Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 19:08, курсовая работа
Основная цель курсовой работы— рассказать о возможностях и практических приемах мерчандайзинга, а также о широко распространенных иллюзиях и искусственных ограничениях, связанных с этим понятием. Объектом исследования является мерчандайзинг производителя и мерчандайзинг в розничной торговле. Современным менеджерам торговых и производственных фирм приходится принимать непростые решения относительно продвижения товара и представления его в магазине. В условиях сильной конкуренции и постоянных быстрых изменений в рыночной среде принятие этих решений становится делом нелегким, но в то же время захватывающим: ведь в случае успеха доходы могут превысить самые смелые ожидания.
Мерчандайзинг
— это маркетинг в розничной
торговой точке, разработка и реализация
методов и технических решений,
направленных на совершенствование
предложения товаров, в том месте,
куда потребитель традиционно
Лучшее определение мерчандайзинга дает Уильям Уэллс в своей книге «Реклама: принципы и практика»:
Мерчандайзинг — это маркетинг в стенах магазина. Комплекс маркетинга (Marketing mix), известен как 4Р, хотя в своей последней книге «Маркетинг в третьем тысячелетии» Филипп Котлер характеризует комплекс маркетинга как 6Р, подчеркивая важность неличных и неоплачиваемых средств:
Product — продукт
Price — цена
Place — место
Promotion — продвижение |
Public opinion — общественное мнение
Politics — политика
Использование базового понятия «комплекс маркетинга» дает необходимую четкость в определении задач мерчандайзинга:
Принятие решения о торговом ассортименте (адаптация ассортимента к потребностям покупателей), методах представления, размещения и выкладки товаров в торговой точке.
Совершенствование дизайна упаковки товаров для увеличения продаж.
Обеспечение гарантий качества предлагаемых товаров.
Совершенствование ценовой стратегии, осуществление гибкой ценовой политики и условий закупок для магазинов.
Улучшение производителем (поставщиком) логистического сервиса для магазинов.
Создание неповторимой атмосферы магазина, использование комбинации средств архитектуры, дизайна и сенсорной стимуляции. Совершенствование планировки магазина, расположения отделов и различных групп товаров для создания максимальной привлекательности для покупателя. Эффективное использование знаков и указателей.
Совершенствование видов и способов применения рекламы и информации в местах продаж. Подготовка и размещение рекламных материалов, которые содержат информацию о товарах непосредственно в месте, где потребитель осуществляет выбор и предпокупочную оценку вариантов. Консультирование по основным свойствам и преимуществам товаров и специфике обслуживания в торговой точке.
Заверение покупателей в высоком качестве предлагаемых товаров.
Деятельность по популяризации конкретных товаров в магазине и участие розничного торговца в формировании спроса.
Рассмотрим более подробно базовые стратегии продвижения товара и рекламы применительно к розничной торговле.
Стратегия вытягивания (pull strategy) — это деятельность по продвижению, направленная на конечного потребителя, который начинает требовать товар от представителей распределительной системы, вынуждая их обратиться к производителю («Спрашивайте в аптеках вашего города»).
Стратегия выталкивания (push strategy) — деятельность по продвижению, направленная на представителей торговца, для того чтобы они довели продукт до конечного потребителя. Применение этой стратегии проявляется в стремлении заинтересовать розничного торговца, снабдить его информацией об основных преимуществах товаров, насытить магазин рекламой, самостоятельно осуществлять и совершенствовать выкладку. Реклама производителя в данном случае нацелена на представителей каналов распределения и торговых представителей (как своих, так и посредника).
Общие
цели продвижения производителем товаров
для розничных торговцев
• стимулирование торговой поддержки (ценообразование, завоевание и удержание производителем лучших мест в торговом зале);
•
манипулирование уровнем
•
распространение товара в новых
для данного производителя
• достижение высокого уровня привлекательности собственных товаров среди людей, которые осуществляют продажу конечным потребителям.
Цели мерчандайзинга:
• Увеличить объемы продаж.
• Создать конкурентное преимущество магазина и отдельных марок;
• Сформировать приверженность к магазину и отдельным маркам; увеличить число лояльных покупателей и завоевать новых;
• Эффективно представить товары на рынке.
• Привлечь внимание покупателя к товарам, обращать внимание на новые продукты и специальные предложения.
• Закрепить в сознании покупателей отличительные черты марок;
• Обеспечить покупателей необходимой информацией.
