Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Автор: k****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
Сущность товарооборота предприятия.
Классификация товарооборота предприятия и характеристика его отдельных видов.
Анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

товарооборот.doc

— 303.50 Кб (Скачать)
align="justify">      Коэффициент вариации оценивает равномерность  реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

      Исследования  названных показателей дает возможность  установить степень равномерности  продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и  спроса на товары, которые реализует  предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

      6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)

      Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.

      Завершается анализ товарооборота предприятия  – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота  (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

      Допустимая  граница снижения объема товарооборота  характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:  

          ПБто= Тф – Тб/з 

          

            

      где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;

      Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

      Чем большее значение имеют порог  безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше  осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью  и структурой товарооборота с  точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  •       Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»

           
  • Таблица 2.1.
  •        Динамика  розничного товарооборота  магазина «ВИЗИТ»  за 1998-2000 г.г.

     
    Годы
    Фактический розничный товарооборот (тыс. грн.) Цепные  темпы роста товарооборота, % Базисные  темпы роста товарооборота, %
    В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
    1 2 3 4 5 6 7
    1998 2141,5 2141,5 100,0 100,0 100,0 100,0
    1999 2620,7 2176,6 122,4 101,7 122,4 101,7
    2000 
    3105,2 
    2227,5 
    118,5 
    102,3 
    145,0 104,0 
     

          Данные  таблицы показывают, что за последние  три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 1999 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2000 году - 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнению с 1999 годом, но меньше, чем в 1999 году по сравнению с 1998 годом (средний индекс цен в 1999 году - 1,204 или 120,4%, в 2000 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 1999году на 1,7%, в 2000 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

          За  три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. грн. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. грн. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. грн. (3105,2 - 2227,5).

          По  данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота  получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. грн.

          За 1998-2000 г.г. среднегодовой темп роста  товарооборота предприятия в  действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

          По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом   товарообороте.

          По  кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом  товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

          Ритмичность развития розничного товарооборота  предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.2.

    Таблица 2.2. Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ»  по кварталам года

     
     
     
     
     
     
    Откло 2000год  в 
     
     
    1999 год 2000 год нение % к

    Кварталы

    сумма, удельный сумма, удельный в 1999 году
     
     
    тыс. грн. вес, % тыс. грн. вес, % сумме  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    (+,-)  
     
    1 2 3 4 5 6 7
    1 610,8 23,3 714,0 23,0 +103,2 116,9
    2 655.2 25,0 770,5 24,8 +115,3 11 7,6
    3 647,3 24,7 770.1 24,8 +122,8 119,0
    4 707,4 27,0 850,6 27,4 +143,2 120,2
    Всего за год 2620,7 100,0 3105,2 100,0 +484,5 118,5
     

          Данные  таблицы свидетельствуют о неритмичном  развитии товарооборота предприятия  по кварталам: наиболее напряженным  был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый  низкий  темп роста товарооборота достигнут  в  первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 1999 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

          Доля  оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1999 году до  24,8% в 2000 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля  оборота четвертого квартала составила в 2000 году 27,4% и возросла по сравнению с 1999 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

          Еще более неритмичное развитие получил  товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу2.3.)

    Ритмичность развития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» по месяцам  года

    Кварталы 1999 год 2000 год Отклонение в сумме

    (+, - )

    2000 г.  в % к 1999г.
    сумма, тыс. грн. удельный вес, % сумма, тыс. грн. удельный вес, %
    1 2 3 4 5 6 7
    Январь 202,1 33,1 228.2 32.0 +26,1 112,9
    Февраль 198,3 32,5 225,0 31,5 +26,7 113,5
    Март 210,4 34,4 260,8 36,5 +50,4 124,0
    Итого за 1 кв, 610,8 100,0 714,0 100,0 +103,2 116,9
    Апрель 220,9 33,7 243,3 31,5 +22,4 110,1
    Май 215,4 32,9 256,4 33,3 +41,0 119,0 1
    Июнь 218,9 33,4 270,8 35,2 +51,9 123,7
    Итого за 2 кв. 655,2 100,0 770,5 100,0 +115.3 117,6
    Июль 216,0 33,4 256,2 | 33,3 +40,2 118.6
    Август 214,8 33,2 255,2 33,1 +40,4 118,8
    Сентябрь 216,5 33,4 258,7 33,6 +42,2 119.5
    Итого за 3 кв. 647.3 100,0 770,1 100,0 +122,8 119,0
    Октябрь 232,5 32,9 279,7 32,9 +47,2 120,3
    Ноябрь 229,0 32,4 270,8 31.8 +41,8 118,3
    Декабрь 229,0 32,4 270,8 31,8 +41,8 118,3
    Итого за 4 кв. 707,4 100,0 850,6 100,0 +143,2 120,2
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Всего за год 2620,7 ---------------- 3105,2 ----------------- +484,5 118,5 1
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       
     

          Из  данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

          Самыми  напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

          Эта напряженность в работе последних  месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

          Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используем следующую таблицу 2.4.

    Таблица 2.4.

    Розничный товарооборот по отделам магазина «ВИЗИТ» за  1999-2000 г. г.

    Отделы предприятия Фактический розничный товарооборот, тыс. грн.. Отклонение  в сумме (+,-) 1998г. в  % к 1997 г.
    1999 2000 В действующих  ценах В сопоставимых ценах В  действующих ценах В сопоставимых ценах
    В  действующих ценах В сопоставимых ценах
    1 2 3 4 5 6 7 8
          • Мясной
    372,1 447.0 376,6 +74,9 +4,5 120,1 101,2
    Колбасные изделия 652,6 767.0 653,8 +114,4 +1,2 117,5 100,2
    Ликероводочные  изделия 597,4 705,0 604,7 +107,6 +7,3 118,0 101,2
    Соки-воды 264,7 321,8 304,8 +57,1 +40,1 121,6 115,1
    Рыбный 76,1 90,1 77,3 + 14,2 +1,2 118,7 101,6
    Бакалейный 369,5 441.7 378,5 +72,2 +9,0 119,5 102,2
    Хлебный 117,9 136,6 117,5 +18,7 - 0,4 115.9 99,7
    Непродовольственные товары 170,4 195.8 168,3 +25,4 - 2,1 114,9 98,8
    Итого по предприятию 2620,7 3105,2 2681,5 +485,5 +60,8 118,5 102,3

    Информация о работе Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии