Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 13:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанной на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
совершенствование управления товарным ассортиментом.
Введение………………………………………………………….………...3
1 Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли …………..……..……………..…………….5
1.1 Понятие об ассортименте товаров и их классификация……………………………………………………………..5
1.2 Порядок формирования ассортимента товаров
на предприятиях оптовой и розничной торговли…………….………7
1.3 Методы формирования товарного ассортимента.…..….…….9
2 Ассортиментная политика ООО «Комус»…………..………..…..19
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………….…19
2.2 Анализ структуры ассортимента ООО «Комус»……….…….21
2.3 Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Комус»……………………………………………………………………30
3 Основные направления по совершенствованию ассортиментной политики ООО «Комус»……………..……………………………..…..34
3.1 Планирование ассортимента товаров……………….………….34
3.2 Мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров………………………………………………………...……..……36
Заключение………………………………………………………...…..…42
Список источников…………………………………………..…..….…..45
Из таблицы 7 видно, что розничный товарооборот снизился на 4360,72 рубля, хотя продажи в натуральном выражении в целом по магазину, как было отмечено выше, выросли на 9,6% по сравнению с первым месяцем работы. Это связано с тем, что из-за сильной конкуренции фирма не может резко повышать цену на товары, и сдерживает её рост за счет своих доходов для сохранения клиентуры.
Общая сумма валового дохода снизилась на 923,83 рубля или на 0,15%.Это произошло за счет того, что отрицательные темпы роста валового дохода выше темпов роста товарооборота. Причина в новых поставщиках с более низкими ценами закупки при сохранении величины розничной цены по одним товарам и резкое удорожание других позиций. Как следствие потребители вынуждены были перейти на более доступные аналоги ранее используемых ими товаров. Также уменьшился показатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на 0,22% (955,83 руб.).
На
основные показатели экономической деятельности
ООО «Комус» повлияли следующие факторы
(см. таблицу 8).
Таблица 8
Влияние
факторов на величину валового дохода
Фактор | Расчет | Сумма |
Изменение среднего уровня валового дохода (в % к обороту) | РТО.отч динамич. уровн. дохода | - |
277190,06(-0,15%) | 415,79 | |
Изменение объема РТО | Изм. РТО Удох.баз. | - |
11,75%(-4360,72) | 512,38 | |
Влияние структурных сдвигов | (Удох. базУд.вес тов.гр.баз.)+(Удох.базУд.вес тов.гр.отч) | 4,35 |
Из таблицы 8 видно, что наибольшее влияние на показатель доходности оказали увеличение переменных расходов и как следствие снижение уровня доходности и изменение объёмов розничного товарооборота. Изменения товарной номенклатуры особого влияния на величину валового дохода не оказали.
Те же самые факторы оказали на прибыль следующие влияние:
(8)
где Рбаз - уровень рентабельности базисного периода.
(281550,78 - 277190,06)* 7,44/100= -324,44 руб.
(9)
(7,44-7,21)* 277190,06/100= - 609,82 руб.
(РiбазУiбаз)+(РiбазУiот
где Уiотч – удельный вес товарной группы в общем объеме розничного товарооборота.
На
конечный финансовый результат те же
самые факторы оказали большее влияние,
чем на величину валового дохода. Причем
структурные изменения оказали противоположное
влияние за счёт снижения скорости товарооборачиваемости
линеек, бумаги и калькуляторов, что не
компенсировалось увеличением продаж
ручек и карандашей.
2.3
Оценка финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Комус»
Динамика основных показателей представлена в таблице 9. Данные таблицы 9 в динамике свидетельствуют об улучшении финансовых результатов на предприятии ООО «Комус» на протяжении анализируемого периода.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом выручка от реализации выросла на 6393 тыс. руб. или на 17,67 %, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом она уменьшилась на 4411 тыс. руб. или на 10,36 %, но это произошло в связи с уменьшением объема закупок, так как значительное количество товаров осталось нереализованным с прошлого 2007 года, что может быть подтверждено увеличением валового дохода на протяжении всего анализируемого периода. Так, в 2007 году по сравнению с 2006 годом валовой доход увеличился по сумме на 1292 тыс. руб. или на 24,83 %.. В 2008 году по сравнению с 2007 годом валовой доход возрос на 1099 тыс. руб. или на 16,93 %.
Издержки обращения в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшились по сумме на 18 тыс. руб. или на 8,65 %. В 2008 году по сравнению с 2007 годом издержки по сумме выросли на 141 тыс. руб. или на 74,21 %.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом прибыль от реализации возросла по сумме на 156 тыс. руб. или на 25,68 %, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом она возросла на 617 тыс. руб. или на 80,76 %. Данные показатели объясняются снижением себестоимости продукции и эффективным управлением реализации товаров, ООО «Комус» следовало бы обратить внимание на данную ситуацию и принять меры по сохранению данной положительной динамики.
Говоря об основных производственных фондах, в целом можно отметить динамику снижения их стоимости, так в 2007 году по сравнению с 2006 годом среднегодовая стоимость основных фондов по сумме уменьшилась на 10,73 тыс. руб. или на 3,66 %, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом - на 30,21 тыс. руб. или на 10,71%.
Среднегодовая численность работников в 2006 составила 12 человек, в 2007 году она не изменилась, хотя фактические изменения были (два сотрудника были уволены, двое приняты на их место), а в 2008 году штат был увеличен на 1 человека (на 8,33%) и составил 13 человек.
