Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:29, курсовая работа
Актуальность данного исследования обусловлена той огромной и значимой ролью, которую средства массовой информации играют в социальных и политических процессах, а также степенью их влияния на общественное мнение. Несмотря на активное развитие и доступность телевидения, радио и Интернета, газеты и журналы по-прежнему являются важным источником информации для населения.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Имиджевое интервью как PR жанр…………………………………….5
1.1 История развития интервью в рамках пензенской публицистики….5
1.2 Жанровые особенности имиджевого интервью……………………...6
1.3 Виды газетных интервью……………………………………………...7
2. Использование PR-приёмов в интервью……………………………...13
2.1 Подбор вопросов и управление беседой…………………………….13
2.2 Заголовок, подзаголовок и лид………………………………………16
2.3 Поясняющие комплексы и иллюстрации……………………………18
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
Навести читателя на правильное понимание двусмысленного заголовка можно с помощью подзаголовка. В современную журналистику эта мода пришла из зарубежных таблоидов - то есть газет, нацеленных на сенсацию и публикующих кричащие заголовки шрифтом огромного кегля. Подзаголовок помогает читателю основательнее понять, о чем идет речь в материале, и решить для себя, интересен он ему или нет. У разных журналистов - свое мнение, какую информацию должен содержать подзаголовок. Так, одни считают, что он должен расшифровывать суть заголовка. Другие уверены, что подзаголовок должен не «пережевывать» тему заголовка, а играть роль дополнительной приманки для читателя, например, сообщать дополнительный факт. То есть, если читателя не заинтересовало сообщение заголовка, появляется вероятность, что его зацепит подзаголовок.
Например, в уже упомянутом выше интервью с Михаилом Жванецким под заголовком «Когда бесконечное возбуждение, то падает рождаемость в стране», опубликованном в «Комсомольской правде» от 5 марта 2009, присутствует такой подзаголовок: «Завтра, 6 марта, отметит свое 75-летие самые непотопляемые и мудрый сатирик». Корреспондент Анна Велигжанина выразила посредством этого подзаголовка свое положительное отношение к творчеству Жванецкого.
Если текст достаточно крупный, его целесообразно разбить на более мелкие части, снабдив каждую своим подзаголовком. Считается, что читателю трудно прочитать большой массив текста, поэтому в газетах, заботящихся о своем читателе, избегают серого пятна на всю полосу, а то и разворот. Например, в интервью с актером Дмитрием Харатьяном в газете «Репортер-Пенза» от 10 марта 2009 года, журналист Вероника Злотницкая, разбила текст, использую следующие подзаголовки: «Моногамный семьянин», «Хорошая генетика», как бы заостряя внимание читателя исключительно на положительных характеристиках своего респондента.
Лид,
подобно заголовку и
Например, в интервью с писательницей Дарьей Донцовой в номере «Комсомольской правды» от 19 февраля 2009 года корреспондент Дарья Завгородняя использует скудеющий лид:
«Донцова - уникальный писатель, который выдает по детективу в месяц. Она признается, что пишет по 6-7 часов в день. Без выходных. В самый разгар кризиса наш корреспондент отправилась в подмосковный поселок в гости в Донцовой - узнать, как ей это удается.»
Снова возвращаясь к интервью с Михаилом Жванецким, в «Комсомольской правде» от 5 марта 2009, нельзя не обратить внимания на положительные высказывания о творчестве своего респондента журналистки Анна Велигжаниной:
«Его емкие и точные высказывания цитируются как народные фольклор, его остроты всегда свежи и своевременны. Мы поздравили юбиляра с датой и узнали, как он собирается отметить свой праздник.»
Лид обычно сообщает основные данные о человеке - его род деятельности, регалии, достижения. То есть журналист как бы объясняет читателю, почему именно этого человека он выбрал в качестве героя для своего интервью.
