Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:39, курсовая работа
Успешное функционирование банка в современных условиях предполагает разработку стратегии его развития и согласование процедур оперативного менеджмента с процедурами стратегического планирования и управления. То есть стратегическое планирование можно рассматривать как управленческий процесс определения приоритетов в деятельности банка и разработки сценариев развития и планов мероприятий, способствующих выполнению миссии банка и достижения поставленных целей.
Введение
1 Определение целей и задач деятельности коммерческого банка на краткосрочный период
1.1 Оценка состояния и перспектив развития регионального рынка банковских услуг
1.2 Позиционирование банка на финансовом рынке
1.3 Определение краткосрочных целей и задач
2 Выдвижение вариантов стратегии достижения цели
2.1 Выбор базовой стратегии деятельности банка
2.2 Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии
3 Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности банка
3.1 Оценка ресурсоемкости вариантов
3.2 Прогнозирование результатов деятельности банка
3.3 Выбор варианта реализации стратегии
Заключение
Список литературы
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по курсу: Стратегический менеджмент
на
тему: «Формирование стратегии деятельности
коммерческого банка»
Выполнила ст.гр. ФМБ-О2-1
Присяжнюк Е.А.
Проверил:
Хамидулин
Р.Н.
Тюмень, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Определение целей и задач деятельности коммерческого банка на краткосрочный период
1.1 Оценка состояния и перспектив развития регионального рынка банковских услуг
1.2 Позиционирование банка на финансовом рынке
1.3 Определение краткосрочных целей и задач
2 Выдвижение вариантов стратегии достижения цели
2.1 Выбор базовой стратегии деятельности банка
2.2 Определение возможных вариантов реализации базовой стратегии
3 Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности банка
3.1 Оценка ресурсоемкости вариантов
3.2 Прогнозирование результатов деятельности банка
3.3 Выбор варианта реализации стратегии
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития банковского дела стратегическое планирование все больше будет превращаться в один из основных факторов успеха. Банк без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенный обязательствами.
Внедрение в банковскую практику стратегического планирования обусловлено необходимостью реализации идей управления, ориентированных на долгосрочное и эффективное развитие любого предприятия в условиях рынка.
Успешное функционирование банка в современных условиях предполагает разработку стратегии его развития и согласование процедур оперативного менеджмента с процедурами стратегического планирования и управления. То есть стратегическое планирование можно рассматривать как управленческий процесс определения приоритетов в деятельности банка и разработки сценариев развития и планов мероприятий, способствующих выполнению миссии банка и достижения поставленных целей.
Стратегическое планирование - один из самых эффективных рычагов управления коммерческих банком, поскольку охватывает все сферы его деятельности и все его структурные подразделения. Сам процесс разработки стратегии призван стимулировать успешную и эффективную деятельность банка на финансовом рынке (завоевание, расширение, закрепление и т.д.) и направлять усилия всех его подразделений на решение поставленных задач.
Многие проблемы развития российских коммерческих банков возникают по причине неадекватной оценки состояния среды, в которой работает кредитная организация. В результате появляются ошибки в управлении банковской деятельностью. Решение задач рационального управления банковской деятельностью изначально лежит в области формирования ее стратегий, которые будут определять облик коммерческого банка в перспективе его развития.
1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА КРАТКОСРОЧНЫЙ
ПЕРИОД
1.1
Оценка состояния и перспектив развития
регионального рынка банковских услуг
За последнее десятилетие Российская Федерация испытала серьезные политические, экономические и социальные изменения. Несмотря на то, что с 2002 года российская экономика признана рыночной и ряд основных реформ, направленных на создание банковской, судебной, налоговой и законодательной систем, проведены, деловая и законодательная инфраструктура не обладают тем уровнем стабильности, который существует в странах с более развитой экономикой.
В настоящее время российская экономика продолжает демонстрировать определенные черты, присущие странам, в которых рыночная экономика находится на стадии становления. К таким характерным для переходного периода особенностям относятся:
-высокие темпы инфляции в течение ряда лет;
-существование определенных мер валютного контроля, которые не позволяют национальной валюте стать ликвидным платежным средством за пределами Российской Федерации;
-низкий уровень ликвидности на рынках капитала.
Иностранные валюты, в особенности доллар США, играют значительную роль при определении экономических параметров многих хозяйственных операций, совершаемых в России.
Центральный Банк ввел жесткие правила валютного регулирования, направленные на расширение использования рубля в коммерческом обороте. Этими правилами установлены ограничения на конвертацию рублей в твердые валюты и обязательные требования по конвертированию валютной выручки предприятий в рубли.
Сложившаяся экономическая ситуация в Российской Федерации по-прежнему ограничивает объемы операций на финансовых рынках. Рыночные котировки могут не отражать стоимость финансовых инструментов, которая могла бы быть определена на действующем активном рынке, на котором осуществляются операции между заинтересованными продавцами и покупателями. Таким образом, руководство использует наиболее точную имеющуюся информацию для того, чтобы при необходимости корректировать рыночные котировки для отражения собственной оценки справедливой стоимости. Уральский федеральный округ обладает всеми преимуществами инвестиционно-привлекательной территории: большим емким рынком, развитой транспортной схемой; значительными запасами сырья; относительно высоким уровнем развития промышленных производств; наличием квалифицированных кадров. На территории УрФО действует 77 кредитных организаций, имеющих 204 филиала. Кроме того, имеется и 215 филиалов из других территорий, прежде всего, московских. Примерно такая же ситуация по всей России. Исключением можно считать Дальневосточный федеральный округ, где филиалы московских банков превалируют над собственными кредитными организациями.
Фактически являясь отражением инвестиционной привлекательности, показывает, что УрФО - один из самых привлекательных в России. Однако он не очень использован, востребован со стороны самих компаний.
