Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:29, курсовая работа
Актуальность данного исследования обусловлена той огромной и значимой ролью, которую средства массовой информации играют в социальных и политических процессах, а также степенью их влияния на общественное мнение. Несмотря на активное развитие и доступность телевидения, радио и Интернета, газеты и журналы по-прежнему являются важным источником информации для населения.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Имиджевое интервью как PR жанр…………………………………….5
1.1 История развития интервью в рамках пензенской публицистики….5
1.2 Жанровые особенности имиджевого интервью……………………...6
1.3 Виды газетных интервью……………………………………………...7
2. Использование PR-приёмов в интервью……………………………...13
2.1 Подбор вопросов и управление беседой…………………………….13
2.2 Заголовок, подзаголовок и лид………………………………………16
2.3 Поясняющие комплексы и иллюстрации……………………………18
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
Впервые в истории в «Гнезде огненного орла» побывала столь представительная экспедиция. Вертолет помог доставить 200 кг научной аппаратуры. С кратера мы вывезли около центнера образцов породы, воды, срезов деревьев. Сейчас Научные трофеи изучаются в лабораториях Москвы, Иркутска, Новосибирска. Не исключено, что мы еще получим сенсационные результаты.»
Интервью-зарисовка передает не только содержание беседы журналиста с общественно значимой или интересной личностью, но и обстановку, в которой проходил этот разговор, а иногда и его характер. В таком интервью автор получает возможность сказать о времени, месте встречи, комментировать факты, события, о которых рассказывает респондент. Хорошим примеров интервью-зарисовки, хотя и политически некорректной, является публикация Владимира Ворсобина в номере «Комсомольской правды» от 5 марта 2009 года:
Опаздывая на встречу с бывшим министром экономики Украины Владимиром Лановым, скольжу по обледеневшему Киеву и боковым зрением замечаю невозмутимость украинской столицы... Разве что на Крещатике одиноко красуется плакат «Выход из кризиса - не повод для грабежа трудящихся!».
- Не ждите больших потрясений, - успокоил меня экс-министр. - С одной стороны, кризис катастрофически мощно ударил по стране. Украинская экономика просела на 40 процентов за два месяца! Когда-то СССР потерял 60 процентов, но это за 4 года Великой Отечественной войны!.. Но в отличие от России, которая пока держится на своих валютных резервах, дна мы уже достигли...
- Но в Херсоне... - начинаю было я.
- Вы же не будете называть это беспорядками, - улыбается экс-министр. - Если угодно, да, будет революция - но не политическая, а экономическая. Люди не выйдут на улицы, как это было во время разноцветных майданов, ради политических абстрактных идей. Их требования будут экономическими и конкретными - налоги, льготы, зарплаты и т. д. И властям придется на это реагировать!
В сладком предвкушении конструктивного диалога между народом и властью вдруг спотыкаюсь о канат палатки посреди Киева. Ба, знакомые все лица! Под многочисленными полотнищами (я насчитал с полдюжины) с нарисованной метлой и надписью «Геть ycix» сидят суровые бритоголовые пареньки в берцах и камуфляже. В России такие типы на каждом шагу, но чтоб на Украине, да еще с разрешения мэрии - в центре Киева!»
Интервью-мнение - это не что иное, как развернутый комментарий к факту, событию, к возникшей проблеме. Ярким примером является интервью Дарьи Таракановой с Первым заместителем министра образования Пензенской Области Светланой Копешкиной, опубликованное в февральском номере «Комсомольской правды»:
«- Значительное внимание в нашей области всегда уделялось укреплению здоровья детей. Что делается для этого в сегодняшних школах?
-
Начнем с того, что сам урок
физкультуры изначально должен
строиться по-новому. Как и остальные
занятия, он должен учитывать
индивидуальную программу для
каждого ученика. Ошибка - полностью
освобождать ученика от
В
последнее время в
Коллективное
интервью - это мнение нескольких лиц,
коллективная беседа, организованная
редакцией для обсуждения актуальной
проблемы. Коллективное интервью может
отражать беседы «за круглым столом»,
деловые встречи и другие массовые мероприятия,
проводимые редакциями газет. В также
печати встречается анкета - массовый
вид интервью или своеобразная заочная
беседа. Современные печатные издания
нередко предлагают читателям поучаствовать
в обсуждении какой-либо актуальной проблемы
на своих электронных форумах, а затем
публикуют на своих страницах наиболее
интересные ответы и высказывания.
2. Использование PR-приёмов в интервью
2.1 Подбор вопросов и управление беседой
Интервью берется, прежде всего, с целью узнать у собеседника некие новые факты и сведения из его личной жизни, профессиональной деятельности, области интересов и т.д. В процессе решения профессиональных задач журналист должен постоянно контролировать течение разговора, отмечать в нужном ли русле движется беседа, полно или неполно партнер по общению отвечает на вопросы, уклоняется ли он от ответов или же действительно ничего не знает по затронутой теме, искренне ли выражает свое мнение или же пытается запутать вопрос.
В журналистике вопросы различаются с точки зрения воздействия на собеседника. В ходе интервью необходимо в одних случаях подбодрить собеседника, или направить беседу в нужное русло, или спровоцировать собеседника на откровенные признания. Задавая вопросы, журналист может отметить наиболее важные аспекты общественной жизни человека, признать профессиональную компетентность собеседника, подчеркнуть его заслуги в какой-либо области. В интервью с директором НП «Фонд развития местного самоуправления» Татьяной Кузнецовой, опубликованном в номере «Комсомольской правды» от 5 марта 2009 года журналист Ольга Николаева так выражает свое восхищение собеседницей:
«- Видно, что Вы человек увлеченный, влюбленный в свою работу и верящий в то, что делаете.
