Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия и сущности банковского маркетинга и его особенностей.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Исследование специфики банковского продукта;
2. Изучение классификационных особенностей банковских услуг;
3. Анализ тенденций развития банковского сектора в РФ и Красноярском крае;
4. Изучение сущности банковского маркетинга;
Введение 3
1 Основные понятия маркетинга банковских услуг 5
1.1Специфика банковского продукта 5
1.2Классификация банковских услуг 10
1.3 Тенденции развития банковского сектора в РФ и Красноярском крае 15
2 Особенности банковского маркетинга 19
2.1Сущность банковского маркетинга 19
2.2Разработка конкурентной стратегии банка 23
2.3Внедрение и реализация маркетинговой стратегии банка 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Банковские услуги, прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида, выполняемых ими операций:
Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценивания.
Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция, однако, не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
Расчетные операции, которые
производит банк, могут осуществляться
как в безналичной, так и в
наличной форме. По поручению клиентов
банки могут открывать
Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают, прежде всего, в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени, переходят как наследие от одного поколения банков к другому.
Данные операции в своей совокупности образуют то, что называется банком. Юридически банк — это такое предприятие, которое осуществляет все три рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться банком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе "О банках и банковской деятельности" они получили название "других кредитных учреждений") [9].
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение
между традиционными и
В соответствии с рассмотренной
классификацией и в зависимости
от субъектов получения услуги предоставляются
как юридическим, так и физическим
лицам. Практически набор услуг
тем и другим лицам может быть
в тех или иных банках одинаков,
неодинаковым может оказаться только
их объем. В сводном перечне услуг
российских коммерческих банков услуги,
предоставляемые населению, занимают
пока незначительный удельный вес, им
еще предстоит увеличить
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков, и т. п.). Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую — плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.
По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только банка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции — операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты [1].
Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит решить ряд проблем, которые были упомянуты выше. Важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предоставлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то определенных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более эффективным направлением развития, позволит сократить затраты на проведение операций и, в конечном счете, увеличить их доходность.
Для того, чтобы оценить тенденции и перспективы развития банковского сектора нужно отследить динамику его развития за последние несколько лет.
И в качестве первой тенденции
можно выделить снижение количества
действующих кредитных
Рисунок 1 – Количество кредитных организаций и их филиалов в РФ
Количество действующих
кредитных организаций
Хотя можно сказать, что кризис не повлиял на объем предоставления кредитов, привлечения депозитов и посредничества в расчетах многих российских банков. По статистическим данным опубликованным Центральным Банком РФ на конец марта 2011 года, объем активных операций на начало 2009 года составляло 13874,9 млрд. руб., на начало 2010 года 13872,8 млрд.руб., а на начало 2011 уже 16099 млрд.руб. Это можно увидеть из рисунка 2.
Рисунок 2 – Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства в рублях
Значительно увеличился в 2010 году объем кредитования нефинансовых организаций-резидентов. Увеличение составило 1273 млрд. руб. Так же в 2010 году увеличился объем кредитования финансового сектора, почти в 1,5 раза.
Если говорить о перспективах
развития, то первым можно выделить
наращивание капитала банками. Требования
ЦБ к коммерческим банкам ужесточились,
и одним из таких стало требование
о минимальном размере
Второй перспективой я
бы выделила сокращение доли банков с
государственным участием и развитие
здоровой конкуренции в банковском
секторе. В проекте стратегии
развития банковского сектора РФ
на период до 2015 года можно ясно выделить
решение ЦБ об уменьшении количества
госбанков. И как мне кажется,
этот процесс будет развиваться
в двух направлениях - сокращение самой
доли участия государства в
Теперь необходимо упомянуть о тенденциях развития банковского сектора в Красноярском крае.
После двух лет глубокой
депрессии в 2011 году началось восстановление
банковского сектора
Главной тенденцией развития регионального бизнеса ведущих российских сетевых банков становится открытие не филиалов, а «удаленных офисов», а также трансформация в дополнительные офисы (операционные или кредитно-кассовые) филиалов, ранее работавших в российских регионах. В результате количество филиалов в регионах России заметно сократилось: за три с половиной года с начала кризиса — почти на пять сотен, в том числе почти на шесть десятков (с 250 до 191) — в банковском секторе Красноярского края. Содержать «удаленные офисы» явно рентабельнее, чем филиалы. А контролировать региональный рынок можно и дистанционно.
Влияние на масштабы и тенденции развития кредитного портфеля банковского сектора Красноярского края в различной степени оказывают не отдельные операторы, а их типовые группы, схожие по происхождению капитала и содержанию бизнеса. К этим типовым группам относится Сбербанк, группу «прочих» иногородних банков, МДМ Банк и группу «прочих» региональных кредитных организаций.
Стоит оговориться, что, несмотря
на доминирование в банковском секторе
всей Сибири, в составе банковских
систем отдельных сибирских регионов
Сбербанк испытывает довольно плотную
конкуренцию со стороны других операторов.
Так, в Красноярском крае его работающие
активы и кредитный портфель вполне
сопоставимы с работающими
В неблагоприятные периоды
кредитная активность филиалов в
регионах всецело зависит от положения
их головных офисов на национальном банковском
рынке и проводимой ими региональной
политики. В таких условиях, резко
сократив объем трансфертов своим
филиалам, сетевые банки вполне способны
обрушить региональный кредитный рынок,
как это и произошло в