Государственная служба: понятие, сущность, организация прохождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и анализ сущности государственной службы, ее целей, задач и организации прохождения.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
описание понятия и сущности государственной службы в Российской Федерации;
характеристика целей и задач, возложенных на государственную службу;
характеризировать процесс прохождения государственной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……….. 3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ…………………………………………………...................
6
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ …...……. 16
2.1 Понятие и виды государственных служащих….…………............... 23
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ………………………………….………………………….
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 36
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и
литературы ….………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по системе ГИМУ.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     В-третьих, государственный служащий выступает  от имени и по поручению государства  в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Эти вопросы не могут не носить властного характера.

     В-четвертых, государственная власть осуществляется посредством государственной службы. На всех уровнях государственная власть институциализируется и оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти), в должностях» в том числе должностях государственной службы. Эти должности по своему содержанию являются совокупностью управленческих функций и властных полномочий.

     В-пятых, государственная служба реализует волю государства, выраженную в решениях соответствующих ветвей власти, оказывает определяющее воздействие на деятельность и поведение людей и социальных групп с помощью правовых, организационных и идеологических механизмов.

     В-шестых, государственная служба реализует на практике принуждение, монополия на которое принадлежит исключительно государству.

     В-седьмых, государственная служба является реальным проводником идеи государственности. Исторический опыт организации и  функционирования государственной  службы России свидетельствует о том, что государственная служба — это стержень государства,  его опора, одно из основных звеньев государственного управления

     В-восьмых, с содержательной стороны существенно  то, что государственная служба от имени государства использует основные методы государственной власти — планирование, прогнозирование,  организацию, убеждение, контроль. С их помощью государственная служба проводит в жизнь принятые органами государственной власти решения, программы, законы, указы, нормы, правила, запреты, предписания [11, С. 133-135].

     Для описания понятия «государственная служба» необходимо различать теоретические  и нормативные определения такого социального явления. Они не вполне совпадают, но дополняют друг друга, раскрывая ту или иную грань этого понятия. На рисунке 1 представлено нормативное определение понятия «государственная служба». 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Понятие государственной службы Российской Федерации 

     В научной и научно-популярной литературе типичными определениями термина «государственная служба» являются, например, следующие:

  • механизм формирования, реализации государственной власти и управления;
  • инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства;
  • публичный институт реализации власти;
  • единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;
  • совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;
  • особый вид профессиональной, управленческой деятельности – административной или аппаратной;
  • публично-правовое отношение между государством как работодателем  и госслужащим как наемным работником [12, С. 45-47].

     Таким образом, спектр определений очень  широк. Все зависит от критериев  оценки данного явления, от подходов того или иного ученого к решению проблемы.

     Более характерными и удачными формулировками государственной службы является две, сформулированные учеными РАГС при  Президенте Российской Федерации:

  • это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу;
  • это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах.

     Итак, понятие государственной службы многозначно, что создает определенные сложности, как в теории, так и в практике государственно-служебных отношений. К настоящему времени в Российской Федерации не сложилось единого подхода к теоретическому определению данного понятия.

     Современное правовое  понимание государственной  службы сложилось в Российской Федерации  в 1990-е годы в ходе становления  и развития государственной службы как нового социально-политического  института – административной власти.

     Впервые правовое определение понятия «государственная служба» было дано в Федеральном  законе № 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах  государственной службы Российской Федерации». Статья 2 гласила: «Под государственной  службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов». Законодатель, сделав выбор, акцентировал внимание на профессионально-деятельностной стороне государственной службы.

     В действующем законодательстве, например в Федеральном законе № 158-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», сохранен прежний концептуальный подход Закона 1995 г. и дается следующее нормативное определение государственной службы (ст. 1): «Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов РФ лиц, замещающих государственные должности  РФ; лиц, замещающих государственные должности РФ» [2].

     Сформулированное  законом определение государственной  службы указывает, прежде всего, на его  сущность.

