Формирование и оценка конкурентоспособности обувных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть вопрос формирования и оценки конкурентоспособности обуви.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- раскрыто понятие и сущность конкурентоспособности товаров;
- проведена оценка конкурентоспособности обуви.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товаров 6
1.2. Факторы конкурентоспособности товара 8
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товара 9
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУВИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ALBA» 16
2.1. Оценка качества обуви 16
2.2. Маркетинговые исследования рынка обуви 21
2.3. Оценка конкурентоспособности товара 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

1оценка конкурентоспособности обуви.doc

— 264.50 Кб (Скачать)
 
 

     Важным  аспектом развития обувного рынка России является тот факт, что, несмотря на сложные макроэкономические процессы, сохраняется достаточно высокий спрос на обувь различного ассортимента. Известно, что в результате финансового кризиса резко упал уровень жизни большей части населения.

     В таблице 2.2.2 приведены цены, сложившиеся  на российском рынке, дифференцированные для отечественной и импортной обуви. Импортная обувь представлена тремя группами: высококачественная элитная обувь с высоким уровнем цены (Англия, Германия, Канада, Италия), достаточно качественная со средним уровнем цен (Финляндия, Япония, Чехия, Испания, Португалия, Италия) и низкокачественная обувь из дешевых комплектующих с низким уровнем цены, ниже цен российских производителей (Китай, Вьетнам, Бангладеш, Тайвань).

Таблица 2.2.2 Диапазон цен на российском рынке дифференцированный для отечественной и импортной обуви

Вид обуви из натуральной обуви Диапазон  цен, руб. (min – max)
Отечественная Импортная
Дорогая Ср.ур-нь Дешевая
1. Традиционная  обувь:        
1.1. Сапожки,  ботинки утепленные 400-1500 2275-8000 825-2100 280-480
1.2. Сапожки,  ботинки не утепленные 400-1200 1500-7500 600-2400 250-450
1.3. Полуботинки,  туфли на кожаной подошве 300-680 1200-5000 500-1300 170-370
1.4. Полуботинки,  туфли на резиновой подошве 220-400 900-5000 370-680 100-230
1.5. Сандалеты,  туфли летние 210-480 800-2500 350-850 100-180
1.6. Туфли  модельные 250-850 750-5000 420-1100 200-450
2. Спортивная  обувь 200-400 550-3750 340-700 150-320
 

     Спрос на обувь обусловлен потребительскими предпочтениями, где решающими являются не объективные характеристики, а  субъективное восприятие свойств обуви – покупательская ценность,

     Для решения основной задачи обувной  отрасли – обеспечения населения  конкурентоспособной обувью – необходимо, прежде всего, наладить производство оснастки и комплектующих деталей для  производства обуви, а именно: обувных колодок, геленков, подносков, задников, каблуков, формованных подошв, подошвенных узлов, стелек. При этом понятно, что без наличия координирующих технических документов невозможно наладить четкий выпуск упомянутой обуви в должном количестве и ассортименте.

     Учитывая  изложенное, по мнению специалистов пересмотр  ГОСТа 39927 «Колодки обувные» и разработка нового стандарта становятся безусловной  необходимостью, как первый шаг к  решению существующих проблем в  отрасли.

2.3. Оценка конкурентоспособности товара

 

     Для оценки конкурентоспособности продукции  в данной работе рассмотрен ассортимент марок женской обуви, наиболее пользующихся спросом в торговой сети магазинов «ALBA». Объект исследования выбран в связи с тем, что каждая современная девушка стремится создать свой неповторимый образ, а придать образу индивидуальность помогает элегантная, изящная и соответствующая последним веяньям моды обувь. Эта особенность делает невероятно привлекательным рынок производства и продажи исследуемой продукции. Привлекательность рынка создает интенсивную конкуренцию.

     Наиболее  пользующиеся спросом марки женской  обуви сети магазинов «ALBA» - «Mascotte», «Escort», «LauraValorosa», «Vasconte», «Basconi», «Betsy».

     Оценка  конкурентоспособности проводилась  по методике семантического дифференциала, которая заключается в указании респондентами своего отношения к анализируемому товару. Способом получения информации была выбрана фокус-группа, включающая семь респондентов примерно одного возраста (30-35 лет), которые ранее приобретали продукцию исследуемых марок. Результаты фокус-группы представлены в табл. 2.3.1. Мы рекомендовали следующие показатели качества: фешенебельность (соответствие модным тенденциям), комфортность, практичность, износостойкость, натуральность материалов. За базис была взята марка женской обуви «Mascotte», оцененная всеми респондентами на «отлично» по всем показателям (см. табл. 2.3.1).

     Каждый  респондент выразил свое отношение, отмечая в опросном листе разряд шкалы, в числовом значении которого объект оценивался. Данную операцию респондент производил по всему набору шкал, число которых задано целями исследования.

     По  оценке респондентов марка «Escort» набрала наибольшее количество баллов. Было отмечено, что марка «LauraValorosa» также соответствует требованиям, выбранным для исследования. Марка «Betsy» значительно уступает им по всем показателям, однако превосходит «Vasconte», «Basconi» по использованию натуральных материалов и показателю износостойкость (см. рисунок 2.3.1).

