Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 22:58, курсовая работа
Курсовая работа посвящена корреляции понятий "имидж" и "массовая культура". Проведено изучение массовой культуры и выявление факторов, влияющих на формирование имиджа в ее контексте.
Введение……………………………………………………………...…3 стр.
Глава I Общая характеристика понятий «имидж» и «массовая культура»
1.1Понятие имиджа, его функции,типология, место в современном обществ..……………………………………………………………….5 стр.
1.2 Понятие массовой культуры, ее социальные функции, типология……………………………………………………………..12 стр
Глава II Взаимосвязь имиджа и массовой культуры, основные факторы воздействия на массы.
2.1 Маркетизация массовой культуры……………………………….19 стр
2.2 Основания для формирования имиджа в контексте массовой культуры………………………………………………………………..20 стр
2.3 Мифологизация имиджа…………………………………………...22 стр
2.4 Бренд как социальный миф………………………………………..25 стр
Заключение…………………………………………………………….29 стр
Список литературы…………………………………………………..30 стр
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I Общая характеристика понятий «имидж» и «массовая культура»
1.1Понятие имиджа, его функции,типология, место в современном обществ..………………………………………………………
……….5 стр.
1.2 Понятие массовой культуры, ее социальные функции, типология………………………………………………………
……..12 стр
Глава II Взаимосвязь имиджа и массовой культуры, основные факторы воздействия на массы.
2.1 Маркетизация массовой культуры……………………………….19 стр
2.2 Основания для формирования имиджа в контексте массовой культуры…………………………………………………………
……..20 стр
2.3 Мифологизация имиджа…………………………………………...22 стр
2.4 Бренд как социальный миф………………………………………..25 стр
Заключение……………………………………………………
……….29 стр
Список литературы………………………………………………….
.30 стр
Введение.
В быстроразвивающемся
современном обществе, значимым фактором является наличие ориентира,образца поведения. В качестве него может выступать кто-то из членов семьи, друзей, окружения. Но чаще, за образец мы принимаем референтную личность, часто не задумываясь о том, что это всего лишь набор тщательно подобранных мелочей, выстраивающих тот или иной имидж. И если он нам нравится, подсознательно мы будем ему следовать. За подражанием личности следует атрибутивный аспект. Задача имиджмейкеров сделать так, чтобы пипл не просто хавал, а «хавал» именно предлагаемый продукт и следовал заданному стилю жизни. В контексте массовой культуры этому придается смысл комплексных ценностей: чтобы соответствовать «добровольно выбранному» имиджу, нужно подбирать определенные товары, музыку, референтных личностей.
Сейчас уже мы не сможем развести понятия имидж и массовая культура. Они изначально были тесно связаны.
Целью моей курсовой работы стало изучение массовой культуры и выявление факторов, влияющих на формирование имиджа в ее контексте.
Для выполнения данной цели был поставлен ряд задач:
- Изучить функции и типологию имиджей
- Определить понятие массовой культуры
- Изучить основные особенности массовой культуры
- Определить факторы формирования имиджа в контексте массовой культуры
- Охарактеризовать взаимное влияние понятий «имидж», «бренд», «массовая культура».
Тема данной работы крайне актуальна в современном обществе, так как имидж в наше время играет огромную роль в формировании сознания потребителя. Но нет серьезных работ, изучающих именно предпосылки формирования имиджа в условиях массовой культуры.
Объект исследования: формирование имиджа в контексте массовой культуры
Предмет исследования: факторы, влияющие на формирование имиджа в контексте массовой культуры.
В ходе работы мной был проанализирован ряд источников, в том числе книга Шепеля « Введение в имиджелогию: как нравиться людям» и ряд статей Быстровой Т.Ю. под общей темой «Аналитика и феноменология имиджа».
Глава I Общая характеристика понятий
«имидж» и «массовая культура»
1.1 Понятие имиджа, его функции,типология, место в современном обществе.
Понятие «имидж» имеет много различных определений. Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»
В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.
