Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель данной работы – анализ и прогнозирование конкурентоспособности продовольственных товаров ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
-рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на предприятии;
-провести анализ конкурентоспособности товаров на предприятия;
-предложить пути повышения конкурентоспособности продовольственных товаров.
Введение………………………………………………………………………3
1.Методологические основы изучения конкурентоспособности
товаров……………………………………………………………………….5
1.1 Основные понятия конкурентоспособности продукции……………..5
1.2 Основные факторы конкурентоспособности товаров ……………….8
1.3 Расчет конкурентоспособности товара……………………………….13
1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и
пути её повышения………………………………………………………….16
2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ОАО «Рогачевский МКК»…………………………………………………….22
2.1 Место предприятия в экономической среде…………………………..22
2.2 Анализ рынка и маркетинговой среды ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат»………………………………………………………...24
2.3 Маркетинговые исследования конкурентоспособности продукции…..26
2.4Анализ конкурентоспособности молочно-консервной продукции предприятия……………………………………………………………………..30
3.Направления совершенствования маркетинговой стратегии конкурентоспособности ОАО «Рогачевский МКК»…………………………33
3.1 Мероприятия по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности………………………………………………………..39
Заключение …………………………………………………………………..42
Список литературы………………………………………………………….44
Приложение А. Паспорт ОАО «Рогачевский МКК»……………………..45
Приложение Б. Динамика реализации продукции ОАО «Рогачевский МКК»……………………………………………………………………………46
Приложение В. Анкета………………………………………………………47
Приложение Г. Форма для регистрации наблюдения……………………51
- маркетинговая деятельность фирмы;
- спрос и предложение на данную продукцию;
- торговая наценка фирмы.
Формирование спроса и стимулирование сбыта как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке сбыта товара. Формирование спроса заключается в том, чтобы сообщить потенциальному покупателю о существовании товара, осведомить его о потребностях, которые удовлетворяются этим товаром, максимально снизить недоверие к товару со стороны покупателей и довести до них гарантии защиты интересов покупателей в случае, если они не будут удовлетворены покупкой. Главная задача организации ФОС - введение на рынок нового товара, обеспечение его конкурентоспособности и намеченного объема продаж.
Задача же стимулирования сбыта – побуждение покупателя к последующим покупкам данного товара, к приобретению больших партий, регулярным коммерческим связям. Деятельность по организации стимулирования сбыта особенно важна, когда на рынке имеется много конкурирующих между собой товаров, мало отличающихся по своим потребительским свойствам, а стимулирование сбыта обещает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии покупки больших партий товара, регулярности покупок определенного числа изделий ("бонусные" скидки).
При стимулировании
сбыта часто используются послепродажные,
сопутствующие "подарки", бесплатное
распространение образцов товара, бесплатная
передача товара во временное пользование
"на пробу" за реализацию крупных
партий товара, прием подержанного
изделия в качестве первого взноса
за новую вещь. Большое значение
имеет организация презентаций,
пресс-конференций и других организационных
мер по введению нового товара на рынок
и обеспечению его
Факторы конкурентоспособности товаров можно подразделить на психологические, производственные, рыночные, сбытовые, сервисные, экономические.
К психологическим факторам можно отнести осознание потребностей; определение товаров, которые могут их удовлетворить, и их сравнительная характеристика; осознанный выбор товара и его приобретение; оценка степени удовлетворения потребностей при потреблении. Именно эти факторы играют решающую роль в формировании потребительских предпочтений и, следовательно, конкурентоспособности товара.
Информационные факторы представлены информационным подкреплением товаров через маркировку, ценники, эксплуатационные документы, сертификаты, декларации о соответствии, удостоверения о качестве и рекламу.
Каждое из указанных средств оказывает определенное психологическое воздействие на потребителей. Таким образом, по отношению к психологическим информационные факторы играют дополнительную роль в создании потребительских предпочтений./12. С. 90-91/
Сбытовые факторы непосредственно влияют на конкурентоспособность услугу и опосредованно, через сервисные факторы – товаров.