     Семантический дифференциал анализируемых марок рассчитывают следующим образом. Вначале определяют модуль разности (d) между средними значениями марки-базиса и анализируемой марки, затем определяют квадрат разности средних значений (d2), суммируют полученные значения (Σd2) и вычисляют из полученной суммы квадратный корень D = .

     Наиболее  признанной в общественном мнении является марка, у которой семантический дифференциал ниже. 

     

 

     Рисунок 2.3.1. Сравнительная характеристика марок женской обуви по потребительским предпочтениям

Таблица 2.3.1 Оценка марок женской обуви по результатам опроса семи респондентов по качественным характеристикам

Показатели  качества Баллы
респондент 1 респондент 2 респондент 3 респондент 4 респондент 5 респондент 6 респондент 7 среднее

значение

Семантическая оценка марки женской обуви «Mascotte»
Фешенебельность 5 5 5 5 5 5 5 5
Комфортность 5 5 5 5 5 5 5 5
Практичность 5 5 5 5 5 5 5 5
Износостойкость 5 5 5 5 5 5 5 5
Натуральность

материалов

5 5 5 5 5 5 5 5
Семантическая оценка марки женской обуви «Escort»
Фешенебельность 5 5 5 5 4 4 4 4,57
Комфортность 4 4 5 4 4 4 5 4,29
Практичность 5 5 5 4 5 5 4 4,71
Износостойкость 4 3 4 5 3 4 3 3,71
Натуральность материалов 5 5 5 4 5 5 4 4,71
Семантическая оценка марки женской обуви «LauraValorosa»
Фешенебельность 5 4 4 4 5 4 4 4,29
Комфортность 4 3 3 4 4 3 1 3,14
Практичность 4 4 4 2 4 3 -1 2,86
Износостойкость 4 4 3 -1 4 5 4 3,29
Натуральность материалов 4 4 4 3 5 3 4 3,86
Семантическая оценка марки женской обуви «Vasconte»
Фешенебельность 3 4 4 3 3 2 2 3
Комфортность 4 4 3 4 4 4 4 3,86
Практичность 3 2 3 -2 1 3 3 1,86
Износостойкость -2 1 1 2 2 1 2 1
Натуральность материалов 1 -1 2 2 3 -1 2 1,14
Семантическая оценка марки женской обуви «Basconi»
Фешенебельность 3 4 3 4 3 4 5 3,71
Комфортность 4 3 2 3 1 2 3 2,57
Практичность 3 4 2 4 1 -1 2 2,14
Износостойкость 2 1 1 2 -1 1 -2 0,57
Натуральность материалов 3 1 3 2 3 1 3 2,29
Семантическая оценка марки женской обуви «Betsy»
Фешенебельность -2 1 3 1 2 3 3 1,57
Комфортность 4 4 4 3 3 4 3 3,57
Практичность 4 3 4 4 2 1 2 2,86
Износостойкость 4 2 2 3 3 1 2 2,43
Натуральность материалов 4 3 3 4 3 1 3 3
 

     Полученные  значения семантического дифференциала  анализируемых марок обуви представлены в табл. 2.3.2.

Таблица 2.3.2 Семантический дифференциал марок женской обуви

Наименование  марки Значение семантического дифференциала
«Escort» 1,588
«LauraValorosa» 3,573
«Vasconte» 6,787
«Basconi» 6,536
«Betsy» 5,385
 

     Таким образом, из табл. 2.3.2 видно, что наиболее конкурентоспособной среди марок женской обуви сети магазинов «ALBA» является марка «Escort».

Заключение 

     Мировой объем производства обуви составляет 13,5 млрд. пар. Почти все ведущие  мировые обувные производители  находятся в странах Азии. Крупнейшим в мире экспортером текстильных товаров и обуви уже много лет является Китай - там производится каждая вторая пара изделий обувной промышленности. На белорусском кожевенно-обувном рынке в основном представлена продукция Китая и Турции. В Российской Федерации объем производства обуви за последние пятнадцать лет сократился более чем в четыре раза. На сегодняшний день республиканские предприятия по производству обуви разрабатывают и внедряют новые технологии производства обуви, новые отделки, что способствует увеличению реализации обуви и выходу из тяжелого положения.

     Конкурентоспособность – это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению  с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Конкурентоспособность товаров характеризуется рядом качественных, экономических и маркетинговых показателей.

     Для кожаной обуви характерны следующие  качественные показатели: показатели социального назначения, надежности в потреблении, эргономические и эстетические. Функциональные свойства кожаной обуви проявляются через ее надежность и эргономичность. В качестве главного экономического показателя выступает розничная цена. Маркетинговым подкреплением при реализации товаров данной группы выступает эффективность товарной, ценовой, коммуникационной и политики распределения.