Уральский федеральный округ - на втором месте по концентрации рынка банковских услуг после Центрального. По кредитам умеренно концентрированный рынок, наблюдается в Свердловской и Челябинской областях, по депозитам - в Свердловской, Тюменской областях и Ямало-Ненецком округе.
Кредитные организации распределены равномерно по всей территории области. Действуют 672 операционных кассы (из них более 500-Сбербанка), 179 допофисов, 743 банкомата.
Доля области в производстве внутреннего валового продукта составляет 10 процентов, здесь добывается основная часть нефти и газа. Денежный оборот очень большой, поэтому банковский сектор развит. Суммарные активы - под 200 миллиардов рублей, капитал - 10 миллиардов. Банковский сектор представлен региональными банками (27), филиалами иногородних банков и Западно-Сибирским банком Сбербанка РФ. Монопольное положение на рынке банковских услуг не занимает ни одна кредитная организация.
Относительно самостоятельно развиваются региональные банки Санкт-Петербурга, Татарстана, Тюменской области, т.е. регионов, где сосредоточены либо сырьевые, либо транспортные ресурсы (фактически речь идет об экспортоориентированных субъектах Российской Федерации).
Процессы формирования конкурентной среды на уровне федерального рынка и региональных рынках существенно отличаются. На региональном уровне значимой проблемой является ограниченность ресурсной базы, в то время как в "центре" есть доступ к бюджетным средствам.
Многие региональные банки не считают на данном этапе проблему конкуренции значимой. Здесь следует выделить две причины. Первое - наличие рыночных ниш, т.е. возможностей для развития банковского бизнеса (новые услуги и продукты, банковские инновации, обновление технологий, выход на новые рынки соседей и т. д.). Второе. Зависимый характер некоторых региональных банков. Как правило, такие банки не являются универсальными с точки зрения клиентуры и услуг, а обслуживают интересы либо крупной региональной компании, либо местной администрации.
Регион испытывает потребность в инвестиционных ресурсах социального характера. Региональным банкам проще оценить характер и эффективность подобных потребностей. Второе. Существующая асимметрия банковского сектора может быть выровнена на региональном уровне за счет бюджетно-финансовых механизмов и регулятивных мер регионального характера (гарантии по программам, соответствующие условия конкурсов по бюджетным средствам с упором на развитие конкуренции на местном банковском рынке и т.д.). Реформы, безусловно, должны быть направлены на повышение общей капитализации региональных банков и улучшение условий конкуренции.
На территории Уральского федерального округа работает 77 кредитных организаций. Банковская инфраструктура наиболее развита в Тюменской и Свердловской областях. В округе невелика доля филиалов «неместных» кредитных организаций. Уральский федеральный округ является единственным в Российской Федерации, в котором количество филиалов региональных банков почти равно количеству филиалов «неместных банков».
Динамика основных параметров указывает на тенденцию поступательного развития банковского сектора округа. Валюта баланса банков округа составляет около 350 млрд. руб. По концентрации банковских активов - 245,486 млрд. руб. - Уральский федеральный округ занимает второе место, уступая Центральному федеральному округу. Рост объемов кредитов, предоставленных нефинансовому сектору экономики, за 2002г. составил около 40%. В два раза увеличился объем кредитов, предоставленных физическим лицам. Объем сделок, совершенных с использованием банковских карт, составляет около 40 млрд. руб. Увеличилась капитализация банковского сектора федерального округа. Возросло количество организаций с уставным капиталом свыше 150 млн. рублей. Доля банков с зарегистрированным уставным капиталом менее 30 млн. рублей в Уральском федеральном округе по состоянию на 01.10.2002 составляла 48%, что является наименьшей в России после Центрального федерального округа (36.8%).
Обеспеченность банковскими услугами Уральского федерального округа остается ниже среднероссийского показателя. На одно кредитное учреждение с учетом филиальной сети в федеральном округе приходится порядка 500 предприятий.
Из числа банков, зарегистрированных на территории Уральского федерального округа, в список 200 крупнейших банков РФ по размеру чистых активов входят 19 банков, а по величине собственных средств (капитала) -14 банков.
Региональные
рынки кредитов округа являются, за исключением
Свердловской и Челябинской областей,
высококонцентрированными. Следует отметить
ухудшение ситуации с уровнем конкуренции
на рынке кредитов Тюменской области,
где произошла трансформация указанного
рынка от умеренно концентрированного
состояния в 2001г. к высококонцентрированному
в 2002 г. Во всех регионах отмечено в 2002
году увеличение емкости рынка кредитов,
особенно активно данный процесс происходил
в Свердловской области.
Таблица 1.1
Финансово-экономические показатели, характеризующие концентрацию на рынке депозитов УФО
Субъект РФ | Емкость рынка, млн. руб. | CR-3 | Индекс HHI | |||
2001г. | 2002г. | 2001г. | 2002г | 2001г | 2002г. | |
Курганская область | 3066,2 | 25532,6 | 88,8 | 97,0 | 4914 | 8761 |
Свердловская область | 22402,8 | 142173,1 | 66,8 | 62,0 | 1719 | 1718 |
Тюменская область | 29324,7 | 41500,8 | 53,3 | 49,4 | 1378 | 1176 |
Челябинская область | 22850,0 | 33300,0 | 54,4 | 49,1 | 2516 | 2582 |
Ханты-Мансийский АО | 92914,1 | 49058,9 | 85,3 | 87,3 | 4573 | 3698 |
Ямало-Ненецкий АО | 15435,8 | 14290,1 | 83,8 | 68,5 | 3967 | 1913 |
Всего | 185993,6 | 305855,5 | - | - | - | - |
Информация о работе Формирование стратегии деятельности коммерческого банка