Жизненный цикл товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 07:28, реферат

Описание работы

Товар, попав на рынок, живет своей особой товарной жизнью, называемой в маркетинге ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА. У различных товаров разный жизненный цикл. Он может длиться от нескольких дней до десятков лет. Впервые концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) была опубликована американским маркетологом Т. Левиттом в 1965 г.
Жизненный путь товара имеет различные этапы, каждый из которых требует от предприятия соответствующих стратегии и тактики рыночного поведения.

Содержание

Введение
3

Этап разработки нового товара
8

Этап внедрения нового товара на рынок 14

Этап роста 19

Этап зрелости 25

Этап упадка 27

Заключение 30

Список литературы

Работа содержит 1 файл

жизненный цикл товара.docx

— 506.60 Кб (Скачать)

      Обычно  стандартизация касается общей рекламной  стратегии, творческой идеи послания, а так же, если возможно, аналогичных  средств распространения рекламы.

      При разработке ценовой политики приходится отвечать на многие вопросы: какое место  занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом из рынков, на которых действует фирма может ли выдержать фирма роль “ценового лидера” или должна следовать за другим “лидером”, то есь выдержит ли фирма “ценовую войну” . Должна ли быть единая  базисная цена для всех стран, с которыми ведется торговля, или возмоны разные базисные цены, существуют ли организации , которые могут подвергнуть анализу отношение “издержки\прибыль” нашей фирмы и сравнить результат с теми же показателями  конкурентов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Этап  зрелости

  В какой-то момент темпы роста сбыта товара замедляются, наступает этап зрелости. Этот этап обычно продолжительнее предыдущих этапов. В этот период перед фирмой встают сложные задачи управления маркетингом. Когда в экономике доминирует определенный технологический уклад, большинство имеющихся на рынке товаров находится как раз на этапе зрелости и, следовательно, управление маркетингом в основном имеет дело со «зрелыми» товарами. Замедление темпов роста сбыта означает, что у многих производителей скапливаются запасы непроданных товаров. Это ведет к обострению конкуренции. Конкуренты прибегают к продаже по сниженным ценам. Усиливается реклама, увеличивается число льготных сделок со сферой торговли и потребителями. Растут ассигнования на НИОКР в целях создания улучшенных вариантов товара. Все это означает снижение прибылей. Наиболее слабые конкуренты начинают выбывать из борьбы. В конце концов в отрасли остаются только прочно укоренившиеся соперники. Такая фирма, как Даймонд очень основательно планирует жизненный цикл своего товараю Специалисты этой фирмы уже задумывались о будущей острой конкуренции на рынке плейеров нового поколения даже до выпуска товара на рынок. Без четкого представления о том какой будет среда, в которой придется осуществлять сбыт, когда товар достигнет зрелости, фирма долго не сможет существовать. Более мощьные системы прогнозирования соперников могут вытеснить фирмы с созданного ей же рынка за год или даже менее, выпустив более совершенную модель и направив сервис и рекламу таким образом, что даже почти новый товар фирмы просто более не будет замечен.

  Менеджер  по товару должен не просто защищать свое изделие. Лучшая оборона — это  нападение. И управляющему нужно  постоянно искать способы модификации  рынка, товара и комплекса маркетинга.

  Модификация рынка. Фирма стремится увеличить потребление существующего товара. Она ищет новых пользователей и новые сегменты рынка. Одновременно она изыскивает способы стимулирования более интенсивного потребления товара существующими клиентами. Возможно, фирма захочет изменить позиционирование товара таким образом, чтобы он оказался привлекательным для более крупного или быстрее растущего сегмента рынка.

  Модификация товара. Фирма может также модифицировать характеристики своего изделия, такие, как уровень качества, свойства или внешнее оформление, чтобы привлечь новых пользователей и интенсифицировать потребление.

  Стратегия улучшения качества имеет целью совершенствование функциональных характеристик товара, таких, как долговечность, надежность, скорость, вкус. Этот подход эффективен в тех случаях, когда качество поддается улучшению, покупатели верят утверждениям об улучшении качества и многие хотят улучшения качества товара.

  Кроме того, товару можно придать новые  свойства, делающие его более универсальным, более безопасным и более удобным. Данную стратегию — стратегию  улучшения свойств успешно применяют производители часов, калькуляторов, копировальных аппаратов, двигателей внутреннего сгорания...

