Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 12:07, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Жизненный цикл организации».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу темы «Жизненный цикл организации»;
Обозначить этапы жизненного цикла организации;
Изучить разные модели корпоративного управления на примере зарубежных стран;
Определить действия руководителя на разных этапах развития организации;
Исследовать банкротство в жизненном цикле организации.
Введение 2
Глава 1. Жизненный цикл организации 4
1.1. Этапы жизненного цикла 4
1.2. Анализ ситуации на стадии создания организации 5
1.3. Действия руководителя на разных стадиях развития организации 12
Глава 2. Банкротство в жизненном цикле организации: эмпирическое исследование 14
Глава 3. Современные модели корпоративного управления 22
Заключение 35
Библиографическая литература 36
Выборка
сформирована на основании опроса шести
арбитражных управляющих, проводивших
процедуры банкротства в
В
результате исследования включенные в
выборку компании были разделены на две
группы по истории возникновения: 55% предприятий
создано «с нуля» и 45% - приватизированы
(табл. 4). На момент ликвидации (2003 - 2006 гг.)
их возраст составлял 3 - 10 лет. При этом
долгожители среди них относятся к отсутствующим
должникам и фактически прекратили деятельность
(умерли) гораздо раньше. В случае корректировки
возраста организаций, созданных «с нуля»,
с учетом периода их экономической активности
до банкротства он составит 3 - 5 лет.
Таблица 4.
Структура организаций-банкротов по истории создания
|
Из 23 вновь созданных фирм только одна имела собственное недвижимое имущество на момент банкротства. Можно предположить, что отсутствие недвижимого имущества у созданных «с нуля» исследуемых компаний объясняется следующими обстоятельствами. В начале развёртывания производства предприниматели не имели достаточного капитала для создания фондоемкого бизнеса. Величина капитала была минимальной (на уровне сбережений домохозяйств), что позволяло сформировать лишь оборотные средства, и несопоставимой со средствами приватизированных компаний. К концу 2003 г. бизнес, когда-то созданный с нуля, безусловно, уже располагал капиталом для приобретения внеоборотных активов (недвижимости). Но в целях защиты от изъятия, в том числе через процедуры банкротства, происходило деление активов и хозяйственных операций между различными организационными структурами.
По
отраслевой принадлежности созданные
«с нуля» организации относятся в основном
к сфере торговли (47%) и строительства (43%).
Предполагаем, что это связано с большей
экономической активностью предпринимателей
в этих областях. Приватизированные предприятия,
попавшие в выборку, принадлежат к разным
отраслям, но наибольший удельный вес
среди банкротов занимает промышленность
(68%) (табл.5).
Таблица 5.
Структура организаций-банкротов по виду деятельности
|
В
результате банкротства умерло 59% организаций,
попавших в выборку, 24% перешло на другую
стадию жизненного цикла, а в 17% случаев
произошло возникновение новой экономической
организации на базе имеющегося комплекса
недвижимости (табл. 6). В число ликвидированных
попали все организации, не обладающие
недвижимым имуществом. К таким относятся
только вновь созданные «с нуля» фирмы.
Скорее всего, причины того, что они не
перешли на другую стадию жизненного цикла
при банкротстве была в том, что они не
имели признаков организации, не являющихся
мобильными. Персонал таких компаний распылился,
собственники начали новое дело, перенеся
ресурсы в другую отрасль. Без материальной
базы сохранение социальной среды организации
оказалось нежизнеспособным. Смерть наступила
и в отношении трех предприятий (7%), прошедших
приватизацию и имевших основные фонды.
Из организаций, перешедших на другую
стадию жизненного цикла, около трети
фирм изменило или диверсифицировало
направления деятельности.
Таблица 6.
Результаты процедур банкротства
N п/п | Показатель | Количество, шт. | Удельный вес, % |
Всего организаций, в том числе | 42 | 100,00 | |
1 | Перешло на другую
стадию жизненного цикла |
10 | 23,81 |
2 | Произошла смерть
старой и возникновение новой экономической организации |
7 | 16,67 |
3 | Ликвидировано (умерло), в том числе | 25 | 59,52 |
3.1 | не имеющие недвижимости | 22 | 52,38 |
3.2 | имеющие недвижимость | 3 | 7,14 |
Остальные 65% компаний использовали банкротство с целью высвобождения средств для финансирования преодоления кризиса путем неуплаты кредиторам. При этом они сохранили виды деятельности и персонал. В некоторых случаях имела место смена менеджмента (иногда - собственника), которая далее сопровождалась различными изменениями в структуре и управлении. Такие изменения не дают оснований говорить о смерти экономической организации. Она лишь претерпела изменения, связанные с переходом на новую стадию жизненного цикла.