Не будет серьёзной погрешностью утверждать, что не всегда толкование семантики какого-то переводного с иностранного языка понятия однозначно приемлемо для россиян. Если обратиться к «Толковому словарю» Владимира Даля, то в нём наряду с понятием образ даётся и понятие облик: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». Таким образом, в русском толковании понятие образа как облика более содержательно, чем его зарубежная интерпретация.
В облике личности первенствующее значение имеют не визуально фиксируемые характеристики, а душевная красота. «Вот почему имидж – это не психологическое средство для достижения каких-то прагматических задач, а этическая содержательность личности, которая внешне представлена соответствующими средствами».
При конструировании определения понятия «имидж», в частности имидж организации С.К. Сергиенко предлагает учитывать следующие взаимно противоположные категории:
«1. Объективное –
субъективное. Имидж может пониматься не только как определённое содержание массового или индивидуального сознания, но и как набор атрибутов предприятия, его товаров и услуг, его рекламной продукции и т.п. (например, логотип, слоган, отличительные особенности деловой этики). При разработке понятия имиджа организации должен быть решён вопрос о различении этих двух значений и в терминологическом плане.
2. Естественное –
искусственное. Есть два полярных представления о том, как создаётся имидж организации. Первое. Имидж складывается в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат деятельности организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Второе. Организация целенаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социо- и психотехнические средства. Такой имидж может иметь мало общего с реальным положением дел в организации (самый яркий пример здесь – деятельность пресловутой «МММ»).
3. Когнитивное –
эмоциональное. В имидже могут выделяться когнитивные элементы – вербальные понятия, слуховые, зрительные и др. образы; и эмоциональные элементы – чувства, переживания, аффекты и т.п. Из этой методологической посылки следует, что имидж есть не только субъективное, зависящее исключительно от индивидуального или группового сознания, не только искусственно созданное, не только эмоциональное, чувственное. Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятельности организации или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение»1.
В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, наделённый характеристиками, которые лежат за пределами душевной сущности личности. Не случайно имидж понимают как «легенду» или как идол времени. В шоу-бизнесе известны такие понятия, как плейбой, супермен, звезда. Всё это, однако, неприемлемо для управленческой деятельности, ибо этот вид деятельности – не театральные подмостки и не политическая арена. В ней другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия. Между тем это не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.
С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества повышаются требования к формированию имиджа. «Он становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним будет опираться на объективные закономерности и процессы, тем самым всё больше приближаясь к науке и удаляясь от искусства. Поэтому, вероятно, не следует трактовать имидж как исключительно иррациональное средство воздействия»2.
Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми, и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика
«Для социологии, и прежде всего социологии управления важно, как имидж организации, социальной или профессиональной группы, а также имидж их программ, целей, планов, намерений влияет на качество выполнения организациями, коллективами, целевыми группами своих функций, насколько имидж воздействует на статус того или иного социального объекта, каковы социальные механизмы, которые можно задействовать, чтобы создать адекватный имидж»3.
В наше время крайне сложно оказывать личное воздействие на людей и особенно на молодёжь. Тому немало причин, но одна из главных в том, что в век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных клише, размытых духовных ценностей, скепсиса к нравственным авторитетам. Б. Паскаль прав, когда привлекает внимание к логической последовательности употребления методов воздействия на людей: сначала надо суметь им понравиться, а затем пытаться их в чём-то убеждать. Без привлекательного имиджа, т.е. умения душевно расположить к себе человека, этой проблемы не решить. В этом заключается прагматическое назначение имиджелогии.
Важный раздел имиджелогии посвящён функциям имиджа. Функции –это активные формы проявления сущности и содержания конкретного феномена
Можно обозначить две группы функций имиджа.
«Ценностные функции имиджа:
Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.
Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.
Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.
Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его
бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности.
Технологические функции имиджа:
Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.
Высвечивания лучших личностно-деловых качеств.
Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.
Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.
Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.
Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста»4.