Исследование отребительских предпочтений при выборе шоколадной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Данная исследовательская работа направлена на выявление потребительских предпочтений при выборе шоколадной продукции на примере вымышленной фирмы «Сластена».

Работа содержит 1 файл

Бизнес-план по производству шоколада.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

      Таблица Перечень специальных функций управления в подсистеме "Маркетинг"

Функциональная  подсистема Специальная функция управления
1.Перспективное  и текущее технико-экономическое  и социальное планирование Разработка  краткосрочных и долгосрочных прогнозов  развития рынка, его емкости, участия  в разработке планов и программ НИОКР  и производства, подготовка планов экспортной деятельности на различных рынках.
2.Организация  работ по стандартизации Сбор и анализ действующих стандартов, международных  норм и правил, касающихся производимой продукции.
3.Управление  технической подготовкой производства

4.Организация  производства

5.Управление технологическими процессами

Разработка  эффективной системы взаимодействия и взаимосвязей планирующих и  производящих подразделений, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке  и изменений требований потребителей к качеству продукции.
6.Оперативное управление производством Корректировка планов с учетом реализации продукции  имеющихся заказов.
7.Управление  метрологическим обеспечением производства Совершение  метрологического обеспечения на основе анализа информации о качестве продукции, поступающей от потребителя.
8.Технический  контроль и испытания Совершение  системы контроля и испытаний  на основе информации о качестве продукции, поступающей от потребителя.
9.Управление  кадрами, творческой деятельностью  трудового коллектива Обучение кадров принципам и методам маркетинга.
10.Управление  МТС Определение поставщиков  с учетом анализа качества их продукции, своевременности выполнения договоров  на поставку.
11.Управление  сбытом продукции Организация системы  товародвижения (товарные запасы, складское хозяйство, транспортировка). организация рекламы, дополнительных услуг, товарных скидок, торговли в кредит, мероприятий в области поставок, льготных сделок, скидок и т.д.
12.Управление  гарантийным обслуживанием Анализ претензий  покупателей к качеству продукции и обслуживания.
13.Управление  капитальным строительством Разработка  предложений по расширению или сворачиванию производственных мощностей с учетом прогнозов спроса на продукцию.
14.Управление  финансовой деятельностью обоснование необходимости  капиталовложений в развитие производства с учетом изменения технической политики.
15.Учет  и отчетность Оперативный сбор сведений о каналах сбыта, оптовой  и розничной торговле, специализированных магазинах.
16.Экономический  анализ анализ положения  продукции на рынке, изменяющихся условий в инфраструктуре, соотношении цен, объема сбыта, заказов.

      С переходом к рынку управление маркетингом приобретает такое  же значение, как и управление производством, финансами и кадрами. Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предриятия. Они отвечают теперь за управление всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за представление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия руководства на их проведение в жизнь. 

      71. Через 5 лет

 
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

      Как видно из рис. 6, лидерами по популярности на московским шоколадном рынке являются следующие производители: «Коркунов», «Красный Октябрь» и Nestle. Нельзя не согласиться с тем, что это одни из самых сильных брэндов на российском рынке, продукция этих производителей отличается высоким качеством. В то же время эти брэнды четко различаются — фирма «Коркунов» предлагает престижную и дорогую продукцию, использует новейшие технологии при производстве шоколада, «Красный Октябрь» опирается на давние традиции советского периода и более любим людьми старшего поколения, Nestle — иностранный лидер на российском рынке, предлагающий недорогую и качественную продукцию, более популярен среди молодежи.

      Рисунок 6

      Популярность  производителей

      

      Зачастую  покупателей не интересует сам производитель шоколадных изделий, либо он не знает реального. Так, например, всеми любимые шоколадные изделия под маркой «Россия» являются продукцией Nestle, а плитки «Воздушный» и «Пористый молочный» — Stollwerk.

      Одна  из гипотез данной работы предполагает, что потребители предпочитают плиточный шоколад другим видам шоколадной продукции. В ходе анализа данная гипотеза была подтверждена: плиточный шоколад приобретают 62% потребителей, на втором месте идут шоколадные батончики — 15%, примерно одинаково популярны весовые конфеты и конфеты в коробках — 12 и 11% соответственно, шоколадные яйца почти не пользуются спросом (рис. 7).

      Рисунок 7

      Предпочтения  по видам шоколадных изделий 

      

      При этом среди потребителей плиточного шоколада 57% женщин и 71% мужчин, из них 51 и 48% соответственно — в возрасте 15—20 лет.

      Следовательно, молодые потребители приобретают  более компактные упаковки, тогда  как представители старших возрастных групп отдают предпочтение развесным конфетам и коробкам. Как известно, развесные конфеты дешевле, а коробки удобны в качестве подарков. Кроме того, у этих людей уже сложившиеся предпочтения, которые сформировались, когда на рынке был дефицит, и не было «Сникерсов» и «Марсов».

      Теперь  рассмотрим этот вопрос с точки зрения доходов покупателей. Потребители  с высоким уровнем дохода также  отдают предпочтение плиткам, на втором месте — шоколадные батончики.

      Рассмотрим, что же привлекает потребителей в  импортном и отечественном шоколаде в зависимости от возраста респондентов.

      Как видно из рис. 8, 9, молодых людей  в возрасте от 15 до 20 лет в обоих  видах шоколада привлекает цена, тогда  как девушек только в отечественном. Если рассматривать с точки зрения вкусовых особенностей, то 15—25-летние женщины любят и тот и другой шоколад, а что касается мужчин, то 15—20 и 40—45-летние указали, что им нравится вкус отечественного шоколада, а 20—25-летним — импортного. Большое число респондентов призналось, что упаковка импортной продукции гораздо лучше, нежели отечественной. Почти всем мужчинам в возрасте от 40 до 45 лет ничего не нравится в импортном шоколаде.

