Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
1. Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
2. Определение конкуренции как экономического явления …………………………………………………………….3
3. Функции конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………….6
4. Виды конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………………..7
5. Совершенная конкуренция …………………………………………………………………………………………………………..12
6. Несовершенная конкуренция ………………………………………………………………………………………………………..15
8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………………24
9. Литература, использованная при написании работы …………………………………………………………………25
4. Равным доступом ко всем видам информации.
5. Отсутствует,
действуют цены спроса и
6. Отсутствует
7. Финансовые рынки
и рынки некоторых
Монополистическая конкуренция
Характеризуется:
1. Множеством мелких фирм.
2. Неоднородностью продукции.
3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
4. Несколько ограниченным доступом к информации.
5. Некоторый, в довольно узких рамках.
6. Значительный
упор на рекламу, торговые
7. Розничная торговля (бензин, персональные компьютеры и т.д.)
Олигополия (Дуополия)
Характеризуется:
1. Небольшим числом крупных фирм.
2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
4. Несколько ограниченным доступом к информации.
5. Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном сговоре.
6. Очень типична, особенно при дифференциации продукта
7. Сталелитейная, химическая, авиационная, автомобильная промышленность
Монополия
Характеризуется:
1. Одной фирмой.
2. Уникальностью продукции.
3. Практически не
преодолимыми барьерами на
4. Несколько ограниченным доступом к информации.
5. Значительный
6. В основном
реклама, связи фирмы с
7. Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение
В экономике принято
разделять конкуренцию по ее
методам на ценовую и
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы,
разделены между собой
Когда же установилось равновесие,
новая попытка снизить цену приводит
к тому, что конкуренты реагируют
точно также: позиции фирм на рынке
не претерпевают изменений, однако норма
прибыли падает, финансовое состояние
фирм в большинстве случаев
Вот почему в наши дни нередко
наблюдается не снижение цен по мере
развития НТП, а их повышение: прирост
цен зачастую не адекватен улучшению
потребительских свойств
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
При скрытой ценовой конкуренции
фирмы вводят новый товар с
существенно улучшенными
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства». Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.
К числу неценовых методов
относят также предоставление большого
комплекса услуг (в том числе
обучение персонала), бесплатное сервисное
обслуживание, зачет старого сданного
товара в качестве первого взноса
за новый, поставку оборудования на
условиях «готовая продукция в руки».
Меньшее энергопотребление, сниженная
металлоемкость, предотвращение загрязнения
природы и другие аналогичные
улучшенные потребительские свойства
выдвинулись в последнее
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
В связи с большим влиянием
на общественность средств массовой
информации, прессы реклама является
важнейшим методом ведения
Во времена существования
ФРГ у западногерманских
потребителей большим спросом
пользуется французское пиво. Западногерманские
производители делали все,
Исходя из степени
дифференциации товара
Конкуренция подразделяется
на открытую и закрытую и
полузакрытую, если учитывать степень
свободного проникновения в
Поскольку конкуренты
способны очень сильно влиять
на выбор фирмой того или
иного рынка, на котором она
будет пытаться работать, можно
выделить конкуренцию трех
Функциональная конкуренция
Видовая конкуренция –
Предметная конкуренция –
Эффективная конкуренция.
По поводу понятия эффективной
конкуренции существуют различные
мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная
конкуренция возможна лишь в условиях
динамичной экономики, где непрерывный
поток нововведений трансформирует
статическую ситуацию. Динамическую
конкуренцию, стимулируемую стремлением
к получению сверхприбылей за
счет преимущества в издержках и
качестве самого продукта, Шумпетер и
называл эффективной
В зависимости от
степени антагонизма выделяют
конкуренцию без крайностей и
с нарушением норм
Разновидности конкуренции
в зависимости от степени
Недобросовестная конкуренция определяется следующим образом:
действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Они включают в себя:
· распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
· введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;
· незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки;
· реклама товара,
не отвечающего требованиям
· искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;
· некорректное сравнение товаров и т.д.
К незаконным методам неценовой конкуренции также относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.
Э. Чемберлин предложил
использовать для
Первый критерий может
быть представлен коэффициентом
ценовой перекрестной эластичности
спроса на товары, предлагаемые предприятиями.
Второй - коэффициентом объемной или
количественной перекрестной эластичности.
Первый характеризует влияние
Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара PL его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Pc:
Е = ( PL - Pc)\ Pc.
Чем выше Е, тем
привлекательнее рынок, тем
5. Совершенная конкуренция
Существует множество определений термина "совершенная конкуренция":
q жесткая конфликтная
состязательность
Информация о работе Характеристика конкуренции на промышленных рынках