Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация), новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
1. Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
2. Определение конкуренции как экономического явления …………………………………………………………….3
3. Функции конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………….6
4. Виды конкуренции …………………………………………………………………………………………………………………………..7
5. Совершенная конкуренция …………………………………………………………………………………………………………..12
6. Несовершенная конкуренция ………………………………………………………………………………………………………..15
8. Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………………24
9. Литература, использованная при написании работы …………………………………………………………………25
· исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;
· капиталистическое
объединение, захватившее практически
исключительное право на производство
и реализацию определенной категории
товаров. Цель объединения - извлечение
монопольно высоких прибылей. Преимущество
монополий перед мелкими
В зависимости от масштабов
охвата рынка существует чистая и
абсолютная монополии. Чистая монополия
действует в масштабе одной отрасли
рыночной деятельности, абсолютная монополия
захватывает всю сферу
При чистой монополии на рынке
всего один продавец. Это может
быть государственная организация
(например, почтовое ведомство), частная
регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон»
в США), или частная нерегулируемая
монополия (например, «Дюпон» в период
выхода на рынок с нейлоном). В
каждом отдельном случае ценообразование
складывается по-разному. Государственная
монополия может с помощью
политики цен преследовать достижение
самых различных целей. Она может
установить цену ниже себестоимости, если
этот товар имеет важное значение
для покупателей, которые не в
состоянии приобретать его за
полную стоимость. Цена может быть назначена
с расчетом на покрытие издержек или
получение хороших доходов. А
может быть и так, что цена назначается
очень высокой для всемерного
сокращения потребления. В случае регулируемой
монополии государство
Возьмем лаконичное, но емкое определение чистой монополии из работы Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е. Линдсея «Рынок: микроэкономическая модель»: «Монополия – ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги».
По характеру и причинам
возникновения монополии
Естественная монополия
- ею обладают собственники и
организации, владеющие
Легальные монополии,
образующиеся на законном
Искусственные монополии.
Естественные монополии охватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, “конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование”. Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
Для естественной монополии характерны:
· положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;
· наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
· возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
· нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;
· убыточное предельное ценообразование.
Легальные монополии
регулируются
Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
a) Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
b) Ограничивают аутсайдерам
(предприятиям, которые не вошли
в монополистическое
c) Создают очень
высокий (по сравнению с
d) Применяют более крупный капитал;
e) «Забивают» новые
фирмы хорошо поставленной
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн, т.д.
Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлении цен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. ХIX века, прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя на долю рынка другого участника.
Консорциум основан на
временных соглашениях между
промышленными компаниями с целью
разработки и реализации совместных
крупных проектов. Участники консорциума
практически полностью
Картель- объединение производителей
одной отрасли, которые имеют
производственную и сбытовую самостоятельность.
Картельные соглашения включают в себя
единые, монопольно высокие цены, предусматривают
разделение рынков сбыта. Иногда участники
картеля имеют ограничения в
размере производства товаров (квоты),
чтобы иметь возможность
Синдикат- это объединение
ряда предприятий одной отрасли
с ликвидацией их торговой самостоятельности
с целью организации
Трест представляет собой
объединение собственности и
управления ряда предприятий одной
или нескольких отраслей с полной
ликвидацией их самостоятельности.
Трест не только реализует продукцию,
но и полностью распоряжается
предприятиями, вошедшими в его
состав. Первым трестом считается
созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером
“Стандарт ойл компани”. Название
трест произошло от английского
слова trust- доверять. Тресты первоначально
возникали в одной отрасли, но
постепенно стали выходить за её рамки
( комбинированный трест). Это происходило
либо путём горизонтального
Концерн- это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.
По характеру ценовой
политики можно выделить
Иногда, в целях получения
дополнительного дохода, монополия,
используя своё рыночное положение,
продаёт один и тот же товар
по разным ценам на различных рынках.
Это ни в коей мере не связано
с дифференциацией цен в
a) личная. Она связана
с тем, что люди имеют
b) материальная. Она
основывается на использовании
продаваемых товаров и услуг.
Это может быть различный
c) дискриминация
по единицам продаваемой
d) географическая. Цена
на предлагаемые товары и
Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.
d) Плюсы и минусы
Монополия, также как и конкуренция, имеет ряд позитивных и негативных черт. Чем же “полезна” монополия?
Во-первых, масштабы производства
позволяют снижать издержки и
в целом экономить ресурсы; продукция
монополистических компаний отличается
высоким качеством, что и позволило
им завоевать господствующее положение
на рынке. Монополизация действует
на повышение эффективности
Гипотеза Шумпетера
Гигантские корпорации, обладающие
рыночной силой и имеющие дело
с малым числом конкурентов, могут
быть подвергнуты критике по многим
причинам: они имеют склонность завышать
цены и занижать объем производства;
они получают чрезмерные прибыли, слишком
неохотно идут на риск (из-за менеджеров,
боящихся потерять работу) т.д. Однако,
существует сильный довод в пользу
несовершенной конкуренции, впервые
выдвинутый Ойзефом Шумпетером (1883-1950).
Он доказывал, что нововведения и
изменения в технологии с большей
вероятностью исходят от моно- и
олигополистов, чем от фирм, действующих
в условиях конкуренции. Хотя Шумпетер
не оспаривал, что повышенные цены вносят
долю неэффективности в рыночное
хозяйство, он полагал, что эти недостатки
с лихвой окупаются нововведениями,
создаваемыми крупными фирмами. Исследования
и разработки (НОИКР) более характерны
для концентрированных, чем для
конкурентных областей. Классическим
примером является Bell Telephone Labs. Эта гигантская
исследовательская организация
существовала при поддержке крупнейшей
мировой монополии AT&T. Более 40 лет,
предшествовавших развалу "Системы
Бэлла", в ее лабораториях были изобретены
или изготовлены важнейшие
Инновации характеризуются
тем, что они порождают внешние
эффекты особенного рода. Внешние
эффекты возникают, когда мы не можем
с уверенностью отнести издержки
и выгоды на счет какой-то конкретной
экономической единицы. Транзисторы,
изобретенные в Bell Labs, принесли выгоду
всему миру и были использованы в
японских телевизорах, немецких автомобилях
и американских компьютерах. Однако,
непосредственный изобретатель - белловские
лаборатории - получил крошечное
вознаграждение в виде авторских
гонораров. Отсюда встает проблема авторских
прав изобретателей. В большинстве
стран изобретателям
Информация о работе Характеристика конкуренции на промышленных рынках