Анализ маркетинговой среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и понять сущность маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке, влияние конкурентов на исследуемое предприятие.
Задачи:
рассмотреть маркетинговое исследование конкурентной ситуации как составную часть рыночных отношений и деятельности предприятия
изучить основы маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке;

Содержание

Содержание
Введение
1. Теоретические основы маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке
1.1. Конкуренция: понятие виды
1.2. Маркетинговые модели описания конкурентных рынков
2. Анализ организационно-экономической и маркетинговой деятельности ЗАО «РегионМарта»
2.1. Анализ организационно-экономической деятельности сети гастрономов «Поляна» ЗАО «РегионМарта»
2.1.1. Характеристика основных экономических показателей деятельности сети гастрономов «Поляна» ЗАО «РегионМарта»
2.1.2. Характеристика организационной структуры ЗАО «РегионМарта»
2.1.3. Характеристика условий производства
2.2. Анализ маркетинговой деятельности сети гастрономов «Поляна» ЗАО «РегионМарта»
3. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «РегионМарта» сети гастрономов «Поляна»
3.1. Разработка комплекса мероприятий по решению выявленных проблем, реализации появившихся возможностей
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ маркетинговой среды_Поляна.docx

— 83.12 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1. Теоретические  основы маркетингового   исследования конкурентной ситуации на рынке

     1.1. Конкуренция: понятие  виды

     1.2. Маркетинговые модели описания  конкурентных рынков

2. Анализ  организационно-экономической и маркетинговой деятельности ЗАО «РегионМарта»

      2.1. Анализ организационно-экономической  деятельности сети гастрономов  «Поляна» ЗАО «РегионМарта»

      2.1.1. Характеристика основных экономических показателей деятельности сети гастрономов «Поляна»  ЗАО «РегионМарта»

      2.1.2. Характеристика организационной структуры ЗАО «РегионМарта»

     2.1.3. Характеристика условий производства

      2.2.  Анализ маркетинговой деятельности  сети гастрономов «Поляна»  ЗАО «РегионМарта»

3. Разработка  мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «РегионМарта» сети гастрономов «Поляна» 

       3.1. Разработка комплекса мероприятий  по решению выявленных проблем,  реализации появившихся возможностей 

Заключение 

Список  использованных источников

Приложения 

 

 

Введение

 

 

Актуальность: Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.

Объект исследования: ЗАО «РегионМарта», сеть гастрономов «Поляна».

Предмет исследования: конкурентоспособность ЗАО «РегионМарта» сеть гастрономов «Поляна».

Цель: изучить и понять сущность маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке, влияние конкурентов на исследуемое предприятие.

Задачи:

  1. рассмотреть маркетинговое исследование конкурентной ситуации как составную часть рыночных отношений и деятельности предприятия
  2. изучить основы маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке;
  3. рассмотреть формы маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке.

Метод работы: последовательное изучение материала с акцентами на ту информацию о маркетинговом исследовании конкурентной ситуации на рынке, которое способствует пониманию обстановке на конкурентном рынке предприятий.

 

1 Теоретические основы маркетингового исследования конкурентной

ситуации на рынке

 

 

1.1 Конкуренция: понятие и виды

 

 

В системе маркетинга фирма, действующая  на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей Среды, в  которой действует фирма, принято  называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Маркетинговая среда фирмы слагается  из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и  ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными  аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального  плана, которые оказывают влияние  на микросреду ( факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).

Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы. Без учета и изучения которой  невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

Существует множество определений  конкурентов, приведем наиболее употребительные  из них. Как было отмечено выше, конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров  и на весь комплекс маркетинговой  деятельности (что и влечет за собой  необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой  системы более подробно, можно  дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие  полностью или частично совпадающую  фундаментальную нишу. Под фундаментальной  рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар или услуга, производимые данной фирмой.

Наличие конкурирующих фирм порождает  такое явление в экономике  как конкуренция. С экономической  точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

С точки зрения маркетинга, важными  в этом определении являются следующие  аспекты:

Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары или услуги.

Во-вторых, конкуренция ведется  за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать  друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

В-третьих, рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка.

В экономической литературе принято  разделять конкуренцию по ее методам  на:

  1. ценовую (конкуренцию на основе цены);
  2. неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости)

Ценовая конкуренция восходит к  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы  снижения себестоимости товара. В  целом, конкуренция в открытой форме  приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния  фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести  ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее  время обычно в следующих случаях:

  1. фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
  2. для проникновения на рынки с новыми товарами;
  3. для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.

Неценовая конкуренция выдвигает  на первый план более высокую, чем  у конкурентов, потребительную стоимость  товара (фирмы выпускают товар  более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

К числу неценовых методов относятся  все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых  из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы  представлена ниже.

Таблица 1 - Маркетинговые методы управления фирмой

Метод маркетинговой политики

% компаний

поставивших

фактор на 1-ое место

Разработка и

выпуск новых товаров

Комплексные исследования

рынка и планирование маркетинга

Организация работы торгового  аппарата

Реклама и стимулирование сбыта

Усовершенствование выпускаемой  продукции

Политика цен

Совершенствование

организационной        структуры

Выбор наиболее

эффективных каналов товародвижения

Сокращение издержек обращения

Кредитная политика и финансирование

 

79

 

73

59

56

52

50

 

44

 

41

17

14


 

К незаконным методам неценовой  конкуренции относятся:

  1. промышленный шпионаж;
  2. переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
  3. выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;
  4. закупка образцов с целью их копирования.

Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

1) конкуренция в области рынков  сырья за завоевание позиций  на ресурсных рынках с целью  обеспечения производства необходимыми  материальными ресурсами, перспективными  материалами, высококвалифицированными  специалистами, современной техникой  и технологией с целью обеспечения  более высокой, чем у конкурентов,  производительности труда.

В качестве конкурентов предприятия  на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;

2) конкуренция в области сбыта товаров или услуг на рынке;

3) конкуренция между покупателями  на сбытовых рынках.

В зависимости от интенсивности  конкуренции в этой среде фирма  прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

В условиях насыщенного рынка конкуренция  покупателей уступает место конкуренции  продавцов. В связи с этим среди  этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении  потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке  можно выделить следующие виды конкуренции:

1) желания-конкуренты.

Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество  альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;

2) функциональная конкуренция. 

Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность  можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности).

Информация о работе Анализ маркетинговой среды