Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определение стадии жизненного цикла предприятия по средствам применения различных методов.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- определить понятие жизненного цикла организации, его стадии;
- рассмотреть методы определения стадий жизненного цикла организации;

Содержание

Введение
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Основная концепция жизненного цикла предприятия
5
1.2 Методы определения стадий жизненного цикла организации
12
1.3 Роль методов в организационной диагностике предприятия
19
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОАО «КАМЫШЛОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Основные этапы жизненного цикла ОАО «Камышловский молочный завод»
22
2.2 Анализ поведения ОАО «Камышловский молочный завод» на стадии зрелости

25
3 Совершенствование деятельности ОАО «Камышловский молочный завод» на стадии зрелости

27
Заключение
33
Список использованной литературы
35

Работа содержит 1 файл

курс.ЖИЗН.ЦИКЛ ОРГ..docx

— 480.66 Кб (Скачать)

К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются  в единую картину мира, охватывая  разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном  уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Организация достигает лидирующего положения  на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции и комплекса  предоставляемых услуг создаются  новые подразделения, структура  становится более сложной и иерархической. Формализуются политика и распределение  ответственности, усиливается централизация.

Зрелость  организации означает, что ей удается  сохранять устойчивое положение  во внешней среде; показывает, что  остальные процессы переработки  опыта и встраивания его в  существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.

Эти артефакты  обеспечивают широкое распространение  парадигм организации среди еe членов и передаются новичкам как история успеха. Если на предыдущих этапах развития организационная культура сильно подвержена любому влиянию со стороны культуры лидеров, внешней среды, то на этапе зрелости она становится обычным правом, оказывающим влияние на все стороны жизнедеятельности организации.

Г) Упадок. Этап реструктуризации

Период  замедления роста и структурных  изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Стадия  старости. Этап спада.

Этап  спада — период, характеризующийся  резким падением сбыта и снижением  прибыли; организация ищет новые  возможности и пути удержания  рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация. Стадию старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.

В такой  ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают  адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что  механизмы, обеспечивавшие трансформацию  знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти  проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они  быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о  приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.

 

 

 

1.2 Методы определения стадий жизненного цикла организации

 

Грамотное определение стадии жизненного цикла организации позволяет точнее определить конструктивность использования различных управленческих технологий и перспективность привлечения тех или иных менеджеров для работы в компании.

Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой  экономической системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием  предприятия на основе модели жизненных  циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно  проводить изменения. В настоящее  время в экономических науках описание жизненных циклов носит  преимущественно качественный характер, в практической деятельности применение модели довольно ограничено из-за недостаточной  проработки отдельных методологических моментов.6

На сегодняшний  день известно не менее десяти моделей  развития организаций, созданных в  разное время. Примечателен тот факт, что большинство моделей появились  в США за период с 1967 по 1983 г. В основе каждой из них предполагаются различные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения.7

1. А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967).

Это одна из самых ранних моделей, возникшая  на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:

- первая стадия («борьба за автономию») возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»;

- вторая стадия («стремительного роста») включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность;

- третья стадия («замедления») характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур.

В целом  эта модель представляет развитие правительственных  организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и  расширению, а впоследствии к формализации и контролю.

2. Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967).

Эти исследователи  разработали одну из первых моделей  жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.

Они предложили три стадии развития корпораций:

- рождение, в процессе которого создаются системы управления и достигается жизнеспособность;

- юность, для которой характерно развитие репутации и устойчивости;

- зрелость, на протяжении которой деятельность корпорации направлена на достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях деятельности.

Данная  модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.

3. Л. Грейнер: «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972).

При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о  том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее  организации определено ее организационной  историей в большей степени, чем  внешними силами. Взяв за основу эту  теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.

Таким образом, жизнь организации состоит в  продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает  его собственную революцию. Революция  – бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов  управления. Путь организации из одной  стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода.8

4. У. Торберт: «Ментальность членов организации» (1974).

В этой модели организационное развитие тесно  связано с развитием чувства  общности персонала. Развитие организации  осуществляется параллельно процессу, проходящему от индивидуальности и  разрозненности групп к чувству  принадлежности к коллективу. Механизмы  развития при этом не уточняются.

