Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 12:07, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Жизненный цикл организации».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу темы «Жизненный цикл организации»;
Обозначить этапы жизненного цикла организации;
Изучить разные модели корпоративного управления на примере зарубежных стран;
Определить действия руководителя на разных этапах развития организации;
Исследовать банкротство в жизненном цикле организации.
Введение 2
Глава 1. Жизненный цикл организации 4
1.1. Этапы жизненного цикла 4
1.2. Анализ ситуации на стадии создания организации 5
1.3. Действия руководителя на разных стадиях развития организации 12
Глава 2. Банкротство в жизненном цикле организации: эмпирическое исследование 14
Глава 3. Современные модели корпоративного управления 22
Заключение 35
Библиографическая литература 36
Российская предпринимательская модель корпоративного управления характерна для стран с переходной экономикой. В рамках этой модели формально присутствуют все необходимые элементы, но в реальной деятельности принцип разделения прав собственности и контроля не признается.
При построении систем мотивации следует исходить из того, что на работника воздействуют не столько отдельные стимулы, сколько мотивационные комплексы. При действии стимулов имеет место эффект синергизма [8]. Действие систем трудовой мотивации всегда происходит в конкретной культуре, а это означает существенную зависимость мотивационных систем от национальных особенностей. Анализ эволюции систем трудовой мотивации показал, что наблюдается тенденция перехода от прямого мотивационного воздействия на персонал к косвенному. На первый план выдвигаются системы трудовой мотивации направленные на создание корпоративной культуры, и уже через нее управление персоналом. Эффективные системы мотивации имеют своей целью создание корпоративной культуры, которая затем и используется в качестве основного стимула.
Анализ
моделей трудовой мотивации показывает,
что в них мотивация
Таблица 7.
Сравнительные
характеристики моделей управления
Характеристика модели | Англо-американская | Немецкая | Японская | Российская |
Система ценностей | Индивидуальная свобода выбора | взаимодействие и согласие | взаимодействие и доверие | неопределенная |
Роль трудового коллектива | пассивная | активная | Активная сопричастность | Экстремальное реагирование |
Основной способ финансирования | Фондовый рынок | банки | банки | За счёт близости к власти |
Временной горизонт инвестирования | краткосрочный | долгосрочный | долгосрочный | сиюминутный |
Стоимость капитала | высокая | средняя | низкая | неопределённая |
Рынок капитала | высоколиквидный | ликвидный | Относительно
ликвидный |
неликвидный |
Оплата менеджмента | высокая | средняя | низкая | С высокой диспесией |
Рассмотрим важнейшие модели жизненного цикла организаций. Модель Липпита и Шмидта (табл. 8) отслеживает эволюцию шести важнейших проблем менеджмента организации, которые изменяются, как только организация переходит от одной стадии к другой. Модель позволяет проследить и процесс изменения принципов менеджмента персонала, определяющий изменение подходов к построению систем трудовой мотивации. Ряд трудностей, возникающих в связи с построением систем трудовой мотивации, можно объяснить в рамках концепции жизненного цикла организации.
До сих пор не предложено единой модели жизненного цикла организации. Разные модели обладают различной степенью адекватности по отношению к ключевым проблемам управления, в частности управления персоналом. Поэтому, при построении систем трудовой мотивации следует использовать несколько моделей в зависимости от фокуса внимания. На разных стадиях жизненного цикла организации на первый план выходят различные мотивационные комплексы[9, C. 6]..
Жизненный цикл организации влияет на системы трудовой мотивации не непосредственно, а через изменения присущей каждой стадии жизненного цикла культуре. Другая модель развития организаций была предложена Грейнером (рис. 2)
Рис. 2. Развитие
организации в модели Грейнера
Достоинством этой модели является возможность фокусироваться на проблеме кризисов и рисков, присущих развитию организации и различных для различных этапов жизненного цикла.
Таблица 8.
Жизненный цикл организации в модели Липпита-Шмидта
Стадии | Проблема | Главный вопрос | Последствия,если проблемная ситуация сохраняется |
Рождение |
|
Чем рисковать? | Фрустрация и бездеятельность. |
Юность |
|
|
|
Зрелость |
|
|
|
Наиболее приемлемой, с точки зрения задач управления системой мотивации, является модель Адизеса (рис. 3), которая в наибольшей степени отражает особенности эволюции организации, влияющие на управление персоналом[9, C. 10]. Исследуются ее возможности в построении мотивационных комплексов и систем трудовой мотивации. В модели, представленной Адизесом, этапы жизненного цикла организации делятся на две группы: рост и старение. Рост начинается с зарождения и завершается расцветом, после чего наступает старение, идущее от стабилизации к смерти организации. Согласно модели Адизеса, развитие организаций происходит через определенные стадии, на которых изменяются приоритеты четырех видов деятельности - достижения результатов предпринимательской деятельности, управления с помощью формальных правил и процедур и интеграции индивидов в организации. Продвижение от одной стадии к другой происходит, прежде всего, благодаря разрешению важнейших проблем последовательных стадий. Организация, в соответствии с этой моделью, начинает с приоритета предпринимательской деятельности, затем к нему добавляется приоритет результативности производства.
