Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Жизненный цикл организации».

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты и выявить природу темы «Жизненный цикл организации»;
Обозначить этапы жизненного цикла организации;
Изучить разные модели корпоративного управления на примере зарубежных стран;
Определить действия руководителя на разных этапах развития организации;
Исследовать банкротство в жизненном цикле организации.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Жизненный цикл организации 4
1.1. Этапы жизненного цикла 4
1.2. Анализ ситуации на стадии создания организации 5
1.3. Действия руководителя на разных стадиях развития организации 12
Глава 2. Банкротство в жизненном цикле организации: эмпирическое исследование 14
Глава 3. Современные модели корпоративного управления 22
Заключение 35
Библиографическая литература 36

Работа содержит 1 файл

Жизненный цикл организацииГОТОВ.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Кроме двух основных этапов в модели можно  выделить восемь основных периодов развития - периодов предрасположенности к инновации конкретного признака. Предназначение периодов - обозначить временной отрезок развития, в рамках которого бизнес-система демонстрирует готовность к осуществлению строго определенных инноваций. Критическая точка развития - это момент преобразования количественного характера развития бизнес-системы в качественный. В данном случае возникает противоречие между желанием сохранить сложившийся порядок функционирования бизнес-системы и необходимостью его изменения и корректировки в соответствии с существующими этапами развития. Контрольная точка развития бизнеса - это дата окончания каждого периода в жизненном цикле бизнес-системы. Эти точки завершают определенный период или этап развития. В контрольной точке проводится анализ достигнутой цели и ставится цель для следующего периода развития. Развитие бизнес-системы прерывается кратковременными периодами, в которых возникают непредвиденные негативные события и ситуации; предсказать такие периоды невозможно. Метод коррекции бизнес-систем утверждает, что основой таких ситуаций является разница между сложившейся организацией бизнес-системы и ее процессов и той организацией, которую описывают нормативные параметры. Эти ситуации получили название периодов особой чувствительности (ПОЧ) (рис. 4).

Рис. 4. Механизм появления ПОЧ бизнес-системы 

     Кривая 1 отображает эталонное состояние  системы (нормативная структура  пространства).

     Кривая 2 - реальное состояние системы.

     Кривая 3 - разница состояний.

     Полная  информация о периодах особой чувствительности позволяет своевременно предпринять  необходимые меры для предотвращения возникновения негативных ситуаций.

     Теоретическая ценность и новизна концепции  состоят в следующем Продолжая рациональные идеи Грейнера о кризисных точках развития, разработчики концепции устанавливают четкое разграничение этапов развития на количественный и качественный, разделяются понятия роста и развития (рост - всего лишь одна из стадий трансформации бизнес-системы на каждой из фаз жизненного цикла). Катализатор качественного этапа развития - противоречия внутри системы, вызванные динамикой внешней среды. Трансформировалась и сама концепция жизненного цикла: развитие больше не носит монотонно-эволюционного однонаправленного характера, определяющего непременное разрушение организации, а может продолжаться сколь угодно долго, проходя несколько раз одну и ту же фазу жизненного цикла. Это связано с тем, что подобный жизненный цикл характеризует бизнес-систему, ограниченную комплексом нормативных параметров. При корректировке параметров, а следовательно, и изменении бизнес-системы, может формироваться новый жизненный цикл. Концепция коррекции бизнес-систем органично соединяет эволюционные подходы к развитию с синергетическим подходом, соединяя в себе черты обеих теорий.

 

      Заключение

 

     Во  многом от изначальной концепции  и определения того, что есть организация, зависит то, как мы будем относиться к управлению этой организацией. Концепции  жизненных циклов — одни из самых мощных и наиболее часто используемых в реальной жизни. Эти модели способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях. Во-первых, они позволяют прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дают возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Во-вторых, эти модели детально описывают то, что происходит внутри организации, тем самым обнаруживая закономерные, естественные явления и отклонения, что помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем.

     Одна  из таких моделей (1972), предложенная Ларри Грейнером, описывает этапы  жизненного пути организации. По мнению Грейнера, наибольшее значение для  построения модели организационного развития имеют пять ключевых факторов:

    • возраст организации;
    • размер организации;
    • этапы эволюции;
    • этапы революции;
    • темпы роста отрасли.

     Грейнер последовательно выделяет пять этапов эволюции и революции на жизненном  пути организации, называя их «стадиями  роста». Каждая стадия — одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии. Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, используемым для поддержания роста, в то время как каждый революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен.

     Развивая  идеи Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства  физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса,в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов.

     На  практике теория Адизеса дает весьма ощутимые результаты. Во-первых, она позволяет прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Во-вторых, эта модель довольно детально описывает то, что происходит внутри организации, тем самым обнаруживая закономерные, естественные явления и отклонения, патологии, что помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем, а не тратить впустую усилия на «временные трудности», нарушая естественный ход вещей или же возлагая на организацию непосильные задачи, не соответствующие ее возрасту и уровню развития. 
Российские исследователи и консультанты Е. Емельянов и С. Поварницына рассматривают жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения, основываясь на собственном богатом опыте управленческого консультирования. Они выделяют четыре этапа жизненного цикла организационного развития, для каждого из которых характерна определенная система взаимоотношений между сотрудниками, организацией и внешней средой:

     Авторы  модели уточняют, что каждый из этих макроэтапов подразделяется на шесть  стадий: формирование, рост, стабилизация, стагнация, кризис, распад. Как правило, смена этапов сопровождается значительными  трансформациями внутри организации  при попытке разрешить кризис каждого отдельного этапа.