5. Ф. Лиден: «Функциональные проблемы» (1975).

На различных  стадиях своего развития организации  имеют проблемы, мешающие нормальному  функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.

Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций.

На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов  работы процедур.

Третья  стадия характеризуется приданием  особого значения постановке целей  и получению прибыли.

На четвертой  стадии акцент делается на поддержании  поведенческих паттернов и институализации структур.

6. Д. Кац и Р. Кан: «Организационная структура» (1978).

Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости  от стадии ее развития. Исходя из этого, рассматриваются три основные стадии развития организации:

- стадия простых систем;

- устойчивая стадия организации;

- стадия разработки структур.

Представление социальной организации в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри организации, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа организации и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретной организации.9

7. Р. Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель» (1983).

В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий ранее созданные модели. Выделяя четыре стадии развития, основной акцент они делают на эффективности деятельности организации и определении ее критериев на различных стадиях.

8. И. Адизес: «Теория жизненных циклов организации» (1979).

В своем  исследовании автор проводит аналогию эволюции организации со схожими  биологическими процессами, происходящими  в развитии живых организмов, что  позволяет характеризовать эту  модель как эволюционно-теологическую. Процесс организационного развития представляется как естественный, запрограммированный  и заранее предусматривающий  неизбежное и поэтапное прохождение  организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции  указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы.10

Однако  исследователем выявлено основное отличие  организационного развития от биологического: в состоянии расцвета организация  может находиться долгое время при  условии обеспечения верного  стратегического и тактического управления. Помимо этого организация  может восстановиться и продолжить свой рост, даже если в настоящее  время находится на стадии спада  при условии внедрения принципиально  нового стиля руководства, при необходимости  – смены ориентиров, ценностей, установок  и т.д.

Рассмотрев  различные модели жизненного цикла  организации, видим, что в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в  той или иной степени отражают сущность эволюции компании.

Отсутствие  единой объективной модели обусловлено  тем, что авторами не были произведены  полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов  помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии (как, например, период рождения) могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты.11

Несмотря  на то, что различные авторы спорят о длительности и природе стадий развития, все они солидарны в  том, что каждая стадия содержит ее собственную уникальную структуру, системы и стиль лидерства. Переходы от одной стадии к другой не происходят естественно и гладко, независимо от силы и пожеланий высшего руководства.

Еще одна особенность развития, отмеченная Куином и Камероном, состоит в том, что изменения на ранних стадиях происходят более стремительно, чем на поздних стадиях развития. Но эта закономерность нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях.

Стоит отметить также следующую особенность  описанных выше моделей: как правило, стадии раннего развития и распада, или смерти, игнорируются исследователями. Это обусловлено сложностью получения информации о состоянии организации на указанных этапах. Пребывая на стадии зарождения, т.е. до формального существования, организация существует лишь в виде образа, созданного основателями компании. Очевидно, что отсутствие полного объема фиксированной информации затрудняет исследования. Между тем этап, предваряющий рождение организации, не менее важен, чем остальные. Важность его заключается в том, что основатели компании закладывают «теоретический» фундамент будущей организации, планируют главные направления ее деятельности и от правильности планирования во многом зависит успешная реализация стратегии на практике.12

С другой стороны, кроме И. Адизеса, никто из исследователей не уделил должного внимания стадии распада и смерти. Данный этап по некоторым естественным причинам игнорируется в исследованиях.

Таким образом, мы провели краткий анализ созданных  в разное время моделей жизненного цикла организаций, выявили основные их особенности, отметили имеющиеся  недостатки.

В настоящее  время в теории организации чаще всего встречается модель, предложенная Д. Миллером и П. Фризеном, которые, взяв за основу изменения в ситуации, самой организации, инновациях и организационной стратегии, выделили пять стадий развития: рождение, развитие, зрелость, расцвет, упадок.

В приведенной  ниже таблице отражены основные критерии, по которым можно определить (по их мнению) стадию, на которой находится исследуемая организация.13

Информация о работе Жизненный цикл организации