Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основ управления прибылью, анализа состава, распределения и использования прибыли торговой организации, определения резервов, направленных на увеличения суммы прибыли и рентабельности торговой организации
Для реализации этой цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
Исследовать основы управления прибылью и финансовые результаты хозяйственной деятельности;
Охарактеризовать инструментарий управления прибылью и организационно- экономические объекты исследования;
Рассмотреть анализ состава и использования прибыли торговой организации;
Определить резерв увеличения суммы прибыли и рентабельности торговой организации ;
Проанализировать системы директ-костинга для анализа прибыли и рентабельности деятельности торговой организации.
Введение………………………………………………………………………….. 2
1. Основы управления прибылью ………………...………..…………………... 5
1.1. Финансовые результаты хозяйственной деятельности как объект управления ………………………………………………………………………..5
1.2. Инструментарий управления прибылью……………………………………7
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования…10
3. Анализ состава. Распределения и использования прибыли торговой организации………………………………… ………….……………………… 17
4. Определение резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности торговой организации………………………………………………...…………25
5. Использование системы директ-костинг для анализа прибыли
и рентабельности деятельности торговой организации………………………31
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………………………………………..40
Как объективная экономическая
категория рентабельность характеризует
прибыльность, доходность, финансовый
результат хозяйственной
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период. В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:
1. прибыль;
2. отношение полезного
результата торговой
3. сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
4. интегральный показатель,
обобщающий показатели
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т. п.
Повышение уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой практики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.
Собственников (акционеров и учредителей) показатели рентабельности интересуют с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес по вложениям в данное предприятие падает.
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
В мировой практике достаточно широко используется система показателей рентабельности для оценки эффективности работы фирмы, его текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса.
Система коэффициентов рентабельности объединяет несколько классов:
1. прибыли;
2. рассчитываемые для
оценки отдачи
3. рассчитываемые на
основе потоков наличных
Первых две группы показателей рассчитываются по данным бухгалтерского учета о прибылях и убытках. Сюда входят следующие коэффициенты:
- Прибыль на продажу;
- Коэффициент текущих расходов;
- Коэффициент стоимости проданных товаров;
- Прибыль на инвестируемый капитал;
- Прибыль на собственный капитал;
- Коэффициент рентабельности ресурсов (трудовых и материальных);
- Коэффициент эффективности прибыли.
Методика расчета этих коэффициентов основана на применении показателей балансовой, чистой и прибыли от реализации.
1. Рентабельность товарооборота определяется:
Рр = П/Т 100,
где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации торгового предприятия;
Т – объем розничного товарооборота (продаж).
Ро = П / ОТС 100,
где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации оптового предприятия;
ОТС – оптовый товарооборот, руб.
Рентабельность продаж показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 рубль оборота, сколько процентов занимает прибыль в товарообороте. Преимущества данного метода расчета рентабельности заключаются в простоте, ясности, удобстве использования. Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.
Поскольку рентабельность
продаж в значительной степени зависит
от структуры товарооборота
ИР = (ТН – ИИО) / ТН * 100,
где ИР – индивидуальная рентабельность;
ТН – норма торговой надбавки;
ИИО – издержкоемкость товара.
Анализ индивидуальной рентабельности на практике не производится, так как отсутствует соответствующая первичная информация, необходимая для подобных расчетов. Однако, в последствии он может стать основой для формирования ассортиментной политики торгового предприятия и управления процессом реализации.
2. Коэффициент текущих
издержек позволяет определить
эффективность произведенных
Рио = П / ИО,
где ИО – сумма текущих расходов.
Данный коэффициент характеризует величину прибыли на 1 рубль текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.
Однако показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность лишь текущих издержек и не показывает как использовались основные и оборотные фонды предприятия, какой вклад они внесли в прибыль.
3. Рентабельность совокупных
затрат определяется как
Рф = (БП (ЧП)) / (ОФ + ОС+ ФОТ) * 100,
Данный коэффициент показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
Уровень рентабельности производственных фондов зависит от изменения фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, рентабельности товарооборота. Их взаимосвязь может быть представлена следующим образом:
Рф = БП * ((1 / Фоф) + (1 / Оос)),
где Фоф – коэффициент фондоотдачи;
Оос – коэффициент
оборачиваемости оборотных
С целью углубленного анализа рентабельности производственных фондов можно рассчитать по аналогии и другие частные коэффициенты: отдельно рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств и др.
Торговое предприятие
для организации торгового
4. В странах с развитой
экономикой в качестве
Окупаемость инвестиций складывается из наличных денег, оборудования, запасов и измеряется с помощью ряда показателей:
А) рентабельность всего (совокупного) капитала (Рк)
Рк = БП / ССИ * 100,
где ССИ – среднегодовая сумма имущества;
Б) рентабельность всех инвестиций:
Рк = (ЧП + ВП) / (СК + ДО) * 100,
где ЧП – чистая прибыль;
ВП – выплаченные проценты по займам и кредитам;
СК – собственный капитал;
ДО – долгосрочные обязательства.
Учитывая взаимосвязь рентабельности капитала с рентабельностью оборотов, рентабельность капитала можно рассчитать так:
Рк = Рр * СОК * 100,
где СОК – скорость обращения капитала;
Рр – рентабельность товарооборота.
В) рентабельность функционирующего капитала:
Рфк = ПР / ССК * 100,
где ПР – прибыль от реализации;
ССК – среднегодовая стоимость капитала;
Г) рентабельность собственного капитала:
Рск = ЧП / СССК * 100,
где СССК – среднегодовая стоимость собственного капитала.
5. Эффективность прибыли
– показатель, позволяющий оценить
долю чистой прибыли в валовых
доходах, то есть
Эп = ЧП / ВД * 100,
Для оценки уровня рентабельности, как свидетельствует зарубежный опыт, могут применяться и другие показатели, но применяемая в отечественной практике методика исчисления прибыли отличается от зарубежной, учет и отчетность не позволяют использовать их для аналогичных целей.
5. Использование
системы директ-костинг для
Наименование «директ-костинг», или «директ-кост», введенное в 1936 г. американцем Д. Харрисом в его работе, означает «учет прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета переменных затрат называют Variable Costing – «учет переменных затрат».
Основной
характеристикой директ-
Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».
Постоянные
расходы не включают в расчет себестоимости
изделий, а как расходы данного
периода списывают с полученной
прибыли в течение того периода,
в котором они были произведены.
По переменным расходам оцениваются
также остатки готовой продукци
При системе директ-костинга схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами и прибылью, которые подробно представлены в графике 1.
Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж.
Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
В настоящее время «Директ-костинг» широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование «учет частичных затрат» или «учет суммы покрытия», в Великобритании его называют «учетом маржинальных затрат», во Франции «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальный учет».
Маржинальный доход - это разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам.
При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин «учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости». На наш взгляд, приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: «маржинальный метод бухгалтерского учета». Мы это связываем с тем, что основным показателем при системе «Директ-костинг» является маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин «маржинальный метод» для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем «Директ-костинг».
Информация о работе Формирование маркетинговой службы в торговой организации ОАО «Общепит»