- А иначе вообще, зачем чем-то заниматься? Главное - никогда не сдаваться…»
Сегодня на страницах газет печатается немало рекламных, оплаченных публикаций, в том числе и интервью. Как правило, в подобных публикация журналист своими вопросами подчеркивает свое положительное отношение, а иногда и восхищение, к герою интервью и его профессиональным успехам. Ярким примером является рекламное интервью с генеральным директором транспортной компании «Байкал-Сервис» Владимиром Каляцким, опубликованное в номере «Комсомольской правды» от 19 февраля 2009 года:
«- Как вам удалось стать одним из лидеров отрасли?
-
Составляющих много. Это и
Журналисты нередко пытаются добиться расположения своего собеседника и вызвать его на доверительную беседу с помощью теплого комплимента. Например, Вероника Злотницкая, опубликовавшая интервью с актером Дмитрием Харатьяном в газете «Репортер-Пенза» от 10 марта 2009 года, не могла не отметить прекрасный внешний вид кинозвезды:
«- Дмитрий, Вы так молодо выглядите - будто возраст не властен над Вами. Поделитесь секретом.
- На самом деле здесь нет никаких тайн и секретов, кроме хорошей генетики…»
Другой пример можно найти в публикации Марии Ремизовой «Не подходите к моему мужчине, а то убью!» в номере «Комсомольской правды» от 5 марта 2009 года, где журналистка польстила своей собеседнице Ксении Собчак следующим комплиментом:
«- Все девушки сейчас с завистью обсуждают ваши наряды и вашу хорошую фигуру. Специально худели?
- Нет. Я противник диет. Это испорченное настроение и насилие над собой…»
С
помощью вопроса журналист
«- Не у многих французских актеров так успешно складывается карьера в Голливуде.
- Это уж точно. Может быть, дело в том, что я родился в Марокко? Но я ощущаю себя 100-процентным французом, хотя и впитал в себя все эти культуры. Впрочем, о моем успехе в Америке лучше спросить у американцев…»
Вопросы могут побудить к размышлениям и высказыванию, вызвать положительную или отрицательную реакцию, спровоцировать человека на неожиданные признания или даже вызвать собеседника на спор. Например, корреспондент «Комсомольской правды» Дарья Завгородняя начинает интервью с писательницей Дарьей Донцовой, опубликованное в номере от 19 февраля 2009 года, со следующего вопроса:
«- В книжном магазине я недавно заметила: на первых позициях вы, Устинова и сплошные любовные романы типа «Пламя страсти» Глории Тяпкиной. Не хотелось сменить жанр?
-
В 90-е издательства
Далее в этой же беседе была затронута тема экономического кризиса, и Дарья Завгородняя спровоцировала писательницу на откровенные воспоминания:
«- У вас были критические ситуации?
- Много лет назад у меня была подруга Наташа. Мы с ней были две бедные девушки: у меня 60 рублей в «Вечерней Москве», у Наташи в той же «Вечерке» где-то 45. Мы жили вместе в моей квартире - ей жить негде - и воспитывали моего сына Аркадия, на которого нету алиментов вообще…»
Таким образом, журналист с помощью грамотно подобранных вопросов и положительных реплик во время беседы может «запрограммировать» читателя на определенное восприятие респондента.
2.2 Заголовок, подзаголовок и лид
Без хорошего заголовка нет хорошего журналистского материала. Если заголовок скучный, неинформативный - читатель может пропустить даже интересный материал. Ушли в прошлое однообразные заголовки советских газет, пришли другие - чрезмерно броские, интригующие, провокационные. Любопытство, возбужденное таким заголовком, подталкивает читателя к покупке газеты, но редко это любопытство оправдывает. Например, интервью с Дарьей Донцовой вышло в «Комсомольской правде» под заголовком «В юности мы с подругой чуть не стали девочками по вызову», а в другом номере этой же газеты было опубликовано интервью с Михаилом Жванецким под заголовком «Когда бесконечное возбуждение, то падает рождаемость в стране», в котором известные сатирик рассказывает о своих любовных похождениях в молодости.
В некоторых случаях, журналист без искажений печатает ответы собеседника, но с помощью заголовка может полностью изменить впечатление читателя от своего респондента. Иногда фразеологизм позволяет сделать заголовок двусмысленным. Таким, что читатель сразу понимает, о чем ему хотели сказать. А на случай судебных или прочих преследований редакция может заявить: «Мы имели в виду вовсе не это, а...». В пример можно отнести интервью с сатириком Виктором Шендеровичем, опубликованное в мартовском номере газеты «Репортер-Пенза» под заголовком «Смеяться нужно над сильным и наглым». В беседе писатель рассказывал не только о своем творчестве, но затронул и проблему демократии в России, и коррупционность правительства, выразил свое неприязненное отношение к президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, то есть из текста становится понятно, кого же сатирик называет «сильным и наглым». Корреспондент Михаил Устюгов явно разделял точку зрения своего собеседника, видимо, поэтому и решился на столь эпатажное название.