Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить теоретико-методологические аспекты анализа маркетинговой среды предприятия, а также провести анализ маркетинговой среды на практическом примере.
В первой части теоретической главы будут рассмотрены основные понятия и компоненты маркетинговой среды, а также обоснуется необходимость ее изучения.
Во второй части будут подробно расписаны методы анализа маркетинговой среды, такие как PEST, ETOM, QUEST и другие.
В первой части практической главы будут объединены рассмотренные методы в интегрированный метод анализа SWOT.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа маркетинговой среды 5
1.1 Понятие маркетинговой среды и необходимость ее изучения. 5
1.2 Методы анализа маркетинговой среды 9
Глава 2. Практический анализ маркетинговой среды 15
2.1. SWOT-анализ – агрегированный метод оценки маркетинговой среды. 15
2.2. SWOT-анализ на примере сферы банковского страхования. 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА МАРКЕТИНГА
Курсовая работа
по дисциплине: «Маркетинг»
на тему:
Анализ влияния окружающей среды маркетинга
на рыночную деятельность фирмы.
Выполнила:
студентка группы ДНР-301
Гунина К.
Научный руководитель:
Горелова
Т.П.
Москва 2011
Содержание
Любое
предприятие действует в
Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Поэтому фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды.
Для любой организации разработка и осуществление эффективной стратегии деятельности возможны только при учете того факта, что одновременно она является частью сложной и динамичной маркетинговой среды, с которой постоянно и непрерывно взаимодействует в течение всей своей деятельности. И только хорошо изучив механизм этого взаимодействия, организация может эффективно планировать свою деятельность в долгосрочном периоде и своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней маркетинговой среде.
Разработка эффективных маркетинговых программ – углубленное понимание сильных сторон компании, рыночных тенденций, потребностей покупателей и принципов позиционирования конкурентов – создает предпосылки для формирования эффективных маркетинговых воздействий на рынок.
То, что происходит с вашим продуктом на сегодняшнем рынке, определяется тем, как хорошо вы подготовились вчера, в прошлом месяце, прошлом году.
Цель данной курсовой работы - изучить теоретико-методологические аспекты анализа маркетинговой среды предприятия, а также провести анализ маркетинговой среды на практическом примере.
В первой части теоретической главы будут рассмотрены основные понятия и компоненты маркетинговой среды, а также обоснуется необходимость ее изучения.
Во второй части будут подробно расписаны методы анализа маркетинговой среды, такие как PEST, ETOM, QUEST и другие.
В первой части практической главы будут объединены рассмотренные методы в интегрированный метод анализа SWOT.
Во второй части будет рассмотрен SWOT-анализ на примере сферы банковского страхования. После его проведения более четко представляются существующие преимущества и недостатки и сложившаяся рыночная ситуация. Это позволяет выбрать оптимальный путь развития при максимально эффективном использовании всех имеющихся в распоряжении взаимодействующих субъектов ресурсов, попутно используя предоставленные возможности и устраняя либо нейтрализуя негативные факторы.
Теоретическую
базу исследования составили труды современных
отечественных и зарубежных ученых - маркетологов,
таких как Котлер Ф., Дурович А.П., Лясников
Н.В., Дудин М.Н., Гайдаенко Т.А., Березин
И., Уолкер-мл. и другие.
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа маркетинговой среды
Анализ маркетинговой среды – процесс оценки и интерпретации информации, собранной путем исследования внутренней и внешней среды предприятия с использованием различных методов. [4]
Маркетинговая среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и внутри него и влияющих или имеющих возможность влиять на его рыночные отношения. [4]
Маркетинговая среда фирмы слагается из внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда – совокупность всех факторов предприятия, которые обуславливают его жизнедеятельность. Это часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и определяет его потенциальный комплекс возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке. [2]
Внутренняя среда – это само предприятие, его цели, организационные структуры, которые определяют характер принятия решений, а также работники предприятия, частично собственники капитала и целый ряд других внутренних факторов. [4]
Внутренняя среда состоит из следующих компонентов.
