Характеристика конкуренции на промышленных рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
2. Определение конкуренции как экономического явления …………………………………………………………….3
3. Функции конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………….6
4. Виды конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………………..7
5. Совершенная конкуренция …………………………………………………………………………………………………………..12
6. Несовершенная конкуренция ………………………………………………………………………………………………………..15
8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………………24
9. Литература, использованная при написании работы …………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Теги названий.docx

— 55.01 Кб (Скачать)

И все же патенты только частично вознаграждают изобретателя за его труды, поскольку плодами  его усилий могут воспользоваться  и другие. Невозможность для фирм получать полное вознаграждение за свои изобретения называется неприсваиваемостью.   Исследования, проведенные Эдвином  Мэнсфилдом и другими, показали, что  социальный эффект от изобретения(т.е. то, что получает общество в денежной форме вследствие появления нового продукта или технологии), примерно, в три раза больше соответствующего вознаграждения изобретателя.  Неприсваиваемость  и большой социальный эффект, приносимый исследованиями, являются причинами  того, что большинство государств субсидирует изыскания в области  науки и медицины.

Неприсваиваемость изобретений  также объясняет, почему крупные  фирмы более склонны к НИОКР, чем мелкие. Если  AT&T продает 95% всех телефонных реле в стране, то основная выгода от любых изобретений в  этой области придется на эту фирму, поэтому она имеет веские причины  проводить интенсивные исследования и разработки в этой области.

 Вместе с тем, не  следует преувеличивать роль  монополий в обеспечении НИОКР.  Скептики отмечают, что многие  фирмы, обладающие небольшой долей  рынка, имеют значительные и  плодотворные программы в области  НИОКР. Более того, когда Джон  Джукс и его коллеги  подробно  изучили историю наиболее важных  изобретений столетия, они обнаружили, что меньше половины из них  - родом из лабораторий крупных  корпораций. Практика свидетельствует,  что многие крупные открытия  в технике осуществляются сравнительно  небольшими, так называемыми венчурными  компаниями. Эти компании обладают  высокой степенью риска, т.к.  существует большая опасность  разорения из-за “провала” научного  эксперимента. Большое значение  мелких фирм в области изобретательства  было подтверждено в последние  годы, когда, казалось, из ничего  возникали новые продукты, имеющие  большое значение. Примером этому  явились компьютеры "Эппл", произведшие  в начале 1980-х годов революцию  в области персональных компьютеров.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические  объединения играют роль своеобразного  “буфера”, сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Также крупные фирмы часто "делятся" частью (хотя и ничтожной) своих сверхприбылей, выступая в роли спонсоров различных социальных программ

Теперь проанализируем экономические  издержки несовершенной конкуренции.  Это ущерб от раздутых  цен  и сниженных объемов производства.

Если бы отрасль была конкурентной, цена установилась бы на уровне предельных издержек (Р=МС), в точке Е, в которой  общественные предельные издержки (МС) равны общественной предельной полезности (MU) и благосостояние - максимально. В данном случае эта цена равнялась  бы 100 долларам при объеме производства в 6 единиц.

Теперь введем в дело монополию. Монополист урезает объем производства и тем самым получает возможность  увеличить прибыль, повысив цены. Монополист имеет возможность добиться  равновесия при цене Р=150 и объеме Q=3, сохраняя равенство МС=МR. Просуммировав  все потери излишка потребителя, мы получим экономический ущерб  от деятельности монополии, равный площади  треугольника АВЕ. Монополист же получит  монопольную прибыль, представленную прямоугольником GBAF.

Однако практика показывает, что реальный ущерб от монополий  ничтожен (0,5-2%от ВНП). Один экономист  саркастически заметил,  что можно  было бы добиться большего социального  эффекта, борясь с пожарами или истребляя  термитов, чем пытаясь обуздать монополии.

e)   Способы воздействия  на несовершенную конкуренцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это  сложное многогранное явление.  Существует  множество  её видов и методов. Этот элемент экономики следует  оценивать как жизненно важную и  наиболее мощную силу развития экономики.

Проблема конкуренции  изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей  стране. Но лишь изучить это явление  недостаточно.  Важно еще и  правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму  конкуренции для своего государства. Регулировать экономику или нет, какую форму конкуренции поощрять и т.д. Россия никак не может выйти  из переходного периода, когда конкуренции  фактически не существовало (хотя  она  все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях") и прийти к  рыночной. На мой взгляд, в России сейчас воцарился хаос.  Наш переход  от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно,  скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть  своих монополий  в частные  руки, и получилось ещё хуже, чем  было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство  пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается  действенно.  Напротив,  государство  защищает свои товары, в том числе  производимые и монополиями или  олигополиями. Например, повышение  пошлин на подержанные автомобили ограждает  отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С  одной стороны, государство заботится  о своем производителе, но оно  совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской  политики.  Наши автомобили будут  пользоваться большим спросом, но степень  удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины худшего  качества по сравнению с импортными. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как  продукция и так пользуется спросом.

Итак, конкуренция может  рассматриваться как одно из важнейших  понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к  плачевным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Список литературы 

 

1)    Курс экономической  теории. Под ред. проф. Чепурина  М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров., 2011.

2)    Макконнелл. К., Брю.  С . Экономикс : принципы, проблемы  и политика.

М.: Республика. 2010. Т. 1

3)    Портер. М Международная конкуренция. М.:2011

4)    П.Самуэльсон, В.Нордхаус "Экономика: учебное пособие  для вузов по экономическим  направлениям и специальностям": Пер. с англ. - М: изд-во "БИНОМ", 2011.

5)    Журавлева Г.П. "Экономика: учебник". - М.: Юристъ, 2011.

6)    Л. Завьянов, Д.  Демидов «Формула успеха. Маркетинг:  сто вопросов – сто ответов,  как действовать на внешнем рынке», Москва, 2010 , стр. 61.

7)    Робинсон. Дж. Экономическая  теория несовершенной конкуренции. М. 2010

8)    Социально-экономические  проблемы России. Справочник. / под  редакцией Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 2011.

9)    Монополизм и  конкуренция в России. Балайдина  В. С. Михайленко А. М. Аудиториум. М., 2011.

10)  Маркетинг, №5(60), 2011г.

11)  Финансы и кредит, №3(75), 2010г.

 


Информация о работе Характеристика конкуренции на промышленных рынках