     Сущностными признаками государственной службы России в формулировке действующего законодательства являются следующие:

  1. Государственная служба — это деятельность государственно-значимого характера, а именно государственная деятельность. В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется термин «государственный». Это означает, что сущность   и  назначение   государственной  службы   определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление.  Поэтому государственный служащий, представляя в глазах общественности государство, в рамках его полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени я по поручению государства.
  2. Важный признак государственной службы то, что — это профессиональная служебная деятельность, т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным правовым условиям и квалификационным требованиям. Это означает непрерывное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных   органов   лицами,   находящимися   на  государственных должностях. Государственная служба — особый вид профессиональной деятельности, который обеспечивает решение, прежде всего, задач государственного управления. Госслужащий не просто работник, а человек государственный, представляющий государство и государственные интересы. Он не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Поэтому его деятельность в отличие от других называется «служебной». Служба состоит  в управлении обществом, в реализации функций соответствующих государственных органов.
  3. Государственная служба - это обеспечение исполнения полномочия государственных органов, а  не само исполнение таковых.  Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное  профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности. В существующей административной практике иногда превратно понимают этот тезис — как обслуживание тех, кто занимает  высшие должностные посты. Это неверный подход, поскольку госслужащий служит не руководителю государственного органа и не самому этому органу, а государству и обществу, российской Конституции.

     Термин  «обеспечение исполнения» подчеркивает тот факт, что к государственной службе, согласно действующего законодательства относятся не все государственные должности и должностные лица, а  только категории государственных должностей государственной службы — «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Политические должностные лица (бывшая категория «А») к государственной службе не относятся. Они не обеспечивают, а непосредственно исполняют обязанности государственных органов, но при этом осуществляют не административно-государственные, а государственно-властные полномочия, которые законом не квалифицируются как государственно-служебная деятельность. Это государственно-политическая деятельность, которая лежит за пределами государственной службы, и на политиков не распространяются нормы федеральных законов о государственной службе, их запреты и ограничения.

  1. Государственная служба, как свидетельствует определение, — 
    публичная служба, т.е.  служба в органах публичной власти. Она носит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него - стране, народу. Между прочим, страна и государство это не одно и то же. Нельзя превращать государственно службу в службу руководителям структурных подразделений государственных органов, отдельным начальникам, а тем  более политическим партиям, кланам, коммерческим фирмам или криминальным группировкам.
  2. Государственная служба осуществляется только в государственном органе. По закону государственной службой, как особым видом профессиональной деятельности, можно заниматься в государственных органах, находясь на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной службы. Так, не является государственной службой работа в штате государственного органа на должностях младшего обслуживающего персонала (технические и обслуживающие работники – водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.). Не принадлежит к категории государственных служащих и работники бюджетной сферы – врачи, учителя, поскольку они трудятся не на должности государственной службы и не в государственном органе, а в государственной организации или учреждении. Не является государственной службой и профессиональная деятельность управленцев на госпредприятиях, в государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях культуры [10, С. 20-23].

     Таким образом, государственная служба представляется как публичный многофункциональный  и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению  деятельности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих государственные должности (политиков).

 

      2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

     Одной из серьезных проблем  государственной  службы является определение целей  и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие  и принципы государственной службы России легально определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то ее цели и задачи – нет. Поэтому «дерево целей» государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.

     В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной службы. Особый интерес в этом плане вызывают научные разработки профессора В.Д. Граждан. Наиболее часто в литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. С уровневой точки зрения цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель административной власти — служить интересам государства, а через него — общества, народа, который согласно Конституции РФ (ст. 3) является «носителей суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации». Служение государству и обществу, качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц, повышение эффективности работы государственного механизма — главная цель государственной службы. Кроме того, перед государственной службой политической властью, в соответствии с политической и социально-экономической ситуацией в стране,  ставятся среднесрочные и текущие цели [7, C. 10-15].

     С отраслевой или содержательной точки зрения все цели государственной службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные (см. таблицу 1).

     Политико-административные цели государственной службы направлены на укрепление государства и государственности, исполнительной вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.

Информация о работе Государственная служба: понятие, сущность, организация прохождения