Формирование ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: на основе маркетингового исследования показать процесс формирования ассортимента продукции.
Задачи: выявить причины сокращения товарной линии, а также виды маркетингового контроля.
Объект исследования: предприятие А, занимающееся предоставлением в аренду офисных помещений, а также обеспечением этих помещений электроэнергией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3


1. Формирование ассортимента продукции. Причины сокращения товарной линии……………………………………………………………………………… 5


2. Виды маркетингового контроля……………………………………………….. 12


3. Тест……………………………………………………………………………… 20


Заключение………………...………………………………………………………. 21


Список литературы……………………………………………………………...… 22

Работа содержит 1 файл

К-р по маркетингу_28.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др.

    Важно также определить, собирается ли производитель  играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

    Формирование  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции.

    Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

    Сущность  планирования ассортимента продукции  определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.

    Предприятия также должны регулярно пересматривать состав товарной линии с целью  его сокращения, устанавливая посредством анализа объема продаж и производственных затрат убыточные или неперспективные товары. Сокращение товарной линии может проводиться и в связи с дефицитом производственных мощностей или в периоды падения спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  маркетингового контроля.
 

    Каждая  фирма, предприятие или компания заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как  анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.

    Контроль  маркетинга – постоянная, систематическая и непредвзятая проверка, и оценка положения и процессов в области маркетинга. Контроль маркетинга имеет обычно четыре вида:

    - установление плановых величин  и стандартов (цели и нормы);

    - выяснение реальных значений  показателей;

    - сравнение;

    - анализ результатов сравнения.

    Задачами  и целями контроля маркетинга являются: установление степени достижения цели (анализ отклонений); выявление возможностей улучшения (обратная связь); проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающей среды соответствует требуемой.

    Контроль  маркетинга — процесс измерения и оценки результатов реализации планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Контроль заключает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятельностью. Так, выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализ уровня выполнения планов маркетинга необходимы для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период.

    При осуществлении функции контроля следует использовать некие нормативы, стандарты, в которых отражен ожидаемый уровень оцениваемых характеристик, — например, снижение числа жалоб потребителей за год на 20%, увеличение за тот же период числа новых клиентов на 10%, непревышение в затратах на маркетинг цифр бюджета маркетинга.

              По результатам контроля вносятся  коррективы в маркетинговую деятельность. Например, если объем продаж ниже  ожидаемого, необходимо определить, чем это обусловлено и что  следует сделать для исправления ситуации. Если объем продаж выше ожидаемого, то следует определить, чем это вызвано. Возможно, необходимо поднять цену на продукт. Это неизбежно приведет к некоторому снижению объема продаж, но, возможно, обеспечит более высокую прибыль.

              Часто необходимо вникать и в более подробные детали, особенно если обнаружены отклонения от плановых заданий. В этом случае находят причины таких отклонений и разрабатывают меры по их устранению.

    Можно выделить четыре вида маркетингового контроля: (табл. 1)

  • Контроль за выполнением годовых планов заключается в том, что специалисты маркетинга сопоставляют текущие показатели с контрольными цифрами годового плана и при необходимости принимают меры к исправлению положения.
  • Контроль прибыльности (рентабельности) заключатся в определении фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка и торговых каналов.
  • Контроль эффективности заключается в оценке характеристики отдельных продуктов с позиций потребителей, их маркировки и качества упаковки в рамках контроля продуктовой политики.
  • Стратегический контроль заключается в регулярной проверке соответствия исходных стратегических установок фирмы имеющимся рыночным возможностям. [ 7 ]

Контроль  за выполнением годовых  планов включает в себя четыре этапа:

  1. Руководство должно заложить в годовой план контрольные показатели в разбивке по месяцам или кварталам.
  2. Руководство должно проводить замеры показателей рыночной деятельности фирмы.
  3. Руководство должно выявлять причины любых серьезных сбоев в деятельности фирмы.
  4. Руководство должно принимать меры к исправлению положения и ликвидации разрывов между поставленными целями и достигнутыми результатами, а это может потребовать изменения программ действий и даже замены целевых установок.

   Контроль  за выполнением годовых планов – это оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков и продуктов. Поскольку именно в годовом плане маркетинга в указанных разрезах, как правило, детально прорабатываются отдельные направления и показатели маркетинговой деятельности, то информация об уровне их реализации представляет большой интерес для руководства организации. Маркетинговая деятельность предполагает существенные затраты. Оценка их разумности и эффективности проводится также при контроле годовых планов маркетинга. Далее при данном виде контроля предпринимают анализ правильности предположений относительно внешней среды маркетинга, заложенных в годовой план маркетинга.

   Таблица 1.

