Автор: s******************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 14:02, реферат
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Классификация информации
Информацию можно разделить на виды по разным критериям:
по истинности
истинная
ложная
Вертикальные
коммуникации. Информация перемещается
внутри организации с уровня на уровень
в рамках вертикальных коммуникаций.
Она может передаваться по нисходящей,
т. е. с высших уровней на низшие.
Таким путем подчиненным
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.
Некоторые из многочисленных
разновидностей обмена информацией
между руководителем и
В дополнение к
обмену информацией между
Горизонтальные
коммуникации-это коммуникации между
различными отделами организации. В
обмене информацией по горизонтали
часто участвуют комитеты или
специальные группы, в которых
формируются равноправные отношения,
являющиеся важной составляющей удовлетворенности
работников организации.
Одна из ключевых
тем моего журнала - коммуникация.
А точнее эффективная коммуникация.
Об этом мы будем говорить достаточно
подробно, рассматривая частные примеры
и бытовые ситуации. Однако начинать
разговор об эффективных коммуникациях
целесообразно с общего базиса, своеобразного
фундамента - со структуры коммуникации.
Коммуникация -
явление сложное, многогранное и
многоэлементное. Именно структура
помогает понять простой механизм коммуникации,
разложить все знания по полочкам в области
общения и переносить их на любых личностные
и деловые коммуникационные ситуации.
Структуру любого общения, будь то дружеская
беседа, деловые переговоры, спор или диалог,
схематично можно представить следующим
образом:
В любой коммуникационной
ситуации всегда есть как минимум
два субъекта - отправитель и получатель.
Первый отправляет некое сообщение,
второй, соответственно, его получает
(адресатов может быть несколько,
если взять в качестве примера презентацию,
когда один оратор обращается к целой
аудитории). Под сообщением понимается
вся совокупность информации, которая
передается от отправителя к получателю.
Это не только слова или звуки, но и визуальный
ряд, эмоциональный фон, интонации, жестикуляция,
пантомимика и т.д. Любое сообщение передается
с помощью того или иного канала коммуникации.
Канал коммуникации - это своеобразное
средство передачи информации. Слова (а
если быть совсем точным, то смысл слов
и предложений) передаются с помощью вербального
канала; звуки, интонация, тон и тембр -
с помощью вокального; внешний вид, жестикуляция,
пантомимика и микромимика - с помощью
невербального и т.д. Таким образом, с помощью
каналов коммуникации отправитель передает
сообщение получателю.
В результате на
получателя оказывается некое воздействие
- эффект. Это может быть обдумывание информации,
согласие, несогласие, агрессия, непонимание.
Так или иначе, все это выражается в обратной
связи - в ответной реакции или сообщении.
При этом роли у субъектов меняются. Получатель,
давая обратную связь, становится отправителем,
а отправитель - получателем. Вообще разделение
на отправителя и получателя является
достаточно условным, так как любая из
сторон попеременно является и тем и другим.
Ключевым элементом
структуры коммуникации являются барьеры
коммуникации, о которых я подробно расскажу
в следующих постах. Под барьерами коммуникации
понимаются помехи, которые искажают смысл
сообщения, препятствуют эффективному
общению. Это могут быть объективные барьеры,
например, шум ремонтных работ, мешающий
спокойному и конструктивному обсуждению
вопросов. Или субъективные барьеры, например,
незнание собеседником терминологии,
которую вы используете в беседе.
В структуре
коммуникации большое значение имеет
контекст. Это обстановка, условия, внешняя
среда, конкретная ситуация, в рамках которой
происходит коммуникация между субъектами.
Например, поговорить с начальником о
повышении своей заработной платы можно
во время суетливого собрания отдела или
корпоративного мероприятия в спокойной
обстановке. Результат в той или иной ситуации,
как вы понимание, может быть разный.
Таким образом,
мы выделили основные элементы в структуре
коммуникации. Это:
Отправитель
Получатель
Сообщение
Канал коммуникации
Эффект
Обратная связь
Барьеры коммуникации
Контекст
3. Массовые коммуникации-приближённое
описание процесса коммуникации, учитывающее
наиболее важные и принципиальные моменты
процесса коммуникации, позволяющие анализировать
его.
Модель позволяет смоделировать структуру коммуникации. в зависимости от взглядов автора (авторов) модели, каждая из них имеет свои элементы и связи между ними. Самая элементарная и примитивная модель (см. рис. «Простейшая модель коммуникации»), с которой, пожалуй, согласятся все, включает в себя источник, адресат, канал коммуникации и сообщение.
Рисунок
«Простейшая
модель
коммуникации»
Все более сложные и, соответственно, более точные модели базируются на данной, выделяя и выявляя наиболее важные, с точки зрения их автора, моменты коммуникации. к рассмотрению мы предлагаем следующие модели (см. соответствующие статьи):
Семиотическая Модель коммуникации, разработанная представителями структуралистской школы еще в первой половине прошлого века, включающая в себя следующие элементы:
Каждый элемент
выполняет свою функцию в процессе
коммуникации. Схематично модель изображена
на рис. «Семиотическая модель коммуникации».
