Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
1. Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
2. Определение конкуренции как экономического явления …………………………………………………………….3
3. Функции конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………….6
4. Виды конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………………..7
5. Совершенная конкуренция …………………………………………………………………………………………………………..12
6. Несовершенная конкуренция ………………………………………………………………………………………………………..15
8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………………24
9. Литература, использованная при написании работы …………………………………………………………………25
q состязание экономических
субъектов на товарном рынке,
при котором ни один из них
не в состоянии оказать
q вид отраслевого рынка,
на котором много фирм продает
стандартный товар и ни одна
из фирм не имеет достаточно
большой доли рынка, чтобы
q состязательность большого
числа мелких покупателей и
продавцов, каждый из которых
обладает достаточно полной
q характеристика рынка,
где много фирм продают
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
Джоан Вайолет Робинсон в
своей работе «Экономическая теория
несовершенной конкуренции» дает следующую
характеристику совершенной конкуренции:
«Совершенная конкуренция преобладает
тогда, когда спрос на продукцию
каждого производителя
В целом, как следует из
определений, модель совершенной конкуренции
характеризуется пятью
1) Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
2) Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
3) Ни один из
продавцов или покупателей не
в состоянии повлиять на
4) Однородность продаваемой продукции;
5) Свободный вход на рынок и выход с него;
Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:
¨ Крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;
¨ Высокая степень мобильности ресурсов между рынками;
¨ Отсутствие или незначительная величина необратимых издержек (постоянных издержек организации производства);
¨ Наличие потенциальных конкурентов.
Условие того, что доступ
на рынок никем и ничем не ограничен
предполагает возможность каждому
гражданину стать свободным
6. Несовершенная конкуренция
a) Определение
Несовершенная конкуренция
определяется следующим
· рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
· характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
· рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
b) Причины и история возникновения
Несовершенная конкуренция
существовала всегда, но особенно обострилась
в конце XIX – начале XX в. в связи
с образованием монополий. В этот
период происходит концентрация капитала,
возникают акционерные
Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкмие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют
тенденцию к несовершенной
c) Виды несовершенной конкуренции
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Рынок монополистической
конкуренции состоит из
Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.
Э. Х. Чемберлин в работе
«Теория монополистической
Он обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция - конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».
Рынок олигополии (олигополистическая
конкуренция) - тип отраслевого рынка,
который характеризуется
Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:
- Наличие доминирующей
фирмы - агента, который продает
или покупает значительную
- Наличие большого
числа фирм-аутсайдеров,
- Рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком;
- Наличие барьеров входа и выхода.
Элвин Дж. Долан и Дэйвид
Е. Линдсей в работе «Рынок: микроэкономическая
модель» об олигополии и олигополической
взаимосвязи: «Главная трудность в
анализе олигополии состоит в
определении того, с какими ограничениями
сталкиваются фирмы на рынке, где
существуют несколько конкурирующих
компаний. Фирмы при олигополии,
так же как и при совершенной
конкуренции и на монополизированных
рынках, сталкиваются с ограничениями
затратной кривой и условий спроса.
Но, кроме того, они сталкиваются
еще с одним ограничением: действиями
конкурирующих фирм. Изменение прибыли,
которое фирма может получить
за счет изменения цен, объемов выпуска
или качественных характеристик
продукта, зависит не только от реакции
потребителей (как при других рыночных
структурах), но также от того, как
на это отреагируют другие фирмы
– участницы данного рынка. Зависимость
поведения каждой фирмы от реакции
конкурентов называется олигополистической
взаимосвязью. … Но олигополистическая
взаимосвязь может привести не только
к ожесточенному
Существуют следующие определения монополии:
· тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции;
Информация о работе Характеристика конкуренции на промышленных рынках