Рис. 1. Составляющие внутренней среды
Особенностью факторов внутренней среды является то, что все они контролируемы, так как само предприятие определяет их характеристики. Важно разработать такую систему внутренней среды и так организовать все виды ресурсов, чтобы предприятие сумело использовать их наилучшим образом для достижения своих рыночных целей.
Внешняя среда – совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения (макросреды) и непосредственного окружения (микросреды). [2]
Микросреда (рыночная среда) функционирования предприятия состоит из разных групп потребителей, поставщиков ресурсов для предприятия, посредников, всех типов конкурентов, контактных аудиторий. [4]
Микросреда представлена теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. [2]
Основными составляющими микросреды являются потребители (клиентура), конкуренты, поставщики, посредники, а также контактные аудитории. [2]
Поставщики
– это деловые фирмы и
Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. [1]
Потребители – отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и услуги предприятия-производителя для удовлетворения своих потребностей. [4]
Конкуренты – люди, группы, организации, с которыми конкурирует организация. [3]
Контактная аудитория – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. [1]
Факторы микросреды являются для компании в значительной мере контролируемыми. Предприятие само выбирает поставщиков, посредников, партнеров, определяет, кого хочет видеть покупателем своего товара или услуги. Задача предприятия состоит в том, чтобы не только изучать микросреду, но и прежде всего, формировать в ней все виды связей и отношений, необходимых для рыночной деятельности и создания своего места в этой среде.
Макросреда – силы более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. [1]
Макросреда создает общие условия среды функционирования предприятия.
Таблица 1
Характеристики факторов макросреды предприятия [2]
Факторы | Важнейшие характеристики |
Демографические | Численность населения; размещение по территории страны; степень урбанизации; плотность населения; миграционные тенденции; возрастная структура; рождаемость; смертность; количество браков и разводов; и др. |
Экономические | Уровень экономического развития страны; кризисы; инфляция; безработица; валютные курсы; структура населения по доходам; эластичность спроса; система налогообложения; и др. |
Природные | Природные ресурсы; климатические условия; источники сырья; дефицитность отдельных ресурсов; уровень загрязненности окружающей среды; экологическая ситуация; и др. |
Научно-технические | Технологические изменения в контролируемых и смежных отраслях; ужесточение требований к безопасности технологических нововведений; и др. |
Таблица 1 (продолжение)
Политико-правовые | Состояние законодательства; внутриполитическая стабильность; международное сотрудничество; последствия влияния внешнеполитических акций на развитие рынков сбыта; и др. |
Социально-культурные | Особенности культурных и нравственных ценностей общества; культура потребления; изменение стереотипов поведения; стиль жизни; и др. |
Мониторинг и анализ макросреды необходим для того, чтобы предприятие могло вовремя принять управленческие решения и подстроиться под действия макросреды, снизив ее негативное влияние и вовремя использовав предоставляемые ею возможности.
Для анализа маркетинговой среды компании применяются различные методики. По типу изучаемой среды их можно классифицировать следующим образом:
1. Методы анализа внешней среды:
- PEST/STEP
- ETOM
- QUEST
- «5х5»
- Анализ пяти сил Портера
2.
Методы анализа внутренней
- 4P
- 7S
- Цепочка создания ценности
Методика 4P помогает разработать маркетинговую политику предприятия на основе анализа его деятельности по четырем параметрам: товар, цена, сбыт и продвижение.
Компании следует формировать сбалансированный товарный ассортимент (product), грамотно назначать цену (price), необходимо тщательно продумывать политику сбыта продукции (place), а также постоянно заниматься продвижением товара (promotion). [7]
Концепция 7S – модель менеджмента, описывающая 7 факторов организации компании:
Информация о работе Анализ влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность фирмы