      Рисунок 8

      Приоритетные  характеристики отечественного шоколада

      

      Рисунок 9

      Приоритетные  характеристики импортного шоколада

      

      Сейчас  на рынке очень распространен  шоколад с разнообразной начинкой. Любой батончик, любая плитка имеет наполнитель. Видов наполнителей очень много, в данном опросе использовано всего 11 предполагаемых начинок. У женщин самым популярным наполнителем стали орехи, за них отдали голоса 22%, а орехи и изюм вместе оказались на втором месте — 13%, у мужчин орехи и алкоголь разделили пальму первенства (по 19%). Молодежь (меньше 25 лет) предпочитает следующие начинки: на первом месте идут орехи (20%), на втором орехи с изюмом вместе (12%), на третьем воздушный рис, алкоголь и шоколад без начинки — 11%, на четвертом воздушный рис — 10, на пятом месте мармелад и вафли — 6%. Покупатели среднего возраста (от 25 до 40 лет) любят шоколад со следующими наполнителями: на первом месте — шоколад с орехами — 24%, на втором — без начинки (22), на третьем — с орехами и изюмом (17%). Покупатели старшего возраста также отдают предпочтение шоколадной продукции с орехами и изюмом вместе (26%), с просто орехами (22) и с алкоголем (13%).

      Одной из гипотез данной работы было предположение, что российский потребитель предпочитает горький шоколад всем остальным видам, считая его более натуральным по сравнению с молочным и белым. Однако по результатам исследования получилось все наоборот: этому виду было отдано только 23% голосов, а лидером стал молочный шоколад с 53% голосов; белый шоколад предпочло 18%, затруднилось ответить 6%.

      Причем  женщинам в одинаковой мере нравится как белый, так и горький шоколад. А что касается предпочтений в  зависимости от возраста опрошенных, то молодежь и люди старшего поколения предпочитают молочный шоколад (56 и 55% соответственно), в то время как люди среднего возраста — горький (45%).

      Наиболее  популярное место покупки — это  традиционный магазин, за него отдали голоса 37% опрошенных, 31% — покупают в киосках обычного типа, и 20% — делают покупки в сетевых супермаркетах.

      Зависимость частоты покупок от возраста выглядит следующим образом: молодежь и потребители  среднего возраста (53 и 45%) покупают шоколад 1—2 раза в неделю, при этом большинство  людей пожилого возраста делают покупки 1—2 раза в месяц.

      Если  рассматривать цель покупки шоколада с точки зрения возраста, получается, что из 100% опрошенной молодежи 77% покупают шоколад исключительно себе, а  во вторую очередь для семьи (10%), респонденты среднего и старшего поколения приобретают его для семьи (45 и 60% соответственно), потом уже для себя (средний возраст — 27) и в подарок (старшее поколение — 30%).

      Выводы 

      Опираясь  на цифры и факты, полученные в  ходе анализа данных, можно сделать  ряд выводов:

      Большинство потребителей предпочитает отечественный шоколад импортному, отмечая его лучший вкус и качество.

      Основным  потребителем шоколадной продукции  является молодежь, в то время как  старшее поколение покупает шоколадки  для семьи или в подарок.

      Лидерами  по популярности на московском рынке являются производители: «Коркунов», «Красный Октябрь» и Nestle.

      Чаще  всего шоколадную продукцию покупают в традиционном магазине и киоске.

      Самыми  популярными начинками являются орехи, орехи и изюм, воздушный  рис и алкоголь.

      Популярный сорт шоколада — молочный.

      При выборе шоколадной продукции потребители  всех возрастных групп уделяют особое внимание вкусу.

      Опираясь  на результаты исследования, можно  сформулировать несколько рекомендаций, касающихся как самого шоколада, так  и стратегии продвижения шоколадных изделий на российском рынке.

      Шоколад должен иметь высокие вкусовые качества (устойчивый аромат и запоминающийся вкус), в которых легко убедится каждый, кто его попробует.

      Отечественным производителям необходимо обратить внимание на то, что потребители предпочитают покупать в традиционных магазинах, сетевых супермаркетах и киосках, где существует большой ассортимент марок различных производителей.

      Отечественным производителям, возможно, следует  сократить свой ассортимент и  оставить только сильные марки, поскольку продукцию будет гораздо легче продвигать, и потребитель не будет теряться в огромном количестве незнакомых марок, зачастую имеющих сходный вкус.

      Данные  исследования показали также, что иностранцы «сильны» в упаковке, тогда как отечественные производители уделяют ей слабое внимание.

      Общая доля плиточного шоколада в ассортименте производителя должна быть больше остальных  видов, поскольку его приобретают  чаще всего.

      В заключение можно сказать, что рынок  шоколада очень прибылен и дает большие возможности российским производителям, так как большинство опрошенных призналось, что отдают предпочтение и считают лучшим отечественный шоколад.

 

Список используемой литературы

 

      1. Амблер Т. Практический маркетинг.  — СПб.: Питер, 2005.

      2. Ефимов А.В. Колористика. —  М.: Стройиздат, 2005.

      4. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки  и выставки. — М.: Ось-89, 12004.

      5. Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард  П. Поведение потребителей». —  СПб.: Питер, 2005.

      7. Хайн Т. Все об упаковке. —  М.: Арт-Родник, 1997.

      8. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые  войны. — СПб.: Питер, 2000.

      10. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы.  — М.: Инфра-М, 2001.

      11. Леви М., Бейтс Б. Основы розничной  торговли. — СПб.: Питер, 2000.  

Информация о работе Исследование отребительских предпочтений при выборе шоколадной продукции