Семиотическая
модель коммуникации иллюстрирует путь
доставки сообщения от адресата к источнику
Набор черных значков
на бумаге или акустических колебаний
— это еще не сообщение. У любого
человека есть набор правил (код), который
ставит в соответствие комбинации знаков
(информации) некоторые смыслы. А сами
знаки передаются от человека человеку
(от источника к получателю) с помощью
определенных каналов (коммуникационные
каналы или каналы коммуникации), будь
то листовка, эфир телевизионного ролика
или личная встреча кандидата с избирателями.
В общем случае,
листовка, лежащая в ящике за пару недель
до выборов, уже воспринимается как агитация
за кандидата, и потому текст этой листовки
воспринимается («расшифровывается» получателем)
как агитационный. Это одна из причин того,
что уровень доверия к листовке ниже, чем
уровень доверия к газете. Даже бесплатная
газета не воспринимается однозначно
как агитационный материал. При этом, конечно,
уровень доверия к материалам, опубликованным
в газете, повышается, но нет никаких оснований
полагать, будто материалы будут расшифровываться
избирателем как агитация за кандидата
(пусть и непрямая) и хоть как-то скажутся
на росте его рейтинга.
Несовпадение
кодов мешает правильному пониманию
смысла сообщения. К примеру, если листовку,
обращенную к пенсионерам, оформить
в продвинутом молодежном стиле, с рваными
шрифтами, с агрессивными картинками а-ля
Квейк, с версткой в компьютерном стиле
и т. п., то ее содержание может и не дойти
до получателя-пенсионера. Налицо несовпадение
кодов. Пенсионер примет такую листовку
за флайер, рекламирующий какой-нибудь
компьютерный клуб. Поэтому всегда необходимо
говорить на языке своего избирателя.
Существуют различные
виды коммуникационного шума. Первый
из них — информационная избыточность
канала. Простой пример. В среднем
человек смотрит телевизор где-то от
двух до четырех часов в день. И среди всей
телеинформации ему попался тридцатисекундный
ролик кандидата. Даже количественно (сто
восемьдесят минут эфира против полминуты
агитации) слишком мала вероятность того,
что он заметит этот ролик. Поэтому необходима
тотальная скупка времени на всех каналах,
чтобы ролик хоть как-то остался в памяти
избирателя. Другой вариант — более яркое
и привлекающее событие, чем выборы депутатов
городской Думы. К примеру, вы проводите
встречу с избирателями, а в этот день
в город приехал Президент Путин. Кто придет
на вашу встречу?
Третий важный
момент — сам коммуникационный канал.
Сообщение не дойдет, если канал
заблокирован, в том числе и
штабом соперника. Вариантов множество
— административный запрет на эфиры
с неугодным кандидатом, цензура в СМИ,
«зачистки» округа, труднодоступность
территории округа, отсутствие на территории
радио- и телесигнала и т. п.
Пропагандистская
Модель коммуникации, в которой автор
сообщения и его источник разделены. При
этом автор использует свойства источника
(его авторитет, к примеру) в своих целях
Пропагандистская
модель коммуникации иллюстрирует способ
скрыть автора сообщения
Это означает, что
автор агитационного сообщения
не всегда то же лицо, что называет себя
автором, а, по сути, является лишь ретранслятором
сообщения (тем, кто его «озвучивает»).
Этот прием применяется как в «белой»
агитации, так и в контр-технологиях.
Простой пример.
Штаб поддержки кандидата выпускает
листовку от имени какой-нибудь общественной
организации (союза ветеранов или союза
солдатских матерей, к примеру), в поддержку
кандидата. Очевидно, что автором является
штаб, эта листовка нужна штабу, но заявленное
авторство принадлежит общественной организации
(она является источником), поскольку агитация
за кандидата ведется от ее имени. А для
распространения сообщения используется
информационный канал, созданный штабом.
В контр-технологиях
(«грязный PR»), сообщения, распространяемые
от имени другого (который может
и не знать об этом сообщении, а
может вообще не существовать), называются
«черными». К примеру, «черная» листовка
— это листовка втихушку выпущенная штабом
одного кандидата против другого (где
он может обвиняться во всех смертных
грехах) и подписанная третьим. Очевидно,
что штаб, выпустивший эту «черную» листовку
использует для ее распространения не
свои коммуникационные каналы, а создает
специальный канал коммуникации.
Другой вариант
пропагандистской модели называется легитимным
вариантом (см. рис. «Легитимный вариант
пропагандистской модели коммуникации»).
Суть его в том, что автор сообщения размещает
его в легальном, независимом источнике,
а после этого вроде бы как только «цитирует»
тот источник. Схематично это изображено
ниже:
Легитимный вариант
пропагандистской модели коммуникации
показывает, как можно приписать
авторство третьей стороне
При этом решается
несколько задач. Во-первых, ответственность
за содержание сообщения переносится
на легитимный источник сообщения.
Во-вторых, меняется
окказиональность сообщения. Если материал
напечатан в каком-либо агитационно-печатном
издание, то это — агитация, а если в независимом
издание — то это может быть независимое
расследование, объективный взгляд и т.
п. То есть отношение к содержанию совершенно
другое.