Рис. 3. Жизненный цикл предприятия по Адизесу
Формализация деятельности и интеграция придают особое значение, как только достигается зрелость. Организационный упадок происходит из-за придания чрезмерного значения стабильности, правилам и процедурам.
Теория
Адизеса описывает монотонно-
Концепция
органического эволюционного
1. Пионерная фаза. Доминантной в это время является экономическая подсистема, энергия и энтузиазм, неиспользуемые ресурсы социальной и технической подсистем Смыслом существования организации в этой фазе выступает максимально полное удовлетворение требований конкретного и немногочисленного клиента. Организация при этом остается насколько возможно простой - она приспособлена под личностные качества руководителя и зависит от тех нужд потребителей, которые он намерен удовлетворить. Успешное нахождение в этой фазе может продолжаться довольно длительное время, пока между учредителями не начнутся разногласия по поводу будущего развития и управления бизнесом. В `перезревшей` пионерной организации начинается процесс ее дезорганизации, либо такая компания реорганизуется для перехода в следующую фазу своего развития.
2. Фаза дифференциации. По мере роста организации следующим естественным периодом в жизни предприятия станет фаза дифференциации, т.е. формализации и рационализации всех «стихийных» процессов. Доминантной становится техническая подсистема, внимание сконцентрировано на создании и совершенствовании структуры управления. В дальнейшем такое предприятие либо «исчезает» и его ресурсы будут использованы для создания «пионерных» предприятий, либо оно переходит в следующую фазу – «интеграции».
3. Фаза интеграции. Доминирующая роль в этой фазе переходит к социальной подсистеме, которая находится в гармонии с уже эффективной экономической и совершенной технической подсистемами. Определяющим фактором развития становится коллектив совместно работающих людей, являющийся источником творческой энергии, необходимой для обновления организации и достижения целей.
4. Ассоциативная фаза. В этой фазе все три подсистемы находятся в своей высшей точке развития и гармонии. Это фаза социального партнерства и кооперации. Главным процессом в такой организации становится ассоциированный процесс индивидуального обучения и развития человека. Как можно видеть, концепция Ливехуда, так же, как и рассмотренные ранее теории и модели жизненного цикла, предусматривает однонаправленный характер развития. Границы фаз развития, как и у Адизеса, нечеткие.
Новым является рассмотрение трансформаций с точки зрения приоритетности подсистем организации и более значительный акцент на социальных аспектах.
Данная концепция попадает в русло более общей эволюционной теории организации.
Основные аспекты концепции коррекции бизнес-систем были изложены в докладе одного из приверженцев данной теории С. Гапонова на семинаре Брэндархитектура: создание и управление брэндом` (Москва, октябрь 2004 года) [12]. Рассматривая процесс развития с позиций жизненного цикла, метод коррекции бизнес-систем ставит под сомнение необратимость стадии «смерти» бизнес-системы. «Стареет» и» умирает» только первоначальная бизнес-идея (или одна из бизнес-идей). Главным способом сохранения бизнес-системы является ее способность управлять процессом преобразования первоначальной бизнес-идеи. Другими словами, наследуя основные постулаты эволюционной теории, данная концепция во главу угла ставит наличие управляемой адаптации системы к внешней среде. Преобразование изначальной бизнес-идеи производится на основании разработанных нормативных параметров бизнес-системы:
Данные нормативные параметры используются для построения нормативной модели жизненного цикла бизнес-системы. Модель формируется с использованием метода коррекции бизнес-систем и предназначена для определения нормативных календарных сроков тех или иных действий, связанных с управлением бизнес-системой.
Рассмотрим некоторые из параметров нормативной модели.
Основу организации нормативной модели жизненного цикла составляют два дополняющих друг друга этапа - количественный и качественный. Количественный этап - консервативный этап развития. Все ресурсы направляются на увеличение объемов производства, основная цель - максимальное их увеличение. Возможные изменения организации бизнес-системы не носят радикального характера.
Качественный этап - новаторский этап развития. С началом этого этапа начинается активное и очевидное `старение` бизнес-идеи. Иными словами, с началом качественного этапа намечается существенное различие между первоначальным представлением о том, какой должна быть бизнес-система, и тем, какой она стала. Появляется необходимость инноваций (комплекса взаимосвязанных мероприятий, приводящих к плановым этапным структурно-функциональным изменениям бизнес-системы).