Использование PR-приёмов в интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена той огромной и значимой ролью, которую средства массовой информации играют в социальных и политических процессах, а также степенью их влияния на общественное мнение. Несмотря на активное развитие и доступность телевидения, радио и Интернета, газеты и журналы по-прежнему являются важным источником информации для населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Имиджевое интервью как PR жанр…………………………………….5
1.1 История развития интервью в рамках пензенской публицистики….5
1.2 Жанровые особенности имиджевого интервью……………………...6
1.3 Виды газетных интервью……………………………………………...7
2. Использование PR-приёмов в интервью……………………………...13
2.1 Подбор вопросов и управление беседой…………………………….13
2.2 Заголовок, подзаголовок и лид………………………………………16
2.3 Поясняющие комплексы и иллюстрации……………………………18
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

пиар ИНТЕРВЬЮ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Содержание

      Введение…………………………………………………………………….3

      1. Имиджевое интервью как PR жанр…………………………………….5

      1.1 История развития интервью в  рамках пензенской публицистики….5

      1.2 Жанровые особенности имиджевого  интервью……………………...6

      1.3 Виды газетных интервью……………………………………………...7

      2. Использование PR-приёмов в интервью……………………………...13

      2.1 Подбор вопросов и управление  беседой…………………………….13

      2.2 Заголовок, подзаголовок и лид………………………………………16

      2.3 Поясняющие комплексы и иллюстрации……………………………18

      Заключение………………………………………………………………..23

      Список  литературы……………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Актуальность  данного исследования обусловлена  той огромной и значимой ролью, которую  средства массовой информации играют в социальных и политических процессах, а также степенью их влияния на общественное мнение. Несмотря на активное развитие и доступность телевидения, радио и Интернета, газеты и журналы по-прежнему являются важным источником информации для населения.

      Интервью, несомненно, является одним из наиболее популярных и распространенных жанров в современной прессе. У читателя создается впечатление живого общения с героем интервью, иллюзия получения неискаженной информации «из первых уст». Отношение автора к герою и теме интервью практически незаметно читателю, однако существует немало приемов и способов, с помощью которых журналист может «запрограммировать» определенное впечатление читателя от интервьюируемого персонажа.

      Цель  данного исследования - изучить имиджевое  интервью как разновидность PR-текста и выявить его жанровые особенности, а также определить возможности влияния на репутацию личности посредством публикуемых интервью.

      Объектом  исследования стали тексты интервью, опубликованные в Пензенской прессе за февраль - март 2009 года.

      Предметом исследования являются разновидности и особенности имиджевого интервью как PR-жанра, а также конкретные способы построения социально-психологического портрета личности.

      Основными задачами данного исследования являются: выявление жанровых особенностей интервью и его место в системе PR-стилей, исследование способов влияния на общественное мнение на примере интервью, опубликованных в пензенских газетах за февраль - март 2009 года. 

      Методы  исследования - изучение опыта пензенских журналистов и анализ способов и  приемов влияния на восприятие текста аудиторией читателей.

      Теоретическим источником исследования послужили  работы современных авторов по журналистике и проблемам печати. Эмпирическим материалом послужили работы пензенских журналистов, опубликованные на страницах  городских и региональных газет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Интервью как публицистический жанр

      1.1 История развития  интервью в рамках  пензенской публицистики

      Несмотря  на то, что Public Relations как профессиональная сфера деятельности появились в  России совсем недавно, политические лидеры и общественные движения продолжали борьбу за влияние на мнение народа и его поддержку на протяжении всей истории.

      В послереволюционный период делами пензенской газеты, жизнью местных журналистов, поддерживая с ними постоянную связь, всегда живо интересовался старейший деятель КПСС, наш земляк, один из крупнейших партийных деятелей, Герой Социалистического Труда Вячеслав Алексеевич Карпинский. По материалам сайта: http://www.penzenskaya-pravda.ru Позже на страницах "Пензенской правды" появлялись интервью с выдающимися личностями. В разные годы в редакции состоялись встречи с писателями Ф. Гладковым, А. Богдановым, И. Эренбургом, Б. Полевым, бывшим председателем Центробалта Н. Измайловым, капитаном ледокола «Георгий Седов» К. Бадигиным, с группой Героев Советского Союза, многими другими знатными людьми.