В 2008 г., т.е. спустя 2 года после прохождения процедур банкротства, все 17 выживших организаций продолжают свою деятельность.
Это подтвердило гипотезу Г. В. Широковой и соавторов о том, что развитие организаций и их движение по этапам жизненного цикла различаются в зависимости от истории возникновения («с нуля» и приватизированные).
Для проведения дальнейших исследований Г.В. Широкова ставит вопрос о том, что следует считать датой создания организации: момент приватизации или рождения в советские времена. Она делает выбор в пользу приватизации, однако смена собственника и организационно-правовой формы при приватизации в большинстве случаев не означала смены топ-менеджмента, стратегии, коллектива сотрудников. Таким образом, организация с экономической точки зрения оставалась той же, изменилась только правовая форма[6.].
Таким образом, можно сказать, что прохождение процедуры банкротства «конкурсное производство» может дать три различных результата для бизнеса:
3. Современные модели жизненного цикла организаций
В российских организациях развитие системы трудовой мотивации персонала происходит в исключительно сложный период становления рыночной экономики, когда существуют старые и новые экономические отношения, когда остро проявляется противоречие между издержками консервативной рационально-бюрократической системы управления кадрами, сформированной еще в советские времена, и реальными потребностями предприятий, функционирующих в современных условиях рынка[7, С.119].
Актуальной является разработка научной концепции развития трудовой мотивации персонала на различных этапах жизненного цикла организации, которая бы аккумулировала все лучшее из мировой и отечественной теории и практики, и, вместе с тем, отражала бы национальную специфику, своеобразие исторического опыта, особенности переходного периода. На практике данная концепция может найти свое воплощение в разработке стратегии развития систем трудовой мотивации персонала на различных этапах жизненного цикла организации, в реализации на каждом этапе жизненного цикла прогрессивных мотивационных комплексов для эффективного использования и развития творческого и трудового потенциала персонала организации. Организация существенно меняется от момента своего возникновения до прекращения своего существования. При этом должны меняться и методы управления персоналом, в частности методы трудовой мотивации. Проблемы, актуальные на одних стадиях жизненного цикла организации, теряют свою актуальность на других стадиях жизненного цикла, их место занимают другие[7, С.120].
Изучение опубликованных научных трудов по проблеме показывает, что в мировой литературе наиболее глубоко исследованы проблемы развития трудовой мотивации в условиях стабильной организации. В то же время недостаточно раскрыты концептуальные положения развития трудовой мотивации на различных этапах жизненного цикла организации. Это связано с тем, что сама концепция жизненного цикла появилась в менеджменте относительно недавно.
Сегодня необходима разработка специального теоретического подхода к развитию трудовой мотивации в российских организациях на различных этапах ее жизненного цикла и в условиях современных российских реалий.
Анализируя основные модели корпоративного управления: англоамериканскую, немецкую, японскую модель и российскую (так называемую предпринимательскую модель, характерную для стран с переходной экономикой), можно сделать вывод, что они по-разному подходят к проблеме трудовой мотивации (табл. 7), эти модели рассмотрим с точки зрения возможностей для развития трудовой мотивации. Наименее пригодной для построения систем соучастия является англо-американская модель, ориентированная на собственника. Управление трудовой мотивацией в рамках этой модели возможно путем наделения работников акциями и, следовательно, включением их в число собственников. Однако внутри круга собственников наблюдаются значительные противоречия[8].
Корни принципа социального взаимодействия немецкой модели корпоративного управления лежат в традициях немецкой экономической системы, ориентированной на кооперацию и социальное согласие для достижения национального процветания и богатства. Основные элементы немецкой модели: двухуровневая структура совета директоров; представительство заинтересованных сторон универсальные банки; перекрестное владение акциями. Активным элементом немецкой модели корпоративного управления является трудовой коллектив. Центральным звеном немецкой модели является принцип социального взаимодействия, направленный на достижение баланса интересов акционеров, трудового коллектива и деловых партнеров [8].
Социальная сплоченность и взаимозависимость - важный аспект деловой жизни в Японии, уходящий корнями в японскую культуру и традиции. Современная модель корпоративного управления сложилась под влиянием, с одной стороны, этих традиций, с другой - внешних сил в послевоенный период. Ключевым элементом японской модели корпоративного управления является система пожизненного найма персонала. Естественно, она не охватывает полностью весь рынок труда Японии. Доля тех, кто всю свою трудовую жизнь связывает с одной компанией, составляет примерно 50%.