Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:29, курсовая работа
Актуальность данного исследования обусловлена той огромной и значимой ролью, которую средства массовой информации играют в социальных и политических процессах, а также степенью их влияния на общественное мнение. Несмотря на активное развитие и доступность телевидения, радио и Интернета, газеты и журналы по-прежнему являются важным источником информации для населения.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Имиджевое интервью как PR жанр…………………………………….5
1.1 История развития интервью в рамках пензенской публицистики….5
1.2 Жанровые особенности имиджевого интервью……………………...6
1.3 Виды газетных интервью……………………………………………...7
2. Использование PR-приёмов в интервью……………………………...13
2.1 Подбор вопросов и управление беседой…………………………….13
2.2 Заголовок, подзаголовок и лид………………………………………16
2.3 Поясняющие комплексы и иллюстрации……………………………18
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………
1. Имиджевое интервью как PR жанр…………………………………….5
1.1
История развития интервью в
рамках пензенской
1.2
Жанровые особенности
1.3
Виды газетных интервью……………………
2. Использование PR-приёмов в интервью……………………………...13
2.1 Подбор вопросов и управление беседой…………………………….13
2.2
Заголовок, подзаголовок и лид…
2.3
Поясняющие комплексы и
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена той огромной и значимой ролью, которую средства массовой информации играют в социальных и политических процессах, а также степенью их влияния на общественное мнение. Несмотря на активное развитие и доступность телевидения, радио и Интернета, газеты и журналы по-прежнему являются важным источником информации для населения.
Интервью, несомненно, является одним из наиболее популярных и распространенных жанров в современной прессе. У читателя создается впечатление живого общения с героем интервью, иллюзия получения неискаженной информации «из первых уст». Отношение автора к герою и теме интервью практически незаметно читателю, однако существует немало приемов и способов, с помощью которых журналист может «запрограммировать» определенное впечатление читателя от интервьюируемого персонажа.
Цель данного исследования - изучить имиджевое интервью как разновидность PR-текста и выявить его жанровые особенности, а также определить возможности влияния на репутацию личности посредством публикуемых интервью.
Объектом исследования стали тексты интервью, опубликованные в Пензенской прессе за февраль - март 2009 года.
Предметом исследования являются разновидности и особенности имиджевого интервью как PR-жанра, а также конкретные способы построения социально-психологического портрета личности.
Основными
задачами данного исследования являются:
выявление жанровых особенностей интервью
и его место в системе PR-стилей,
исследование способов влияния на общественное
мнение на примере интервью, опубликованных
в пензенских газетах за февраль - март
2009 года.
Методы исследования - изучение опыта пензенских журналистов и анализ способов и приемов влияния на восприятие текста аудиторией читателей.
Теоретическим
источником исследования послужили
работы современных авторов по журналистике
и проблемам печати. Эмпирическим
материалом послужили работы пензенских
журналистов, опубликованные на страницах
городских и региональных газет.
1. Интервью как публицистический жанр
1.1 История развития интервью в рамках пензенской публицистики
Несмотря на то, что Public Relations как профессиональная сфера деятельности появились в России совсем недавно, политические лидеры и общественные движения продолжали борьбу за влияние на мнение народа и его поддержку на протяжении всей истории.
В
послереволюционный период делами пензенской
газеты, жизнью местных журналистов,
поддерживая с ними постоянную связь,
всегда живо интересовался старейший
деятель КПСС, наш земляк, один из крупнейших
партийных деятелей, Герой Социалистического
Труда Вячеслав Алексеевич Карпинский.
По материалам сайта: http://www.penzenskaya-pravda.
В
довоенные годы газета вела большую
агитационно-пропагандистскую деятельность
с позиций коммунистической партийности,
информировала читателей о
В послевоенный период чтобы лучше познакомиться с производством, журналисты областной газеты коллективно посещали цехи пензенских предприятий, встречались со специалистами, передовиками. В результате на страницах «Сталинского знамени» появляется «Трибуна новатора», в материалах которой рационализаторы раскрывали «тайны» своей борьбы за высокопроизводительный труд, специалисты рассказывали о проблемах реконструкции, ее эффективности. В постсоветский период тематика пензенских газет сначала более разнообразной. Интервью становится одним из ведущих жанров публицистики. На страницах местных газет появляются многочисленные интервью с представителями правительства, с руководителями фирм и предприятий, с выдающими деятелями культуры, с известными спортсменами и звездами эстрады.