      В довоенные годы газета вела большую  агитационно-пропагандистскую деятельность с позиций коммунистической партийности, информировала читателей о международной  и внутренней жизни страны, о положении  дел в губернии. В годы войны помимо обычных разделов «Вести с полей», «Вести с производства», становятся постоянными «Вести с фронта», где используются не только материалы ТАСС, но и переписка с воинами-земляками, и интервью с героями и их семьями.

      В послевоенный период чтобы лучше познакомиться с производством, журналисты областной газеты коллективно посещали цехи пензенских предприятий, встречались со специалистами, передовиками. В результате на страницах «Сталинского знамени» появляется «Трибуна новатора», в материалах которой рационализаторы раскрывали «тайны» своей борьбы за высокопроизводительный труд, специалисты рассказывали о проблемах реконструкции, ее эффективности. В постсоветский период тематика пензенских газет сначала более разнообразной. Интервью становится одним из ведущих жанров публицистики. На страницах местных газет появляются многочисленные интервью с представителями правительства, с руководителями фирм и предприятий, с выдающими деятелями культуры, с известными спортсменами и звездами эстрады.

      1.2 Жанровые особенности  имиджевого интервью

      Интервью  является одним из самых распространенных публицистических жанров как в печатных, так и электронных СМИ. «Слово «интервью» произошло от латинского «interview», что значит «беседа». Причем беседа с общественно значимой, интересной или оригинальной личностью. Она должна быть содержательной, целенаправленной, ибо предназначена для опубликования в печати или для передачи по радио, телевидению».

      Схема текста интервью состоит из трех частей: «ввода» в тему или, как его часто называют, «Лида», основной части, состоящей из вопросов журналиста и ответов интервьюируемого, и заключения, логически завершающее беседу журналиста с респондентом.

      Во  введении может быть мотивация общественной значимости проблемы или свидетельство компетентности мнения собеседника, та или иная форма представления героя интервью. Это значит, что задача введений в интервью - установить контакт с читателем, вызвать интерес, подготовить к восприятию диалога между журналистом и респондентом. В журналистской практике используются такие лиды, как лид-определение, лид-место, лид-свойства, лид-историн, лид-вопрос или прямое обращение. Это может быть, наконец, лид-цитата из текста интервью, эмоциональное восклицание, деталь или подробность, воздействующая на читателей своей сенсационностью либо необычностью авторского восприятия. 

      Основную  содержательную часть интервью составляют вопросы журналиста и ответы на них  его собеседника. Умение сформулировать вопрос - важнейшее условие успеха интервью. В связи с этим журналисты заранее готовят вопросы, продумывают их формулировку и последовательность, чтобы получить логичный, обоснованный текст. Важнейшими достоинствами интервью являются оперативность, злободневность, деловитость, общественная значимость.

      1.3 Виды газетных  интервью

      В журналистской практике используются интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка  и интервью-мнение. Весьма популярным в последнее время стало эксклюзивное интервью. Выделяют также коллективное интервью, интервью-анкета и блиц-опрос.

      Интервью-монолог  представляет собой сообщение или  заявление высокого руководителя или  государственного чиновника по запросу, предложенному журналистом, содержание такого интервью передается в виде цельного рассказа, и по своей структуре, форме, характеру приближается к статье или корреспонденции. В этом можно убедиться на примере публикации «Доллар хоронят с момента его появления», опубликованной в номере «Комсомольской правды» от 19-26 февраля 2009 года:

      «Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:

      - Совет для граждан по экономии  во время кризиса очень простой:  покупайте только то, что вам  действительно необходимо. Свои  сбережения лучше всего разделить  на две части: одну перевести  в доллары, другую - в евро. Эти деньги лучше всего положить на банковские валютные депозиты на полгода. Но главное, чтобы сумма каждого вклада не превышала в эквиваленте 700 тысяч рублей - именно столько гарантирует вернуть государство, если с банком что-то случится. Инвестировать в золото я бы не советовал, слишком большие риски. Предположим, вы вкладываетесь на 3 - 5 лет. К этому времени кризис может закончиться, и цены на золото пойдут вниз. Вдобавок при покупке золота в нашей стране вы платите еще и налог на добавленную стоимость, который при продаже вам никто не вернет. И прибыль вы получите, только если золото подорожает более чем на 18%. Что касается девальвации доллара. Американскую валюту хоронят с момента ее появления. Тем не менее, ни одного долларового дефолта не было.»

      Самым распространенным является интервью-диалог. В нем приводится полный текст  беседы журналиста с респондентом. Вопросы журналиста индивидуализированы, конкретны, последовательны, что позволяет  создавать непринужденную обстановку, поддерживать беседу, выяснять главное, направлять беседу в нужное русло, делать, текст интервью стройным, логичным, понятным для читателя. В пример можно привести публикацию Надежды Александровой «Страхование стало ее призванием» в «Комсомольской правде» от 5 марта 2009 года:

      «Директора Пензенского филиала страховой группы «Спасские ворота» Татьяну Даниловну Листопад знают многие жители Пензенской области. Это и неудивительно. Именно Татьяне Даниловне страховая группа обязана созданием сильной, высоко профессиональной команды, которая сегодня успешно работает в нашем регионе. Накануне 8 Марта наш корреспондент встретилась с Татьяной Даниловной Листопад и попросила ответить на ряд вопросов, касающихся не только профессии страховщика, но и личной жизни.

      - Татьяна Даниловна, скажите, пожалуйста, с каким настроением вы встречаете женский праздник?

      - Настроение хорошее. За окном  чувствуется весна. Как любой  женщине, мне приятно получать  поздравления, цветы и подарки.  Я люблю этот праздник.

      - Вас с полным основанием можно  назвать бизнес-леди. Скажите, пожалуйста, какая роль в вашей жизни отводится работе?

      - Я люблю свою работу, люблю  помогать людям в трудную минуту. Благо профессия страховщика  позволяет это делать практически  каждый рабочий день. Но все-таки  для меня, как и для многих других представительниц слабого пола, важнее всего семейные ценности, У меня две дочери, которые получили достойное образование и нашли свое место в жизни. Моя слабость - внуки. Их трое. Старший Матвей радует своими успехами в учебе и спорте. А две его сестрички - близнецы; удивительные создания, им по четыре года. Рядом с ними я отдыхаю душой, обретаю новые силы.

      - Татьяна Даниловна, насчет слабого  пола, зная ваш сильный характер, я не могу с вами согласиться,  уж вас-то никак нельзя отнести  к этой категории людей.

      - Мне думается, что это определение  устарело. Есть немало сильных  женщин политиков, предпринимателей, крупных руководителей. В нашем  филиале в большинстве своем  работают женщины. Могу с полной  ответственностью заявить, что  со своими обязанностями они справляются не хуже, а зачастую даже лучше мужчин.

      - А все-таки иногда вам хочется по быть слабой женщиной?

      - Нет. По натуре я оптимист, поэтому  если сталкиваюсь с проблемой,  то стараюсь ее решить. Пасовать  перед трудностями не в моем характере.»

      Интервью-сообщение  характерно своей информационной направленностью. Оно короткое, содержание излагает только в основных чертах. Другими  словами, ответы собеседника журналист  пересказывает или воспроизводит  в сокращенном виде. Четвертков Именно таким интервью-сообщением является публикация «У всех гипотез есть недостатки» в «Комсомольской правде» от 5 марта 2009 года:

      «Научный куратор экспедиций на Патомский кратер, директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, кандидат физико-математических наук Сергей Язев:

<

Информация о работе Использование PR-приёмов в интервью