• Влиять на поведение потребителей, соблюдая социальную законность и этическую чуткость.
• Повысить уровень принятия решений покупателем непосредственно в магазине, увеличить время пребывания в магазине и число покупок.
Существует разница в целях мерчандайзинга поставщика и магазина. Результат мерчандайзинга поставщика — стимулирование желания потребителей выбрать и купить именно данный товар, конкретные марки. Магазин же заинтересован в увеличении общей прибыли и создании лояльности покупателей, поэтому торговцу важно, чтобы все товары в его магазине смотрелись красиво или, по крайней мере, достойно. Для осуществления продуктивного сотрудничества ему необходимо, чтобы большинство производителей предпринимали усилия к улучшению качества своих товаров, используя «кайзен»-стратегию — технологию постоянных улучшений — или кардинальные изменения. И основной фон товаров должен быть более-менее ровным, чтобы избежать попыток диктата со стороны сильных, хорошо раскрученных марок.
Первая группа правил относится к эффективному запасу продукции.
ПРАВИЛО АССОРТИМЕНТА
Для каждого типа предприятий розничной торговли поставщик определяет показатели по минимальному набору ассортиментных позиций.
Минимальный
набор ассортиментных позиций должен
присутствовать всегда, решение о
расширении ассортимента производится
торговцем и поставщиком
ПРАВИЛО ТОРГОВОГО ЗАПАСА
Заключается в создании уровня запаса, достаточного для непрерывного присутствия ассортимента на торговом предприятии.
Сейчас торговые предприятия стараются сокращать уровень запасов для того, чтобы увеличить торговые площади, соответственно сократив площади складские и подсобные. Отношения площади торгового зала к складским и подсобным в настоящее время стремится к 70-75 процентам. На практике это означает, что предпочтение будет отдаваться поставщикам, обеспечивающим удобную и надежную систему поставок. Магазину невыгодно содержать большие складские площади, а эффективнее получать товар со складов поставщиков, расположенных в районах с гораздо более низкой арендной платой. Исключение составляют магазины-склады.
Правило торгового запаса очень тесно связано с методом закупок, который используется розничным предприятием.
Основных подходов к закупкам:
1.
Система с фиксированным
2.
Система с изменяющимся
3.
Система с фиксированным
4.
Система с изменяющимся
ПРАВИЛА ПРИСУТСТВИЯ
1.
Необходимый ассортимент
2.
Позиции, представленные на
С нарушением этого правила мы часто сталкиваемся в небольших торговых павильонах, с маленькими помещениями для хранения запаса товара и недостатком времени следить за витриной. Конечно, иногда проще и быстрее приклеить скотчем бумажку «Нет» напротив образца товара, чем снимать его и заново компоновать продукцию на полках. Зачем снимать, если завтра подвезут? Опасность в том, что маленькое «нет» незаметно, а большое может оттолкнуть покупателя.
Вторая группа правил связана с эффективным расположением.
Эффективное расположение-это оптимальное размещение товара в торговом пространстве и грамотная выкладка товара.
ПРАВИЛО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Если группа товаров одного производителя занимает высокую долю в общем объеме реализации, и выкладка блоком не противоречит общей концепции представления товара в магазине, продукцию группируют в корпоративный блок в каждой продуктовой группе.
ПРАВИЛО «ЛИЦОМ К ПОКУПАТЕЛЮ»
Товар должен быть расположен фронтально, с учетом угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть легко читаема, не закрываться другими упаковками и ценниками.
ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА НА ПОЛКАХ
При определении места, отводимого под различные виды товаров на полках, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения общей прибыли торговой точки и индивидуальности магазина.
При распределении торговых площадей специалисты начинают с того, что каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Так, если предполагается, что в молочном отделе продажи марки «Белый город» составят около 5%, ей будет выделено около 5% общей площади на торговом оборудовании. Затем первоначальная оценка меняется и уточняется в соответствии со следующими факторами:
1.
Прибыльность различных видов
товаров. В глазах
расширять пространство под какой-либо прибыльный продукт можно только до определенной степени. Магазин может потерять доход, если не будут удовлетворены покупатели, предпочитающие другие, менее прибыльные сорта. Часто у продавцов, плохо представляющих себе процесс в целом, встречается ошибка — больше всего места отводят самому продаваемому товару, а не товару, имеющему большую долю в прибыли магазина.
2.
Размеры упаковок самого
3.
Концепции представления
4.
Необходимые акценты. Известно, что
выделить товар можно с