2.3 Поясняющие комплексы и иллюстрации
К поясняющим комплексам относятся комментарий, эпиграф, лозунг, цитата, справка, таблица, сноска, авторская подпись, подпись под иллюстрацией, анонс. Почти половина поясняющих комплексов имеет довольно четкие правила оформления. Но наиболее часто используемым поясняющим комплексом в современной прессе является комментарий. Он может встречаться независимо от того, есть ли какое-либо введение или нет, хотя многие известные журналисты строят свои произведения по рамочному принципу: начинать с вводки (лида) и заканчивать комментарием.
Корреспондент «Комсомольской правды» Анна Велигжанина взяла интервью у бывшей жены актера Марата Башарова Лизы, которая поделилась с читателями подробностями своего скандального развода и конечно же представила своего неверного супруга в самом невыгодном свете. Корреспондент выражает свою солидарность с обманутой женой «украшая» текст публикации подобными комментариями: «Мужчина должен отвечать за свои поступки. Возмездие - громко сказано, но наказание всегда придет.»
В интервью с Виктором Шендеровичем, опубликованное в мартовском номере газеты «Репортер-Пенза» под заголовком «Смеяться нужно над сильным и наглым», сатирик критикует российское правительство и рассуждает о современных и вечных проблемах России. Журналист Михаил Устюгов предлагает читателю самим оценить юмор и творчество Шендеровича, дополняя публикацию цитатами из выступлений сатирика: «В России чаша терпения измеряется стаканами», «Кажется колесо истории не рассчитано на наши дороги», «Размеры нашей гордости определяются масштабами наших несчастий».
Журналисты «Комсомольской правды» нередко прилагают к интервью краткую биографию своего респондента, как правило, специально подбирая ее положительные либо отрицательные моменты. В пример можно привести публикацию Анны Дмитриевой «Я требовательна и к себе, и к подчиненным» в номере от 5 марта 2009 года. Героиня этого интервью - первый заместитель главы администрации Пензы Людмила Борисовна Кипурова. В подтверждение ее мудрых рассуждений о том, каким должен быть современный руководитель, приводится вот такое биографическое досье, подчеркивающее карьерные успехи Людмилы Борисовны:
«Людмила Борисовна Кипурова родилась в Красноярске. В связи с семейными обстоятельствами переехала в Пензу, окончила школу, педагогическое училище, потом поступила в Московский заочный юридический институт. Во время обучения в вузе работала в суде секретарем по делопроизводству. После окончания вуза стала работать по специальности - юристом. В 1995 году решила попробовать себя в бизнесе, возглавила риэлтерскую службу. В 2000 была приглашена в правительство на должность специалиста, «доросла» до начальника юридического отдела. В 2006 году создала юридическую фирму. В 2007 года была приглашена на должность начальника Управления архитектуры и градостроительства Пензы, с апреля 2008 года - заместитель главы администрации Пензы, с сентября 2008 - первый заместитель. Имеет троих детей.»
Современные газеты и журналы просто немыслимы без многочисленных иллюстраций и фотографий. Именно они помогают журналистам и без лишних слов выразить свое отношение к герою и теме интервью. С помощью грамотно подобранных иллюстраций можно усилить впечатление читателя от прочитанного в тексте публикации и преподнести своего респондента в нужном «свете».
Хорошим примером является интервью с Дарьей Донцовой в номере «Комсомольской правды» от 19 февраля 2009 года, в котором журналист Дарья Завгородняя старается представить свою собеседницу не только как деловую женщину и успешную писательницу преподноситься, но и как отличную хозяйку и заботливую мать. Автор подчеркивает именно эти характеристики Донцовой с помощью следующих фотографий:
Журналист Дмитрий Гулин в своем интервью с и.о. начальника Управления лесами Пензенской Области Николаем Аргаткином, опубликованном в номере «Пензенской правды» от 13 марта 2003 года, преподносит своего респондента человеком трудолюбивым и ответственным, добросовестно исполняющим свои служебные обязанности. Одна из фотографий, сопровождающих текст интервью, как бы подчеркивает то, что Николай Васильевич не сидит в комфортабельном кабинете, а лично наблюдает за тем, как его подчиненные выполняют работу:
В этом же номере «Пензенской правды» вышло интервью Владимира Родькина с первым заместителем генерального директора ООО “»Русская молочная компания» Артуром Александровичем Адамовым под заголовком «И один в поле воин». В этой публикации Артур Александрович также предстает перед читателем в образе талантливого и честного руководителя, который к тому же приобрел для своего предприятия один из самых мощных в мире хлебоуборочных комбайнов. К интервью приложена фотография молодого директора на фоне этой чудо-машины.
