Государственная служба: понятие, сущность, организация прохождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и анализ сущности государственной службы, ее целей, задач и организации прохождения.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
описание понятия и сущности государственной службы в Российской Федерации;
характеристика целей и задач, возложенных на государственную службу;
характеризировать процесс прохождения государственной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……….. 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ…………………………………………………...................
6
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ …...……. 16
2.1 Понятие и виды государственных служащих….…………............... 23
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ………………………………….………………………….
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 36
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и
литературы ….………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по системе ГИМУ.doc

— 215.50 Кб (Скачать)
  • гражданин Российской Федерации;
  • замещает государственную должность в государственном органе;
  • замещает в таком органе должность государственной службы;
  • выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
  • получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

     Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.

     Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

     Однако  состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов  разнообразно и трудятся они в  неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям:

  1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

     Характер  деятельности федеральных государственных  служащих вытекает из полномочий соответствующих  федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат  Федерального Собрания РФ и т.д.

     

     Рис. 3.1. Классификация государственных  служащих 

     В субъектах Федерации сосредоточена  основная часть государственных  служащих, что во многом обусловлено  продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.

  1. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.
  2. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

     Органы  законодательной власти выполняют  законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.

     Органы  исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

     Судебная  власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция – возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

  1. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих внутри категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей – с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем – утратило свое значение. Теперь характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В».  
  2. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).
  3. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).
  4. Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

     Квалификационные  разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной  службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда 6т замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

 

       3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 

     Право поступления на государственную  службу имеют граждане Российской Федерации  не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законодательством для государственных служащих. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

     Гражданин не может быть принят на государственную  службу и находиться на государственной службе в случаях:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
  3. наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
  4. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от представления сведений об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

     При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

    • личное заявление;
    • документ, удостоверяющий личность;
    • трудовую книжку;
    • документы, подтверждающие профессиональное образование;
    • справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
    • медицинское  заключение о состоянии  здоровья; 
    • другие документы,  если  это предусмотрено федеральным  законом.

     Сведения, представленные  при  поступлении  гражданина  на государственную  службу, а также при  решении  вопроса  о  его  назначении  на  высшую  государственную  должность государственной  службы,  подлежат  проверке  в  установленном  федеральным законом порядке. В отдельных государственных органах могут устанавливаться  дополнительные  требования  к  проверке  сведений, сообщаемых гражданином  при  поступлении  на  государственную  службу  и  назначении  его  на высшие  государственные  должности  государственной  службы. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на  государственную  службу  или  назначению  его  на  высшую  государственную должность  государственной  службы,  указанный  гражданин  информируется  в письменной  форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении  на высшую  государственную должность государственной  службы.

     Гражданин  поступает  на  государственную  службу на условиях трудового договора, заключаемого  на  неопределенный  срок  или  на  срок  не  более  пяти  лет. В трудовой  договор  включается  обязательство  гражданина,  поступающего  на государственную  службу, обеспечивать  выполнение Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов  в  интересах  граждан  Российской  Федерации. Поступление гражданина  на государственную службу оформляется приказом по государственному органу  о  назначении  его  на  государственную  должность  государственной службы.

     Назначение  впервые  или  вновь  поступающих  на  государственную  службу осуществляется:  на государственные должности государственной  службы категории «Б» — по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории «А», либо  уполномоченных  ими  лиц  или  государственных  органов. 

     Порядок  подбора кандидатур  определяется  соответствующим  государственным  органом  или  лицом, замещающим  государственную  должность  категории  «А», в соответствии с нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и  нормативными  правовыми актами  субъектов  Российской  Федерации;  на  государственные  должности  государственной  службы  1-ой  группы  категории «В» — соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской  Федерации  и  нормативными  правовыми  актами субъектов Российской Федерации;  на  государственные  должности  государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп  категории  «В»  —  по результатам конкурса на замещение вакантной государственной  должности  государственной  службы.

     При прекращении государственной службы  в  связи  с  выходом  на  пенсию  государственный  служащий  считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой  книжке  производится   запись  о  последней  государственной  должности государственной  службы  с указанием «в  отставке». 

     На  государственного служащего  с  его согласия может быть возложено исполнение  дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению  между  руководителем  государственного  органа  и  государственным служащим. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

     Конкурс на замещение вакантной государственной  должности государственной службы  обеспечивает  право  граждан  на  равный  доступ к государственной службе.  Конкурс  проводится  среди  граждан,  подавших  заявление  на  участие в нем. Государственные  служащие  могут  участвовать в конкурсе независимо от того, какие  должности  они  занимают  в  момент  его  проведения.  Конкурс  может проводиться  в  форме  конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей  государственной  службы  2-й  группы) или  конкурса - испытания  (на замещение  вакантных  государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп).  Конкурсная  комиссия  оценивает  участников  конкурса  документов  на основании  документов  об  образовании,  о  прохождении  государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования,  других  документов, представляемых по решению соответствующих органов  по  вопросам  государственной  службы.  Конкурс - испытание  проводится государственной  конкурсной  комиссией. Конкурс - испытание может включать в себя прохождение испытания на  соответствующей  государственной должности государственной  службы  и  завершается  государственным квалификационным экзаменом.

Информация о работе Государственная служба: понятие, сущность, организация прохождения