Формирование и оценка конкурентоспособности обувных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть вопрос формирования и оценки конкурентоспособности обуви.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- раскрыто понятие и сущность конкурентоспособности товаров;
- проведена оценка конкурентоспособности обуви.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товаров 6
1.2. Факторы конкурентоспособности товара 8
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товара 9
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУВИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ALBA» 16
2.1. Оценка качества обуви 16
2.2. Маркетинговые исследования рынка обуви 21
2.3. Оценка конкурентоспособности товара 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

1оценка конкурентоспособности обуви.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     По  своей сути конкурентоспособность  продукции — это ее оценка потребителем. Свойство это зависит не только от самого продукта, но в значительной мере от продуктов-конкурентов, на фоне которых потребитель и дает свою оценку конкурентоспособности именно данного образца, а точность этой оценки подтверждает фактом траты денег на покупку.

1.3. Методы оценки конкурентоспособности товара

     Одной из основных проблем конкурентоспособности  товара является получение ее числовой оценки. Для эффективного управления системой качества на предприятии необходимо располагать как системой показателей, так и способами их расчета. Важная роль при оценке конкурентоспособности товара принадлежит технико-экономическим показателям.

     Технические показатели характеризуют технический уровень продукции, ее свойства, определяющие основные области применения, и функции, которые продукция должна выполнять в процессе потребления. К ним относятся показатели: назначения, надежности и долговечности, технологичности, эргономические, экологические и др.

     Показатели  назначения продукции характеризуют технические свойства изделия, обеспечивающие возможность его использования в соответствии с условиями эксплуатации. К ним относятся: показатели состава и структуры продукции, размеров, веса, используемые для непосредственного сравнения продукции.

     Показатели  эргономические характеризуют продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам и особенностям человеческого организма. К таким показателям относятся: гигиеничность (освещенность, токсичность, уровень шума, вибрации, запыленности); антропометрические (соответствие размерам и форме человеческого тела); физиологические, психологические и др. Обычно значения таких показателей определяются национальным законодательством или международными нормами.

     Показатели  эстетические характеризуют внешнюю форму продукции - ее привлекательность, информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, эмоциональное воздействие на конкретного покупателя.

     Показатели  экологические характеризуют соответствие требованиям по защите окружающей среды, определяемым стандартами, нормами и правилами, установленными национальными и международными организациями в области охраны окружающей среды. При несоблюдении этих показателей продукция теряет полностью свою конкурентоспособность.

     Экономические показатели дают стоимостную оценку затрат покупателя (условия и сроки поставки, виды и способы расчетов с покупателями и др.). Эти затраты называют ценой потребления продукции [22. С. 23] .

     Оценка  показателей конкурентоспособности  продукции проводятся в сравнении  с аналогичной или взятой за эталон. А окончательное решение по выбору номенклатуры показателей, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки.

     Сущность  метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценки суждений и формальной обработки результатов. Получаемо в результате обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

     Оценить конкурентоспособность продукции также можно на основе анализа его полезного эффекта. Полезный эффект – это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Эффективность объекта рассчитывается по формуле:

      ,                                                                                           (1)

     где Пс – полезный срок эффекта за нормативный  срок его службы в условиях конкретного  рынка, единица полезного эффекта.

     Зс  – совокупные затраты за жизненный  цикл объекта в условиях конкретного  рынка, денежная оценка.

     По  своей сути эта формула представляет собой показатель "качество-цена", который условно отражает количество качества на единицу цены.

     Недостатком этого метода является игнорирование предельных уровней качества и цены, а также применение только для однопараметрических объектов.

     "По  системе 11111-55555", без учета весомости  факторов, конкурентоспособность продукции  определяется как сумма баллов  по каждому фактору. Эксперт (один или группа) назначает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение). Так, продукция низкого качества, предлагаемая по весьма высокой цене, имеющая к тому же низкое качество и высокие эксплуатационные затраты, будет иметь оценки 1-2 балла и его конкурентоспособность может быть допустим, 1211. По этой системе минимальное значение конкурентоспособности будет равно 5 (1+1+1+1+1), максимальное – 25 (5+5+5+5+5). Оцениваемая продукция имеет конкурентоспособность, равную 6 из 25, т.е. в 4 раза отстает от лучших образцов.

     Для получения интегральной оценки конкурентных преимуществ продукции используется формула:

     КПт = ,                                                                (2)

     где КПт – конкурентных преимуществ конкретной продукции;

     i = 1,2,….., n – номер конкурентного преимущества конкретной продукции;

     j = 1,2,….., m – номер фактора i-го конкурентного преимущества продукции;

      - весомость i-го конкурентного преимущества; ;

      = весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества; ;

     Пi – относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества;

     Фij – относительное или нормативное значение i-го фактора j-го конкурентного преимущества.

     Интегральный  показатель конкурентных преимуществ  продукции характеризует его потенциальную конкурентоспособность

     Обычно  на рынке представлено большое количество различных видов товаров. Комплекс товаров одного и того же потребительского назначения, но с разными потребительскими параметрами, например мощностью, производительностью, уровнем потребляемой энергии, внешним оформлением и т.д., образует параметрический ряд. Его размах (число подобных товаров) обусловлен многими причинами, в частности конкуренцией. Место каждого такого товара в параметрическом ряду характеризуется параметрическим индексом. Он представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине, определяемой экспертным путем и опросами. Жесткие параметрические индексы строятся на основе объективных технико-экономических показателей, сравниваемых с нормативами или стандартами, а мягкие индексы базируются на экспертных квалиметрических моделях.