Многих журналистов беспокоит, как закончить материал. Интервью обычно не нуждаются в каком-либо заключении. Читатель прочитал прямую речь героя и уже составил о нем собственное мнение. Лучше всего завершить интервью каким-либо философским вопросом с философским же ответом героя, либо, наоборот, провокационным высказыванием, которое герой предпочитает оставить без особых комментариев.
Уже не раз упомянутое интервью с Дарьей Донцовой в номере «Комсомольской правды» от 19 февраля 2009 года, журналист не только преподносит свою собеседницу как отменную хозяйку с помощью одобрительных реплик и фотографий, но и в доказательство в конце интервью предлагаем читательницам попробовать «антикризисные» кулинарные рецепты от известной писательницы.
Если интервью - деловое, то, завершая его, герой обычно рассказывает об оптимистических перспективах его компании. Если герой не раскрывает радужные горизонты, то он должен хотя бы озвучить пути выхода из проблемной ситуации. Безнадежность, негатив в деловом интервью неуместны, они работают против самого героя.
Иногда
интервью с особо важными персонами
журналист завершает словами: «Спасибо
за интересную беседу!» или «Мы рады были
с Вами пообщаться!», на что герой отвечает
что-нибудь вроде: «Удачи вашим читателям
и газете!». Понятное дело, что эти слова
журналист говорит после общения с любым
собеседником. Но иногда ими имеет смысл
завершить интервью уже в газете - в знак
глубокого уважения к собеседнику.
Заключение
Таким
образом, рассмотрев жанровые особенности
и виды газетных интервью, были выделены
следующие виды интервью, наиболее
часто встречающиеся в
Изучив возможности использования приемов и методов public relations в публикуемых интервью, было установлено, что чаще всего журналисты воздействую на восприятие имиджа респондента читателями с помощью психологически грамотно подобранных вопросов. Задавая вопросы подчеркнуто вежливо и делая собеседнику комплименты, журналист может отметить наиболее важные аспекты общественной жизни человека, признать его профессиональную компетентность.
Журналист также может изменить впечатление читателя от своего респондента с помощью двусмысленного заголовка или подзаголовка. Лид также помогает журналисту заранее настроить читателя на определенное восприятие последующего текста интервью. В тексте лида, автор публикации приводит какие-то положительные либо отрицательные сведения из биографии респондента, влияющих на оценку личностных качеств этого человека аудиторией. Кроме того, журналист может выразить свое отношение к герою интервью с помощью разнообразных поясняющих комплексов: комментариев, эпиграфов, цитат, справок, а также с помощью правильно подобранных иллюстраций.
К
сожалению, в последнее время
случаи использования СМИ для
сведения личных счетов, для выражения
разного рода амбиций и неприятия
чужого мнения. Поэтому был введен
ряд юридических законов, регулирующие
деятельность СМИ, которые ограничивают
свободную пропаганду авторами собственных
идей, если таковые могут нанести моральный
вред отдельной личности либо какой-либо
общественной группе. За нарушение требований
этих законов журналист подлежит уголовной
и дисциплинарной ответственности.
Следует
вывод, что в настоящее время
политические и общественные деятели,
я также руководители крупных
промышленных предприятий все чаще
прибегают к интервью, чтобы определенным
образом повлиять на общественное мнение.
Список литературы
1. Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 640 с.
2.
Четвертков Н.В. Журналистика
как сфера творческой
3. Мэтис М. Накорми зверя по имени Медиа: Простые рецепты для грандиозного паблисити. - М.: Фаир-Пресс, 2005. - 320 с.