     Рынок предлагаемой обуви всегда отражает широкий диапазон требований, обеспечивающих многообразие вариантов выбора. Признаки классификации обуви, формирующей рынок, многообразны и тесно переплетаются друг с другом. При оптимальной структуре ассортимента они наилучшим образом отвечают разнообразию условий эксплуатации обуви. Установлено, что свойства обуви образуются комплексом ассортиментных признаков, в различных сочетаниях формирующих торговый ассортимент.

     Ассортимент обуви имеет множество классификационных  признаков, которые учитываются производителями и покупателями.

     Мотивация покупок обуви может быть различной: желание иметь престижный товар, соответствовать моде и своему имиджу, сменить и разнообразить гардероб, настоятельная необходимость в  пополнении гардероба из-за отсутствия нужной обуви, покупки в подарок другому человеку или себе к празднику и др. Обувь относится к товару, который не покупают спонтанно, не обдумав особенностей предстоящей покупки. Для нее почти исключен такой вид спроса, как импульсивный.

     В результате проведенного маркетингового исследования потребителей и экспертов была выявлена значимость отдельных качественных и маркетинговых показателей женской кожаной обуви для различных категорий потребителей. Исследование показало, что значимость показателей существенно меняется в зависимости от сезона носки и вида обуви, а также – от возраста потребителей. При этом было выявлено, что специалисты торговли не в полной мере владеют информацией о текущем и потенциальном спросе на данную группу товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Закон РФ от 07.02.1992 N2300-1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей»// СПС «Консультант Плюс», режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116996 [Дата обращения: 11 сентября 2011г.]
  2. ГОСТ 23251 Обувь. Термины и определения.
  3. ГОСТ 23554.0 Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Основные положения.
  4. ГОСТ 23554.1 Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Организация и проведение экспертной оценки качества промышленной продукции.
  5. ГОСТ 23554.2 Экспертные методы оценки качества промышленной продукции. Обработка экспертных оценок качества.
  6. ГОСТ 28371 Обувь. Определение сортности.
  7. ГОСТ 4.12 Обувь. Номенклатура показатели.
  8. ГОСТ 7296 Обувь. Упаковка. Маркировка. Транспортирование и хранение.
  9. ГОСТ 9289 Обувь. Правила приемки.
  10. Дурнев В.Д. Товароведение промышленных материалов [Текст]: учебник/ В.Д.Дурнев, С.В.Сапунов, В.К.Федюкин; Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.- М. : Филинъ, 2010.- 536с.
  11. Жиряева Е.В. Товароведение. [Текст]: учебник/ СПб.: Питер, 2010.- 416с.
  12. Иванова В.Я. Основы эстетики потребительских товаров.- М.: Дашков и К, 2009.- 244с.
  13. Качество непродовольственных товаров [Текст]: Учебное пособие М.В.Сероштан, Е.Н.Михеева- М.: Дашков и К, 2010.- 164с.
  14. Коммерческое товароведение. [Текст]: Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е. и др.- М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2010.- 616с.
  15. Кулешова, А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах [Текст]: Учебное пособие/ А.Б.Кулешова- М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2008.- 256с.
  16. Коростелева Т.В. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы.- Казань: Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ РУК, 2010.- 24с.
  17. Литвинов О.В. Маркировка товаров в России и за рубежом. Азбука знаков/ О.В.Литвинов.- М.: Стандарты и качество, 2008.- 208с.
  18. Магомедов, Ш.Ш. Товароведение и экспертиза [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Товароведение и экспертиза товаров»/ Ш.Ш.Магомедов; Рекомендовано Министерством образования РФ.- М.: Дашков и К0, 2009.- 381с.
  19. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров [Текст]: учебник/ Ф.А.Петрище.- М.: ИД Дашков и К, 2009.- 512с.
  20. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 304с.
  21. Товароведение непродовольственных товаров [Текст]: Учебник для средних специальных учебных заведений/ А.П.Ходыкин и др.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.- 540с.
  22. Товароведение непродовольственных товаров [Текст]: учебник/ В.Е.Сыцко и др.; под общ. ред. В.Е.Сыцко. Мн.: Выш. Шк.. 2009.- 669с.
  23. Товароведение промышленных материалов [Текст]: Учеб. для вузов по экон. специальностям/ В.Д.Дурнев, С.В.Сапунов, В.К.Федюкин.- М.:Филинъ, 2009.- 529с.
  24. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами [Текст]: Учебник для начального профессионального образования/ Неверов А.Н. и др.- М.: Академия, 2010.- 464с.
  25. Товароведение и экспертиза потребительских товаров [Текст]: учебник для студентов вузов/ В.В.Шевченко, И.А.Ермилова, А.А.Вытовтов; Рекомендовано Министерством образования РФ.- М. : Инфра-М, 2005.- 544с.
  26. Товароведение упаковочных материалов и тары для потребительских товаров. [Текст]: учебное пособие/ Т.И.Чалых, Л.М.Коснырева Л.А.Пашкевич.- М.: Академия- 2009.- 363с.
  27. Фатхутдинов Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов. // Стандарты и качество. - 2008.- №1.- с.48.

Информация о работе Формирование и оценка конкурентоспособности обувных товаров