Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:32, реферат
Главной целью данного реферата является анализ структуры ассортимента. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Исследование сущности и последовательности проведения анализа АВС.
2. Рассмотрение анализ ассортимента по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы
3. Анализ по методу Дибба-Симкина.
Введение
1. Анализ АВС
1.1 Сущность анализа АВС
1.2 Пример распределения товаров по группам на основе АВС-анализа
1.3 Этапы проведения анализа АВС
1.4. Практические рекомендации по управлению группами А, В и С
2. Анализ по адаптированной матрице BCG
2.1 Пример БКГ-анализа
3. Анализ по методу Дибба-Симкина
Заключение
"Звезды" (быстрый рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
"Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – "сбор урожая".
"Собаки" (медленный рост/малая доля) – это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование.
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2–3 товара – "коровы", 1–2 – "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров – "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
В динамичном корпоративном портфеле выделяют следующие траектории (сценарии) развития (рис 2):
Рис.2. Сценарии развития в динамичном корпоративном портфеле
"Траектория товара". Инвестируя
в НИОКР средства, получаемые
от "дойных коров", предприятие
выходит на рынок с
"Траектория последователя".
Средства от "дойных коров"
инвестируются в товар-"
"Траектория неудачи". Вследствие недостаточного инвестирования товар-звезда, утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром – "проблемой".
"Траектория посредственности". Товару-"проблеме" не удается увеличить свою долю рынка, и он вступает в следующую стадию (товар-"собака").
Основные рекомендации Бостонской консультационной группы по корпоративному портфелю представлены в таблице 3.
Таблица 3
Рекомендации Бостонской матрицы
Доля рынка |
Возможные стратегии |
Вид стратегии единицы бизнеса |
Рост |
Инвестирование |
"Звезды", "Проблемы" |
Удерживание |
"Снятие сливок" |
"Дойные коровы" |
Отступление |
Деинвестирование |
"Собаки", "Проблемы" |
Матрица БКГ помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем.
Среди достоинств матрицы БКГ, прежде всего, стоит отметить ее простоту. Матрица весьма полезна при выборе между различными СЗХ, определении стратегических позиций и при распределении ресурсов на ближайшую перспективу.
Однако, из-за простоты, матрица БКГ
обладает двумя существенными
Если первый недостаток является фатальным, т.е. СЗХ, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, не могут быть проанализированы с помощью данной матрицы, то второй недостаток вполне может быть устранен. В процессе совершенствования матрицы БКГ авторами предлагались совершенно различные показатели. Основные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели оценки стратегического положения с помощью матрицы БКГ
№ |
объект оценки |
показатель |
1 |
отрасль |
темпы роста спроса |
2 |
темпы роста рынка | |
3 |
оценка привлекательности СЗХ | |
4 |
компания |
доля компании на рынке по отношению к доле ведущего конкурента |
5 |
относительная доля компании на рынке | |
6 |
будущая конкурентная позиция компании на рынке |
Показатель будущей
2.1 Пример БКГ-анализа
Задача1.Имеются следующие характеристики продуктового ассортимента предприятия:
Продукты |
Цена, руб./ шт |
Переменные издержки, руб./ шт |
Расход дефицитного сырья в тоннах на тонну готового изделия |
А Б В Г Д |
200 350 120 400 160 |
120 200 60 280 100 |
5,0 8,0 6,0 2,5 4,6 |
Определить последовательность включения
изделий в продуктовую
Решение
1.Определим сумму покрытия для каждого продукта:
СПА=200-120=80 руб./шт
СПБ=350-200=150 руб./шт
СПВ=120-60=60 руб./шт
СПГ=400-280=120 руб./шт
СПД=160-100=60 руб./шт
2. Определим сумму покрытия на тонну дефицитного сырья:
СПАт=80/5=16 руб./шт
СПБт=150/8= 18,75 руб./шт
СПВт=60/6= 10 руб./шт
СПГт=120/2,5= 48 руб./шт
СПДт=60/4,6= 13,04 руб./шт
3.Итак, последовательность включения
изделий в продуктовую
Задача 2.Имеются следующие данные по трем продуктам:
А |
В |
С | |
Цена единицы продукта Прямые затраты на единицу Нагрузка на «уз. место»,мин/шт Возможный заказ, шт |
153 88 6 40 |
186 111 10 55 |
79 45 3 200 |
Определите возможный объем производства продукта В, соответствующий оптимальной производственной программе, если максимальный уровень загрузки «узкого места» 980 мин.
Решение
1. Составим оптимальную производственную программу. Для этого определим последовательность включения изделий в продуктовую программу.
Определим сумму покрытия для каждого продукта:
СПА=153-88=65 руб./шт
СПВ=186-111=75 руб./шт
СПС=79-45=34 руб./шт
Определим сумму покрытия на «узкое место»:
СПАу=65/6=10,83
СПВу=75/10= 7,5
СПСу=34/3= 11,3
Итак, последовательность включения
изделий в продуктовую
2.Определим возможный объем
производства продукта В,
6*VA+10*VB+3*VC≤980.
Итак, продукт В включается в производственную программу третьим, поэтому сначала рассчитаем нагрузку на «узкое место» при производстве 200 шт. продукта С и 40 шт. продукта А: 200*3+40*6=840 мин.
Получается, что остаток на продукт В составляет: 980-840=140 мин., т.е. 140/10=14 шт. продукта В.
Итак, возможный объем производства продукта В составляет 14 шт.
3. Анализ по методу Дибба-Симкина
Получаемая в результате данного анализа классификация товаров, позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции (включающей только переменные затраты, без учета постоянных затрат). На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из 4-групп. Финансовый вклад в покрытие затрат (МДО) = выручка от реализации – переменные затраты.
Классификация групп:
А — наиболее ценная для предприятия группа; товары, входящие в эту группу могут служить эталонами при выборе нового товара для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в этой группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия.
В1 — следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, поиск более выгодных поставщиков для снижения себестоимости и т.д.), так как за счет высоких объемов продаж, даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли предприятия в целом.
В2 — необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо-акций, реклама и т.д.). Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы, темпы роста прибыли предприятия будут выше темпов роста продаж этих товаров.
С — наименее ценные для предприятия товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров.
При анализе ассортимента необходимо также учитывать:
Проведя такую диагностику своего ассортимента, компания может определить перспективы развития ассортимента на ближайший период, найти средства повышения его прибыльности. В ыработать различные стратегии поддержания либо восстановления баланса своего продуктового портфеля.
Доказано, что производственные затраты очень чувствительны к ассортименту. Например, сокращение наполовину ассортимента повышает производительность на 30%, сокращает издержки на 17% и существенно снижает точку безубыточности. Повторное сокращение ассортимента повышает производительность на 75%, сокращает издержки на 30% и снижает точку безубыточности более чем на 50%.
В большинстве случаев с
Заключение
Идея анализа ABC состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам.
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А (самые важные товары, приносящие первые 50% результата), В («средние» по важности, приносящие еще 30% результата) и С («проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата).
Решающее преимущество ABC-анализа заключается в простоте применения. Данный метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки менеджера деталями и обеспечивающие лучший обзор проблемной области.
На данный момент разработана широкая методологическая база для выделения номенклатурных групп. Наибольший интерес для практического использования представляют метод касательной и метод суммы, каждый из которых имеет свои преимущества. Главное усилия аналитиков направлены на расширение возможностей ABC анализа и разработку специальных программ для облегчения его проведения.
АВС-классификация позволяет разработать различные подходы для управления каждой номенклатурной группой, что значительно упрощает работу с большим ассортиментом и позволяет сократить затраты на управление запасами.