   Виды  маркетингового контроля

Виды  контроля Главная ответствен-ность Цели  контроля Содержание
1. Контроль годовых планов Руководство высшего  и среднего уровней Проверить, были ли достигнуты запланированные результаты Анализ объема продаж. Анализ рыночной доли. Анализ отношения  объема продаж к затратам. Финансовый анализ. Анализ мнений потребителей и  других участников рыночной деятельности
2. Контроль  прибыль-ности Контролер маркетинговой  деятельности Проверить, где  компания получает и теряет деньги Определение при-быльности в разрезе продуктов, терри-торий, потребителей, каналов сбыта и др.
3. Контроль  эффектив-ности Руководители  линейных и штабных служб. Конт-ролер марке-тинговой дея-тельности Оценить и повысить эффективность маркетинговой деятельности Анализ эффектив-ности работы сбыто-виков, рекламы, стимулирования торговли, распределения
4. Стратеги-ческий контроль Высшее руководство, аудиторы маркетинга Проверить, исполь-зует ли компания наилучшим образом свои возможности по отношению к рын-кам, продуктам и каналам сбыта Анализ эффектив-ности маркетинговой деятельности, ауди-торский контроль маркетинговой деятельности
 

     При контроле годовых планов выполняются  анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами  на маркетинг и объемом продаж, финансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности.

       Анализ продаж заключается в  измерении и оценке фактического  объема продаж разных продуктов  на различных рынках сбыта  по отношению к поставленным  в этой области целям. 

     Анализ  рыночной доли направлен на выяснение  позиции на рынке по отношению  к конкурентам. Предположим, что предыдущий анализ показал, за год объем продаж вырос. Это увеличение может быть обусловлено как выгодной рыночной конъюнктурой, которой могут воспользоваться также и конкуренты, так и повышением эффективности деятельности данной компании по отношению к конкурентам. Анализ рыночной доли должен показать, усилились или нет конкурентные позиции данной компании. В случае, когда конкуренты с большей выгодой для себя использовали конкретную рыночную ситуацию, чем данная компания, может сложиться ситуация, когда объем продаж данной компании вырос, а показатель рыночной доли — снизился. Следовательно, ее конкурентные позиции на рынке ухудшились.

       Анализ соотношения между затратами  на маркетинг и объемом продаж  позволяет организации оценить эффективность маркетинговых затрат и определить их наиболее приемлемую величину. Обычно такой анализ проводится применительно к отдельным составляющим маркетинговых затрат, т.е. изучаются величины и динамика таких соотношений, как: затраты на рекламу к объему продаж, затраты на маркетинговые исследования к объему продаж, затраты на стимулирование сбыта к объему продаж, затраты на сбытовиков к объему продаж.

        Результаты данного анализа должны  быть оценены с точки зрения  финансовой деятельности организации в целом. Это необходимо для того, чтобы понять, за счет чего и где организация получает деньги. Финансовый анализ проводится для выявления факторов, которые определяют окупаемость вложенных средств. Повышение данного показателя обычно осуществляется в двух направлениях:

  1. Путем увеличения прибыли за счет роста объема продаж и/или сокращения затрат.
  2. Путем повышения оборачиваемости капитала, что достигается за счет увеличения объема продаж или уменьшения активов (материальных запасов, основных фондов, числа неоплаченных счетов и т.д.).

       Таким образом, выявляется роль маркетинговых факторов в обеспечении финансового благополучия организации.

       Анализ мнений потребителей и  других участников рыночной деятельности  основан на наблюдениях за  изменением отношения к организации ее клиентов, дилеров и других участников маркетинговых процессов. Для этого проводятся опросы, беседы, регистрируются и анализируются устные и письменные жалобы. Данный анализ позволяет руководству организации заранее принять необходимые меры.

     Контроль  прибыльности это оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности различных продуктов, территорий, групп потребителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. Такой контроль может осуществляться на разной временной базе — еженедельно, ежемесячно, раз в квартал и т.п. Он может являться частью годового контроля.

     Фирмам  необходимо проводить контроль рентабельности своей деятельности по различным  товарам, территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема. Такие сведения помогут руководству решить, следует ли расширять, сокращать или совсем сворачивать производство тех или иных товаров, проведение той или иной маркетинговой деятельности.

       Ниже рассматривается пример анализа уровня прибыльности продаж газонокосилок через три типа магазинов: магазины сельхозтехники, магазины для садоводов и универсамы.

       После составления отчета о  прибылях и убытках  распределяют  затраты по отдельным функциям  маркетинга. Далее осуществляют распределение отдельных маркетинговых затрат по отдельным каналам сбыта — в данном случае — трем типам магазинов. Определяются удельные функциональные маркетинговые затраты. Заключительный этап анализа направлен на определение прибыли и затрат для отдельных каналов сбыта.

     Видно, что компания несет убытки при  реализации газонокосилок через  магазины для садоводов, а самым  прибыльным каналом сбыта являются универсамы. Следующий шаг анализа  направлен на выявление причин, как низкой, так и высокой прибыльности отдельных каналов сбыта, после чего принимаются решения о корректировке сбытовой и маркетинговой политики.

     Предположим, что в результате анализа уровня прибыльности было установлено, что  продажа определенного товара на каком-то рынке является бесприбыльной. В этом случае возникает вопрос: «Существуют ли более эффективные способы организации деятельности сбытовиков, проведения рекламных кампаний, стимулирования сбыта и организации доставки товаров потребителям?» На этот вопрос должен дать ответ контроль эффективности маркетинговой деятельности. Обычно контроль эффективности маркетинга осуществляется в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга.

Информация о работе Формирование ассортимента продукции