     Хотелось  бы особо отметить значение тех основ  теории организации и управления, которые мы приводим здесь. Во многом от изначальной теоретической концепции  и определения того, что есть организация, зависит то, как мы будем относиться к управлению этой организацией. Описанные концепции жизненных циклов — одни из самых мощных и наиболее часто используемых в реальной жизни. Эти модели являются центральными при проведении организационной диагностики, так как действительно способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях.

 

     Библиографическая литература 

  1. Акимова, Т.А. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова .– М : ЮНИТИ-ДАНА. – 2003 .– 367с .
  2. Гапонов С. Трансдисциплинарный аспект стратегического планирования и управления бизнесом - метод коррекции бизнес-систем. (Тезисы к семинару «Брэндархитектура: создание и управление брэндом», Москва, октябрь 2004 года). – М., 2004.
  3. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  4. Закс С. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления.– 1998. – N 1.
  5. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. — М.:КНОРУС, 2006.
  6. Игнатьева А.В., Максимов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  7. Кибанов А., Григор О., Мамед-заде Г.Выжить и достичь стабильности. Разные модели корпоративного управления/А. Кибанов, О. Григор,Г. Мамед-заде  //Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2007 – февр.(№ 2).
  8. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. – СПб.: Питер, 2003.
  9. Мильнер, Б. З. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Б. З. Мильнер .– изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2004 .– 647 с.
  10. Моргунов Е.Б. Организационное поведение. М., 2004. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/198166.html.
  11. Рогожин, С.В. Теория организации : учеб. пособие для ВУЗов / С.В. Рогожин ; С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина .— изд. 2-е, стереотип. — М. : ЭКЗАМЕН, 2004 .— 319.
  12. Семенков И. Стадии развития организации // Управление персоналом .— 2001 .–№ 9. – С. 62-72 .
  13. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под общей ред. акад. РАЕН д. э. н. Б. Г. Клейнера. М.: «КОНЭСКО», 1998.
  14. Хмелькова Н. В. О жизненном цикле внутренней среды организации // Менеджмент в России и за рубежом .– 2004 .–№ 1. – С. 119-126.
  15. Чернова М. В. Банкротство/ М. В.Чернова//Экономический анализ: теория и практика,– 2009. –  N 10.
  16. Широкова Г.В., Меркурьева И. С, Серова О. Ю. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ) // Российский журнал менеджмента. Т. 4. – 2006. – N 3.– С. 3 - 26.
  17. Широкова Г. В. Концепция жизненного цикла в современных организационных и управленческих исследованиях Широкова Г. В., Клемина Т. Н., Козырева Т. П. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8, Менеджмент .– 2007 .– N 2. – С. 3-31.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий  

Авторитет - установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей.

Аномия  - состояние, при котором одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и к социальным отклонениям.

Аутгруппа - группа людей, по отношению к которым индивид не испытывает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как <не мы> или <чужие>.

Блок  управления - часть системы управления организацией, включающая в себя нормы, цели и эталоны контролируемых параметров, а также сравнение их с реальными значениями этих параметров.

Быстрота  реакции системы  управления организации на принятое решение - скорость, с которой система способна изменить ее состояние в ответ на управленческое воздействие, корректирующее отклонение от эталонных значений.

Бюрократия  - социальная структура, состоящая из ряда официальных лиц, членов общества, профессионально занимающихся управлением, которые образуют иерархию и различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Валентность - сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет определенный уровень валентности (или желательности), который колеблется от -1,0 (весьма нежелательно) до +1 (весьма желательно).

Взаимосвязанность - характеристика внешней среды организации, указывающая на характер отношений между отдельными структурными единицами внешнего окружения, а также на отношения между этими структурными единицами и организацией.

Внешнее окружение организации - совокупность физических, социальных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации.

Гашение - управленческое воз-действие, в ходе которого заранее изученные реакции или действия не подкрепляются. В этом случае установки, ожидания и стремления индивида остаются нейтральными. Это состояние и будет представлять собой желательное в данной ситуации поведение.

Гибкость  - свойство организации, ее подразделения или управленческого органа быстро реагировать и приспосабливаться к любым изменениям, происходящим в рыночном или институциональном окружении.

Делегирование - передача руководителем части своих функций и полномочий руководителям более низкого уровня управления или лидерам в группах организации.

Дерево  целей - продукт декомпозиции основных целей организации по уровням и целевым программам. Представляет собой иерархию целей, при которой высшие цели приоритетны по отношению к низшим.

Дифференциация горизонтальная - характеристика структуры организации, которая показывает степень разделения труда в организации, уровень специализации в деятельности се подразделений.

Дифференциация  вертикальная - характеристика структуры организации, которая показывает количество уровней управления в организации.

Изменчивость  - характеристика внешней среды организации, указывающая на степень устойчивости во времени отдельных структурных единиц внешней среды и связей между ними.

Изоморфизм  - принцип, согласно которому всем системам (биологическим, социальным, политическим, техническим и т.д.) присущи некоторые общие или системные свойства.

Ингруппа  - группа или социальная категория, но отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид определяет членов этой группы как <свои> и называет их <мы>.

Институционализация - процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Интернализация  - принятие и усвоение индивидом норм, верований и ценностных ориентации других людей.

Конкуренция - процесс, в ходе которого осуществляется попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конфликт  социальный - конфликт, связанный с достижением вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Информация о работе Жизненный цикл организации