1.2 Жанровые особенности имиджевого интервью
Интервью является одним из самых распространенных публицистических жанров как в печатных, так и электронных СМИ. «Слово «интервью» произошло от латинского «interview», что значит «беседа». Причем беседа с общественно значимой, интересной или оригинальной личностью. Она должна быть содержательной, целенаправленной, ибо предназначена для опубликования в печати или для передачи по радио, телевидению».
Схема текста интервью состоит из трех частей: «ввода» в тему или, как его часто называют, «Лида», основной части, состоящей из вопросов журналиста и ответов интервьюируемого, и заключения, логически завершающее беседу журналиста с респондентом.
Во
введении может быть мотивация общественной
значимости проблемы или свидетельство
компетентности мнения собеседника, та
или иная форма представления героя интервью.
Это значит, что задача введений в интервью
- установить контакт с читателем, вызвать
интерес, подготовить к восприятию диалога
между журналистом и респондентом. В журналистской
практике используются такие лиды, как
лид-определение, лид-место, лид-свойства,
лид-историн, лид-вопрос или прямое обращение.
Это может быть, наконец, лид-цитата из
текста интервью, эмоциональное восклицание,
деталь или подробность, воздействующая
на читателей своей сенсационностью либо
необычностью авторского восприятия.
Основную содержательную часть интервью составляют вопросы журналиста и ответы на них его собеседника. Умение сформулировать вопрос - важнейшее условие успеха интервью. В связи с этим журналисты заранее готовят вопросы, продумывают их формулировку и последовательность, чтобы получить логичный, обоснованный текст. Важнейшими достоинствами интервью являются оперативность, злободневность, деловитость, общественная значимость.
1.3 Виды газетных интервью
В
журналистской практике используются
интервью-монолог, интервью-сообщение,
интервью-диалог, интервью-зарисовка
и интервью-мнение. Весьма популярным
в последнее время стало
Интервью-монолог представляет собой сообщение или заявление высокого руководителя или государственного чиновника по запросу, предложенному журналистом, содержание такого интервью передается в виде цельного рассказа, и по своей структуре, форме, характеру приближается к статье или корреспонденции. В этом можно убедиться на примере публикации «Доллар хоронят с момента его появления», опубликованной в номере «Комсомольской правды» от 19-26 февраля 2009 года:
«Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:
-
Совет для граждан по экономии
во время кризиса очень
Самым распространенным является интервью-диалог. В нем приводится полный текст беседы журналиста с респондентом. Вопросы журналиста индивидуализированы, конкретны, последовательны, что позволяет создавать непринужденную обстановку, поддерживать беседу, выяснять главное, направлять беседу в нужное русло, делать, текст интервью стройным, логичным, понятным для читателя. В пример можно привести публикацию Надежды Александровой «Страхование стало ее призванием» в «Комсомольской правде» от 5 марта 2009 года:
«Директора Пензенского филиала страховой группы «Спасские ворота» Татьяну Даниловну Листопад знают многие жители Пензенской области. Это и неудивительно. Именно Татьяне Даниловне страховая группа обязана созданием сильной, высоко профессиональной команды, которая сегодня успешно работает в нашем регионе. Накануне 8 Марта наш корреспондент встретилась с Татьяной Даниловной Листопад и попросила ответить на ряд вопросов, касающихся не только профессии страховщика, но и личной жизни.
- Татьяна Даниловна, скажите, пожалуйста, с каким настроением вы встречаете женский праздник?
- Настроение хорошее. За окном чувствуется весна. Как любой женщине, мне приятно получать поздравления, цветы и подарки. Я люблю этот праздник.
- Вас с полным основанием можно назвать бизнес-леди. Скажите, пожалуйста, какая роль в вашей жизни отводится работе?
-
Я люблю свою работу, люблю
помогать людям в трудную
-
Татьяна Даниловна, насчет
-
Мне думается, что это определение
устарело. Есть немало сильных
женщин политиков,
- А все-таки иногда вам хочется по быть слабой женщиной?
- Нет. По натуре я оптимист, поэтому если сталкиваюсь с проблемой, то стараюсь ее решить. Пасовать перед трудностями не в моем характере.»
Интервью-сообщение
характерно своей информационной направленностью.
Оно короткое, содержание излагает
только в основных чертах. Другими
словами, ответы собеседника журналист
пересказывает или
«Научный куратор экспедиций на Патомский кратер, директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, кандидат физико-математических наук Сергей Язев:
<