  Стратегия улучшения внешнего оформления имеет целью повысить привлекательность товара. Так, для привлечения покупателей, которым нужно нечто новое по виду, ведущие автомобильные фирмы ежегодно меняют внешнее оформление своих моделей.

  Модификация комплекса маркетинга. Предприятие должно стремиться стимулировать сбыт с помощью модификации одного или нескольких элементов комплекса маркетинга. Для привлечения новых клиентов и переманивания клиентуры конкурентов можно попытаться разработать более действенную рекламную кампанию. Можно прибегнуть к активным приемам стимулирования сбыта, таким, как заключение льготных сделок с продавцами, выпуск купонов, дающих право на небольшую скидку с цены, распространение сувениров, проведение конкурсов. Фирма может воспользоваться более емкими рыночными каналами, если эти каналы переживают период роста. Фирма может также предложить покупателям новые или усовершенствованные виды услуг.

  При помощи этих и других уловок, фирме явно удасться привлечь все больший интерес  к своему изделию ко времени, когда  он подойдет к этапу «зрелости».

Этап  упадка

      В конце концов сбыт разновидности  товара или марки все-таки пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, как в случае с модными товарами. Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет.

Падение сбыта  объясняется рядом причин. Это  достижения в технологии, изменение вкусов потребителей и обострение конкуренции. По мере падения сбыта и прибылей некоторые фирмы уходят с рынка. Оставшиеся могут сократить ассортимент товарного предложения, отказаться от мелких сегментов рынка и наименее эффективных торговых каналов, урезать ассигнования на стимулирование и еще больше снизить цены.

  Сохранение  в своей номенклатуре товара, вступившего  в стадию упадка, может оказаться  для фирмы чрезвычайно накладным. Товар может отнимать слишком  много времени у руководства. К тому же он часто требует корректировки  цены и переоценки товарно-материальных запасов. Стоимость его производства высока, он требует и рекламы, и внимания продавцов, а средства или силы, возможно, было бы лучше направить на организацию производства новых, более прибыльных товаров. Сам факт падения его успеха может отрицательно сказаться на репутации фирмы-производителя. Но самые значительные неприятности могут ожидать фирму в будущем. Не снятые с производства, дряхлеющие товары мешают началу энергичных поисков их замены. Из-за них фирма довольствуется однобоким комплексом маркетинга, в котором слишком большая роль отводится «вчерашним кормильцам», слишком.маленькая — «кормильцам завтрашним». Такие товары подрывают рентабельность и ослабляют позиции фирмы.

  Никто не застрахован от неудач. Предприятия - авторы новинок не являются исключением. Важно понять, почему товар потерпел поражение, что такое коммерческая неудача товара.

  АБСОЛЮТНЫЙ  ПРОВАЛ нового товара означает, что  для предприятия выпуск товара убыточен, не способен оправдать даже затраты  на его производство и продвижение  на рынок.

  ОТНОСИТЕЛЬНАЯ НЕУДАЧА новинки - изготовитель получает прибыль, но ниже запланированной, или  товар отрицательно повлиял на деловую  репутацию предприятия-изготовителя, а репутация – это самое главное, без чего фирма не сможет достичь желаемого высокого успеха.

  Новый товар терпит неудачу наверняка  потому, что неверно оценены потребности  людей в нем, преувеличены объемы будущего рынка сбыта, «подкачали»  цены, товар-новичок опередил свое время, выполнен новый товар неудачно по сравнению с идеей его создания, недоучтены позиции конкурентов, неудачно время выхода товара на рынок.

  Во-первых необходимо оперативно выявлять стареющие  товары. Для их изготовления затрвчиваются  ресурсы и время, сбыт и прибыль  не велики, а хлопот и расходов не убавляется.

  Когда товар находится на заключительной стадии его жизненного цикла, предприятию необходимо: выбрать товары-кандидаты для ликвидации; тщательно проанализировать информацию о них; принять решение об исключении товара из производства и в завершение - прекратить его изготовление и сбыт.

  Во-вторых, снимая товар с производства надо помнить о потредителе.