Специалистами выделены следующие сбытовые факторы:
Формирование ассортимента товаров – важнейший элемент ассортиментной политики предприятий, играющий существенную роль в создании потребительских предпочтений. Если товар дополняет существующий неполный ассортимент, повышает конкурентоспособность товара и, наоборот, снижает ее для оставшихся товаров, если плохо увязан с существующим ассортиментом.
Такой фактор, как «создание разветвленной дилерской сети», будет повышать конкурентоспособность, если сбыт полностью обеспечен существующей сетью и штатом специалистов, и снижать его, если для сбыта товара требуются дополнительные каналы и серьезные изменения в штате.
Транспортабельность товара влияет на
конкурентоспособность через
Сервисные факторы действуют на стадии обращения. Они играют важную роль в формировании конкурентоспособности товаров. К ним относят:
Под условиями
приобретения товара понимаются льготы,
которые предоставляет
Экономические
факторы связаны с
1.3 Методология оценки конкурентоспособности товаров
Оценка и анализ конкурентоспособности товара – сложная методологическая и методическая проблема, которая требует привлечения квалифицированных специалистов, соответствующего опыта и наличия адекватной задачам оценки исходной информации.
Конкурентоспособность товаров раскрывается через систему ее показателей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности изделий. Следовательно, вначале нужно определить перечень параметров товара, существенных с точки зрения интересов потребителя./12. С. 205-206/
Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим):
Потребительные
параметры характеризуют
Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.
Представляется
одна из методик расчета
Примерная последовательность проведения расчета конкурентоспособности товара следующая.
1. Определяют
единичные показатели
qi = (Pi / Piк) * 100% ( 1)
qi = (Piк / Pi) * 100% ( 2)
где q i — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Р i — величина i-го параметра для анализируемого товара; Р iк — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.
Из формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (2)./9. С. 25/
2. По
единичным показателям
Iпп = ∑ ni=1 ai * qi (3)
где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру.
3. В ряде
случаев уровень
Ka = Iпп1 / Iпп2 (4)
где Ka — показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу — товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 — групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.
4. По
аналогичной схеме определяют
набор экономических (
Обычно величины экономических параметров (размер издержек) складываются из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налогов (С8), страховых взносов (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления — СЭ, т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара:
СЭ = С1 + С2 + С3 +... + Сn (5)
Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитывается по формуле:
Iэп = Сэ1
/ Сэ2
где Cэ1 — цена потребления оцениваемого товара; Сэ2 — цена потребления конкурирующего товара.
Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.
5. На
базе групповых (сводных)
K = Iпп/ Iпэ
Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 — уступает, если К = К0 — оба находятся на одном уровне.
Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.
1.4 Конкурентоспособность белорусских товаров и пути её повышения
В современных условиях одной из основных целей любого ориентированного на экспорт предприятия является обеспечение устойчивой конкурентоспособности производимой продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Достижение
данной цели по средствам решения
определенных задач дает возможность
белорусским предприятиям-
В масштабах республики в целом обеспечение конкурентоспособности экспортируемой продукции на внешних рынках, а также изыскание и использование имеющихся возможностей роста конкурентоспособности белорусских товаров позволит достигнуть устойчивого долгосрочного развития Беларуси, которая является страной с открытой экономикой, т.к. более 50% ее ВВП составляет экспорт.
По мнению исследователей, конкурентоспособность – это наличие у производимой продукции потребительских, ценовых и качественных характеристик, обеспечивающих ее успех на внутреннем и внешних рынках. Качество продукции является одним из важнейших факторов конкурентоспособности любого предприятия. Роль и значение повышения конкурентоспособности путём повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей.
При этом важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность, следует назвать обеспечение соревновательности товаров по уровню издержек, производительности и интенсивности труда - ценовую конкурентоспособность, а также конкурентоспособность продукции по качественным и потребительским свойствам.