило, люди боятся их из-за неопределенности, чему-то новому и на первый взгляд кажущимся совершенно ненужным. Проблемная область довольно распространена на предприятиях. На мой взгляд, разработанные предложения и их реализация на практике не вызовет со стороны персонала никакого негатива.

Рассмотрим необходимые  мероприятия по внедрению вышеизложенных предложений в рабочий процесс  ЗАО «НПФ «ПЕТРОТЕХ».


Осознание руководства  компании о создании отдела адаптации



Назначение зам. Директора  по обучению и работе с персоналом



Создание института  наставничества



Разработка методических материалов



Начало процесса адаптации

 

Рисунок 8.Алгоритм последовательности действий для создания и функционирования отдела адаптации.

Программа адаптации  включает себя:

- создание и проведение  специальных курсов подготовки  новых сотрудников;

- проведение индивидуальных бесед руководителя, с новым сотрудником;

- оказание  различной  психологической помощи 

- создание семинаров,  курсов по различным вопросам адаптации;

- проведение в коллективе  специальных ролевых игры по сплочению сотрудников;

         -проведение ознакомления стажера с производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры.

-Создание и ведение  адаптационного листа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе рассмотрена проблема адаптации  персонала компании «НПФ «ПЕТРОТЕХ». Процессы, происходящие в типичны  и для других предприятий, независимо от масштабов и вида деятельности.

В результате проведенной работы были достигнуты основные, поставленные цели. Была выявлена проблемная область – адаптация персонала,  проведен анализ факторов внешней среды, приведены требования к выбранной проблемной области, проведен основной этап исследования, произведены разработка по совершенствованию системы управления, проведена оценка эффективности внедрения предложения, а также разработаны мероприятия по внедрению предложений.  

Адаптация персонала  является ключевым фактором приспособления работником к условиям труда, повышением эффективности труда.

В заключение работы хотелось бы сделать следующие выводы:

-Процесс адаптации персонала является одним из важнейших условий эффективного функционирования и роста компании;

-Процесс адаптации  должен быть последовательным;

Информация о работе Исследование проблем управления организацией Проблемная область - адаптация персонала