     Квалиметрия — наука, объединяющая методы количественной оценки качества чего-либо (кого-либо).

     Обобщающую  характеристику конкурентоспособности продукции (Iкст) можно получить с помощью интегрального индекса. Он показывает, как соотносятся между собой параметрические индексы сравниваемых товаров.

     Если  по данному товару Iкст > 1, то он считается конкурентоспособным.

     Этот  метод оценки конкурентоспособности  продукции имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинство  его заключаются в следующем. Метод дает четкое разграничение  потребительских параметров, последовательность их оценки, а также критерий, на основе которого можно сформулировать однозначный вывод: конкурентоспособна продукция или нет. Что касается недостатков, то, во-первых; появляются сомнения относительно применения большого числа экспертных оценок, которым свойственна известная субъективность. Возникает проблема, связанная с определением достоверных коэффициентов важности (весов) факторов, учитываемых при расчете сводных параметрического индекса и индекса экономических параметров. Во-вторых, если в расчетах используются потребительские и экономические параметры (факторы) только по одному изделию, (пусть даже типовому), то интегральный индекс конкурентоспособности продукции будет иметь частное значение [9. С. 265].

     Наибольшее  практическое значение имеют количественные параметры. Так, по результатам конкурентной борьбы за рынок сбыта конкурентоспособность продукции предприятия может быть определена отношением занимаемых долей рынка.

     Ксп1/2 = ,                                                                                       (3)

     где Ксп1/2 – конкурентоспособность продукции первого предприятия относительно продукции второго предприятия;

     V1 и V2 – соответственно доли продукции первого и второго предприятий.

     Если  продукция одного предприятия занимает 20% целевого рынка, а другого — 10%, то это означает, что продукция первого предприятия в два раза конкурентоспособнее продукции второго предприятия. Измерение возможно как в натуральных, так и в стоимостных показателях, которые более точны при дифференциации цен и качества продукции [17. С. 303].

     Идеальный вариант — это когда доля рынка равна 100%, конкурентоспособность продукции предприятия абсолютная, конкурентов нет. Наихудший вариант, когда доля рынка равна 0%. В этом случае продукция предприятия оказывается ненужной покупателю, а конкурентоспособность продукции предприятия равна нулю.

     Промежуточный вариант — рынок поделен поровну  между первым и вторым предприятиями, конкурентоспособность продукции  одинакова и равна единице (относительно друг друга). Обратным доле рынка показателем  является вероятность покупки.

     Например, пусть два аналогичных вида продукции, производимых разными предприятиями, продаются по одинаковой цене (массовое производство). Они идентичны по качеству, а влияние других факторов сведено к нулю. В этом случае рынок распределится равнозначно 50/50, конкурентоспособность продукции первого и второго предприятий одинакова, как и вероятность покупки. В частности из двух покупок при общем достаточно большом их числе одна придется на продукцию первого предприятия, другая — на продукцию второго. Объем рынка может быть измерен в натуральных показателях. Однако для обеспечения сопоставимости (например, при разных ценах на продукцию) необходимо использовать стоимостные показатели [5. С. 166]

     Итак, конкурентоспособность продукции предприятия может быть определена в стоимостных показателях в виде отношения занимаемых долей рынка, а также как вероятность покупки продукции. Использование стоимостных показателей составляет базу для планирования и контроля, т.е. управления ростом конкурентоспособности продукции предприятия. Таким образом:

  1. Единственным экспертом в части оценки конкурентоспособности продукции является покупатель, для которого эта продукция и производится.
  2. При оценке конкурентоспособности в расчет может приниматься только сопоставимая продукция, причем даже не на товарных рынках, а на целевых сегментах товарных рынков; оценивать конкурентоспособность предприятия агрегированием показателей его продукции не всегда целесообразно;
  3. Чем выше уровень конкурентоспособности продукции предприятия, тем выше вероятность ее продажи и завоевания большей доли целевого рынка;

     4) Справедливо и обратное утверждение:  чем большая доля целевого  рынка завоевана предприятием, тем  выше уровень конкурентоспособность  его продукции [9. С. 87].

     Таким образом, предлагаемый метод оценки конкурентоспособности продукции по завоеванной предприятием доле целевого рынка прост, достаточно объективен и информативен. Он позволяет формировать реальную картину конкурентоспособности продукции предприятия и управлять ею. На основе получаемой информации предприятия могут достаточно достоверно планировать объемы продаж своей продукции на перспективу. 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ обуви НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «Alba»

2.1. Оценка качества обуви

       При оценке качества женской кожаной обуви и показателям эстетических свойств экспертным методом участвовало 5 экспертов из работников «Alba», имеющих товароведное образование.

       Специалистам  были предложены две модели женских  кожаных модельных туфель.

       Модель  А производства России. Туфли-лодочки модельные, с верхом из искусственной замши, цвет материала верха темно-коричневый, материал низа полиуретан, клеевой метод крепления подошвы, каблук высокий, на носочной части украшение в виде декоративного банта.

       Модель  В производства Италии. Туфли модельные с верхом из натуральной кожи, цвет материала верха черный, клеевой метод крепления подошвы, с зауженной носочной частью, каблук высокий (прямой столбик), на союзке отделка в виде декоративной металлической пряжки.

       На основе данных ранжирования эстетических свойств женской кожаной обуви были рассчитаны коэффициенты весомости и согласованность мнений экспертов (коэффициент конкордации).

Информация о работе Формирование и оценка конкурентоспособности обувных товаров