Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия и сущности банковского маркетинга и его особенностей.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Исследование специфики банковского продукта;
2. Изучение классификационных особенностей банковских услуг;
3. Анализ тенденций развития банковского сектора в РФ и Красноярском крае;
4. Изучение сущности банковского маркетинга;
Введение 3
1 Основные понятия маркетинга банковских услуг 5
1.1Специфика банковского продукта 5
1.2Классификация банковских услуг 10
1.3 Тенденции развития банковского сектора в РФ и Красноярском крае 15
2 Особенности банковского маркетинга 19
2.1Сущность банковского маркетинга 19
2.2Разработка конкурентной стратегии банка 23
2.3Внедрение и реализация маркетинговой стратегии банка 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Актуальность реализации
маркетинга в банковском секторе
имеет исключительное значение в
период развития финансового и денежно-
В условиях усиления конкуренции на финансовом и денежно-кредитном рынках банки вынуждены применять новые финансовые инструменты для обеспечения устойчивости и более гибкого реагирования на возможные риски. Кроме того, усиление конкуренции сопровождается уменьшением влияния Национального Банка на банковское дело, что приводит к изменению структуры портфелей банков в сторону больших рисков для получения надлежащего уровня доходов. Нацбанк, в свою очередь, пытается снизить общий уровень риска путем повышения требований.
Следует отметить, что необходимые
предпосылки формирования рынка
потребителя, сложившиеся в последние
годы, делают возможным применение
банковского маркетинга в условиях
российского финансового и
Современный коммерческий банк
можно рассматривать как
Конкуренция в банковской
сфере отличается развитостью форм
и интенсивности. Развитие информационных
технологий и средств коммуникаций
приводит к расширению территориальной
сферы деятельности финансово-кредитных
институтов. Расширение спектра банковских
продуктов усиливает
Следовательно, повышение эффективности функционирования банковских институтов, улучшение экономических показателей деятельности банка, которые предоставляют конкурентные преимущества, необходимо обеспечивать за счет реализации банковского маркетинга. С другой стороны, проведение рыночных реформ невозможно без повышения эффективности банковской деятельности. Важная роль в реализации этого задания принадлежит применению приемов и методов банковского маркетинга.
Проблемы организации деятельности и стратегического управления банковскими системами и коммерческими банками нашли отражение в трудах зарубежных ученых. В отечественной и зарубежной монографической литературе раскрытию сущности банковского маркетинга не уделено достаточного внимания, что замедляет его развитие в деятельности банков [8].
Основой успешного применения маркетинга в банковской системе является понимание его сущности как процесса фокусирования целей и ресурсов банков на возможностях и потребностях внешнего окружения.
Современный маркетинг представляет собой сложное явление: концепцию управления организацией, своеобразную философию прогнозируемого бизнеса. Маркетинг является комплексом управленческих функций, содействующих сбыту услуг путем организации изучения рынка, проведения рекламной кампании и собственно реализации услуги. Одной из целей маркетинга в управлении кредитными организациями является создание прибыли, которая может быть источником для инвестиций, вознаграждения менеджеров, служащих, акционеров.
Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особою отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретным общественно-политическим и экономическим положением [1].
В зарубежной банковской практике
прочно закрепилось понятие
Для изучения рынков банковских
услуг и потенциальных
Основной функцией является
стратегия маркетинга — выбор
наилучших путей достижения целей
банка средствами маркетинга. Как
и все другие коммерческие предприятия,
банки должны определять свое развитие
исходя из конкретных конечных целей,
которые они перед собой
Практически все банки имеют свою маркетинговую стратегию, но далеко не у каждого банка она принимает официальные формы, четко формулируется и доводится до всех уровней. Стратегия банка должна давать ответы на следующие вопросы: как банк собирается достичь цели? На какие рынки он нацеливается? Как он собирается попасть на эти рынки? Какие услуги он собирается предложить рынку?
Рассмотрим банковскую стратегию через ее составляющие, наиболее подходящие и часто упоминаемые в современной литературе:
1. Корпоративная стратегия;
2. Деловая стратегия;
3. Функциональная стратегия;
4. Оперативная стратегия.
Корпоративная стратегия – это стратегия компании, в данном случае коммерческого банка как единого целого. Она непосредственно является элементом корпоративной миссии, определяя, на каких нишах банковского рынка функционирует коммерческий банк, является ли он диверсифицированным или предоставляет только узкий спектр банковских услуг, ориентируется на широкий или узкий круг клиентов и организаций.
Деловая стратегия разрабатывается для каждой деловой сферы, выделяемой в коммерческом банке. Если банк функционирует, например, только для корпоративных клиентов или представляет все виды банковских услуг, то здесь происходит увеличение деловых стратегий при большом количестве банковских услуг, и наоборот - при их малом количестве.
Функциональная стратегия соответствует для каждой из сфер коммерческого банка, таких как производство банковского продукта, условия сбыта, финансирование.
Оперативная стратегия формируется для обособленных подразделений компании - функциональных подразделений, отделов, филиалов, представительств и др.
В целом стратегии развития коммерческих банков направлены на расширение ресурсной базы как в сегменте организаций и предпринимателей, так и в отношении физических лиц, сохранение темпов роста доходов от кредитования, освоение новых программ кредитования, в том числе совершенствование ипотечного кредитования.
Основные принципы развития коммерческого банка:
Традиционно разработка стратегий
коммерческих банков основывалась на
выборе нескольких ключевых факторов.
Банки определяли свою депозитную и
кредитную политику: формировали
принципы, на которых готовы привлекать
средства, и указывали направления,
на которых они готовы размещать
средства, совершая доходные операции.
В зависимости от выбора в этих
областях реализовывались разные стратегии
и формировались разные типы банков.
Вторым большим элементом стратегии
являлась структура активов и
пассивов, которая надстраивалась над
описаниями первых двух политик и
указывала на устойчивую структуру
соотношения активов и
В последнее время чрезвычайно важным является описание стратегии кадровой политики коммерческого банка - фактор, связанный с коллективным управлением и формированием команд. Общая тенденция к сокращению численности населения и прогнозируемый рост дефицита квалифицированного персонала ставит перед банками вопрос о кадровом наполнении [4].
Достижение целей и
решение задач, определенных стратегией
развития коммерческого банка, позволят
подчеркнуть важность роли конкурентной
стратегии в миссии банка, укрепить
и развить российскую банковскую
систему, составить реальную конкуренцию
коммерческих банков в целях защиты
интересов участников финансового
рынка и всемерно содействовать
процессу экономического развития в
целом.