  Важно решить вопрос, кто и как долго  будет выпускать запасные части  для устаревшего товара, своевременно оповестить торговлю и покупателей  о снятии товара с производства. Необходима ясность в вопросе  соблюдения гарантийных обязательств, а также по осуществлению ремонта после окончания гарантийного срока. Главное — поддержать и сохранить репутацию в глазах потребителя, чтобы продолжить данейшее сотрудничество с ним.

  В-третьих  надо выявлять и выводить в рынка  «больные товары».

  Хороший товар начинает «болеть» при изменении  отношения к нему со стороны покупателя. Покупатель отворачивается от предлагаемого товар, когда наши конкуренты представили товар на порядок выше нашего, когда изменилось общественное мнение или экономическая ситуация, появились неблагоприятные медицинские сведения о последствиях использования данного товара.

  Например, высокое содержание холестерина  в яйце привело к уменьшению его  потребления в развитых странах; синтетические ткани потеряли популярность после известных заключений медицинских служб.

  Таким образом, фирма должна уделять больше внимания своим дряхлеющим изделиям. Первым делом необходимо выявлять товары, вступившие в стадию упадка, посредством  регулярного анализа показателей  их сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабельности. В отношении  каждого из них руководство фирмы должно принять решение либо о продолжении его выпуска, либо о «пожинании плодов», либо об исключении его из номенклатуры.

  Решение о продолжении выпуска марки  может быть принято в надежде, что конкуренты уйдут из конкретной сферы деятельности. Например, в  свое время корпорация «Проктер энд  Гэмбл» не отказалась, подобно другим, от производства жидкого мыла, продолжала его выпускать и получила немалые прибыли. Руководство может решить, что пора «пожинать плоды», резко сократить любые издержки в связи с товаром в надежде на то, что сбыт еще продержится некоторое время на довольно приличном уровне. В случае успеха стратегия пожинания плодов обеспечит фирме кратковременный рост прибылей. Руководство может также принять решение об исключении товара из номенклатуры, т.е. либо продать его другой фирме, либо просто прекратить его производство.

 

  Заключение 

      Создание  статегического планирования на основе жизненного цикла продукта является необходимой для стабильного  длительного роста компании. Умение вовремя создать нужную базу для  товара – это то же самое, то проложить  дорогу плотному транспортному потоку, чтобы не произошло остановки  и задержки, а следовательно –  убытков, может даже банкротов. Умение оперировать инструментами стимулирования сбыта в совокупности с разумным размещением товара на рынке ведет  к лучшему из результатов –  рождению нового успеха.

      Многие  управленцы заостряют внимание на том, что товар слишком хорошь, чтобы  не найти спрос даже при малой  рекламе, или, особенно, когда товар  находится на этапе зрелости, предпочитают «сидеть, сложа руки» и пожинать плоды успеха,совершенно не задумываясь  о том, что за близким прогом успеха их ждет упадок, который обязательно  наступит.

        Для предотвращения таких стерросых ситуаций все  уважающие себя фирмы миряться с  тем, что необходимо диумать о  смерти даже еще не родивщегося товара. Такие организации имеют долгосрочную удачную перспективу, т.к. они понимают, что упустив хоть одну стадию товара, не пополнив ее разработкой, или выдвижением  на рынок другого было бы не гармонично. Приступая к выдвижению на рынок  нового товара, необходимо сразу начинать прогнозирование нового товара (модификации  или совершенно иного) с намерением иметь «обеспеченную старость»  первому товару (рис). Лучше всего  иметь  восемь таких товаров , в  этом случае фирма по-настоящему завоюет  себе репутацию, место на рынке и  будет постоянно получать большую  прибыль и комплименты.

      Есть  случаи, когда ЖЦТ управленцы не учитывают, что приводит чаще всего  к разорению. Такие фирмы часто  называют «однодневки», что полностью  описывает их «упех».

 

Список  литературы: 

  1. «ОСНОВЫ предпринимательской  деятельности (МАРКЕТИНГ)» Учебное  пособие. Власова В.М.; Волков Д.Л.; Кулаков  С.Н. Москва «Финансы и Статистика» 1999
  2. «МАРКЕТИНГ» . Курс Лекций. Л.Е.Басовский. Москва «ИНФРА-М» 1999
  3. “Международный маркетинг” Н.К. Моисеева. Издательство ЗАО “Центр зкономики и маркетинга”
  4. «ЭКОНОМИКА» С. Фишер. Изд. «ДЕЛО» 1997

Информация о работе Жизненный цикл товара