Производительность
труда на протяжении анализируемого
периода развивалась
Фонд
заработной платы работников за период
с 2006 года по 2007 год увеличился на 128,05 тыс.
руб. или на 16,57 %, а в 2008 году по сравнению
с 2007 годом фонд увеличился на 1048,8 тыс.
руб. или на 16,42 %. Это говорит о положительной
динамике развития ООО «Комус», которое,
несмотря на увеличение численности сотрудников,
способно увеличивать фонд заработной
платы.
Таблица 9
Динамика основных
показателей финансово-
|
3 Основные направления
по совершенствованию
ассортиментной политики
ООО «Комус»
3.1
Мероприятия по
совершенствованию
ассортимента товаров
В ООО «Комус» особенно хорошо продаются канцтовары недорогих марок, в основном отечественных. Следовательно, нужно делать упор на них. Так же следует учесть, что дорогие тетради покупатели предпочитают брать в более крупных магазинах. Вывод: необходимо отказаться от таких марок как «Silverhoff», уменьшить запасы по другим дорогим тетрадям.
За счет увеличения ассортимента калькуляторов среднего диапазона цен (100-200 рублей) блок А можно расширить в глубину в рамках существующих торговых марок и в широту, за счет введения новых. Добавление нескольких позиций ручек в пластмассовом корпусе (за счет чего они имеют более низкую цену по сравнению с аналогами в металлическом корпусе) и удаления из номенклатуры дорогих ручек в металлическом корпусе, а также некоторых дорогих калькуляторов, можно увеличить как продажи в натуральных единицах, так и в стоимостном выражении. Наиболее популярными оказались по итогам двух месяцев отечественные линейки, шариковые ручки в пластмассовом корпусе и калькуляторы.
Группа С как раз и представлена клеем, и в основном иностранного производства. Доля его в обороте уменьшилась (-6,4%), но не уменьшились затраты по его реализации, кроме того группа С – это ластики, ножницы и корректирующая жидкость.
Карандаши и открытки не попали в блок С по причине малых издержек обращения и высокого уровня торговой наценки.
На первый взгляд кажется странным снижение показателя рентабельности при снижении издержек обращения, однако с точки зрения выбранной ценовой политики (максимизация объёма продаж в стоимостном выражении) с параллельным позиционированием относительно конкурентов, исходя из соотношения «Цена-Качество», предполагающих пропорциональное изменение розничных цен при изменении закупочных цен, все логично. Выбранная стратегия соответствует условиям насыщенного спроса, когда предприниматель вынужден следить за ситуацией на рынке (динамикой цен, появлением новых конкурентов и товаров), предпринимать все возможные меры для предотвращения падения сбыта и обострения конкурентной борьбы и существуют значительные группы покупателей, готовых платить высокую цену в связи с высокой воспринимаемой ценностью товара. В этом случае следует придерживаться высоких цен до полного исчерпания найденного сегмента, а затем перейти к стратегии «ступенчатого» снижения цены с целью захвата симпатий менее платежеспособных покупателей.[4] ООО «Комус» доставляет товар до покупателей практически только собственным транспортом, что снижает расходы по доставке и позволяет осуществлять поиск более дешевых источников ресурсов. Это является одним из конкурентных преимуществ.
На рынках однородных товаров предприятие вынуждено внимательно следить за ценами конкурентов, поэтому успех ценообразования зависит от возможной реакции контрагента на активные действия фирмы, на которую повлияют структура рынка, сила конкурентной борьбы и преимущества перед соперниками.
Необходимо также помнить, что любой товар подобно человеку проживает на рынке жизнь, включающую «молодость», «зрелость», «старость» и «смерть». И на каждом этапе вопросы ценообразования должны решаться по-своему. Например, когда товар «молод» и спрос на него только формируется, то цены должны стимулировать рост спроса на продукцию, и тут вполне оправдывает себя стратегия временного понижения цен.
Совсем другое дело, когда товар достиг зрелости, и спрос на него на рынке цен сформировался, цены можно несколько завышать для получения наибольшей прибыли.
Когда же товар начинает стареть, и спрос на него падает, то жизнь товара можно продлить за счет резкого снижения цены.
Следующим этапом в процессе будет выбор метода ценообразования и установление базовой цены. На этом стадии определяется размер торговой надбавки, состоящей из издержек обращения и прибыли торговли. По сути, весь процесс ценообразования сводится к определению оптимальной величины цены, т. к. цена розничного торгового предприятия – это оптовая цена закупки + торговая надбавка. Из этих двух составляющих только вторая зависит от фирмы. Для рынка канцелярских товаров Оренбурга приемлемы методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию. С одной стороны, в ситуации, когда и товар единообразен, и конкурентов великое множество, рыночная цена определяется игрой спроса и предложения (предприятие вынуждено придерживаться метода «на основе текущих цен»), а с другой стороны, когда товар сильно дифференцирован и предлагается многими конкурентами, продавец менее зависим в назначении собственной цены и эта самостоятельность ограничивается остротой конкуренции.[4]
С учетом вышеперечисленных ограничений и практики ООО «Комус» сложились следующие торговые надбавки, обеспечивающие возмещение расходов и получение прибыли по группам:
Информация о работе Ассортиментная политика торгового предприятия